«Революции делаются в столицах, а в Баку проживает треть населения страны»
Интервью с членом Политсовета Общественной организации Партии «Пора» (Украина) Евгением Золотаревым
– Господин Золотарев, сейчас очень много разговоров идет о том, что «идеалы Майдана» оказались преданы. Насколько эти заявления соответствуют действительности?
– Идеалы были абсолютно понятны для всех тех, кто выходил на Майдан Незалежности, и заключались в том, что власть должна быть прозрачной, подотчетной обществу, должна быть свобода слова и мысли.
Что касается предательства идеалов Майдана, то это - несколько натянутый термин. Предательством было бы то, что выходившие на Майдан сотни тысяч людей отказались от идеалов, за которые ратовали. Этого нет.
Интервью с членом Политсовета Общественной организации Партии «Пора» (Украина) Евгением Золотаревым
– Господин Золотарев, сейчас очень много разговоров идет о том, что «идеалы Майдана» оказались преданы. Насколько эти заявления соответствуют действительности?
– Идеалы были абсолютно понятны для всех тех, кто выходил на Майдан Незалежности, и заключались в том, что власть должна быть прозрачной, подотчетной обществу, должна быть свобода слова и мысли.
Что касается предательства идеалов Майдана, то это - несколько натянутый термин. Предательством было бы то, что выходившие на Майдан сотни тысяч людей отказались от идеалов, за которые ратовали. Этого нет.
Что до политиков, которые пришли к власти вследствие событий на Майдане, то они мало чем отличаются от предыдущих украинских политиков, да и от политиков любой страны на пространстве бывшего СССР. Это люди старого, советского образца. И я, как и большинство украинцев, не разочарован их действиями по одной простой причине - мы не были очарованы ими.
– Тогда чем же Вы объясните то, что на прошедших парламентских выборах в Украине победила «Партия регионов», которую возглавляет Виктор Янукович - главный конкурент президента Украины Виктора Ющенко?
– Да, «Партия регионов» победила. Но в результате за политику Виктора Януковича было отдано куда меньше голосов, чем на президентских выборах. Даже если предположить, что на президентских выборах Янукович собрал 44 % голосов, то на парламентских выборах за него было отдано всего 32% голосов избирателей.
Как видим, разница довольно существенная. Хотя, безусловно, есть определенное разочарование в нынешней власти, которая не настолько последовательна, как того ожидали. И объясняется это тем, что, на мой взгляд, наше общество даже намного опередило, переросло власть в понимании перспектив Украины.
– В ближайшее время ожидается резкий рост цен на коммунальные услуги и квартплату в Украине. Может ли это привести к очередному всплеску недовольства со стороны населения и закончиться массовыми акциями протеста?
– Безусловно, недовольство населения ростом цен будет иметь место. Но я не стал бы в этом обвинять только украинскую власть. Это - объективный процесс роста цен на энергоносители, который имеет место во всем мире.
Кроме того, нельзя не отметить, что определенный шок переживает ныне и Россия. Связано это с тем, что впервые, после 1991 года, руководство Украины стало проводить действительно независимую политику. Это вызывает у России злость, иногда иррациональную. Это будет продолжаться, и к этому нужно быть готовым.
– Как Вы считаете, какое количество населения нужно вывести на улицы, чтобы революция стала реальностью, и почему эта революция не произошла в Азербайджане?
– Существуют определенные расчеты, согласно которым для того, чтобы революция стала явью, нужно, чтобы на улицы вышло до 3 процентов населения. Эти цифры применимы и к Азербайджану.
Тем более, что опыт истории показывает, что революции делаются в столицах, а в столице Азербайджана – Баку проживает более 30% населения страны, тогда как в Киеве проживает порядка 3% населения Украины. То есть если бы бакинцы так же активно, как и киевляне, вышли на улицы, то этого было бы достаточно для того, чтобы революция состоялась.
Но с другой стороны, внешнеполитическая конъюнктура в Азербайджане была намного хуже, чем в Украине. Потому и европейское сообщество, и США очень объективно следили за событиями в Украине, тогда как в случае с Азербайджаном позиция США была довольно сдержанной.
Более продуманно к вероятности осуществления революции в Азербайджане подошли в России. Здесь приложили все возможные усилия для того, чтобы нейтрализовать азербайджанскую оппозицию. Хотя я и сам лично встречался с представителями азербайджанской оппозиции и должен сказать, что и интеллектуально, и организационно эта контрэлита была готова к тому, чтобы взять власть в свои руки.
В этом их преимущество перед российской, белорусской оппозицией и даже в некотором смысле перед людьми, которые ныне находятся у власти в Украине.
Но тут нельзя не заметить, что во многом своего успеха украинской оппозиции удалось достичь за счет единства.
В Азербайджане же единства оппозиции нет - партия «Мусават» занимает одну позицию, блок «Азадлыг» другую. И в этом - одна из главных причин неудач азербайджанской оппозиции.
– Какую работу нужно вести среди населения по окончании выборов для того, чтобы люди вновь поверили в оппозицию и вышли на улицы?
– Как показывает история, не существует каких-то универсальных рецептов, которые могут быть возведены в ранг истины в данном вопросе. Нам в свое время тоже очень много советовали и ставили в пример Сербию и Грузию. Но оказалось, что нужно придумывать свои методы, организационные и технологические схемы, искать свой путь к сердцам людей. Иными словами, путь каждой страны к демократии сугубо индивидуален.
Но если в целом, то азербайджанской оппозиции жизненно необходимо объединиться. Другой вопрос - насколько это реально при всех уже имеющихся противоречиях? Но я думаю, что есть возможность добиться единства оппозиции.
Кроме того, нужно подготовить международное сообщество. Мы очень долго и методично готовили и США, и европейское сообщество к тому, что тогдашние власти Украины в очередной раз запустят механизм фальсификаций и что избирательная кампания проходит в полном отрыве от демократических стандартов. Этот метод информационной работы могла бы взять на вооружение и азербайджанская оппозиция.
И тут необходимо отметить, что у нее в последнее время появилась еще одна проблема.
Президент Азербайджана Ильхам Алиев сумел перехватить инициативу у азербайджанской оппозиции и всячески демонстрирует международному сообществу свою приверженность к демократизации общества. Это видно невооруженным взглядом и чувствуется по тону отзывов о нем в международной прессе.
Достаточно вспомнить, сколь положительный резонанс вызвали выступления Ильхама Алиева в рамках Форума ГУАМ. Поэтому международным организациям будет очень сложно сориентироваться в том, насколько Азербайджан действительно нуждается в смене власти.
– Насколько правильно говорить об этом, при том, что до сих пор не найдены заказчики и исполнители убийства главного редактора журнала «Монитор» Эльмара Гусейнова?
– Если вы помните, все акции протеста в Украине начались именно после убийства журналиста Георгия Гонгадзе. Но вот уже полтора года как в Украине новая власть, а этот вопрос до сих пор не решен и никто не понес наказания.
К сожалению, именно этот негативный пример может быть взят на вооружение властями других стран, которые могут призвать не заострять внимание на убийстве журналиста, а акцентировать внимание на более глобальных, по их мнению, вопросах.
Хотя, безусловно, и в США, и в Европе очень чутко реагируют на проблему защиты свободы слова. И нужно как можно чаще привлекать их внимание к имеющимся в этой области проблемам в стране.
Беседу вел
Илья Файнзильберг
Оставьте свои комментарии