N 13 (108) Cентябрь 2006 года.

Осень в Тбилиси будет жаркой?

Просмотров: 4388

Август в Тбилиси выдался изнуряюще жарким. Под натиском беспощадного зноя сошли на нет и митинговые страсти. И лишь у входа в здание первого корпуса Тбилисского университета до сих пор стоит пикет наиболее стойких представителей старой профессуры, с мая протестующих против методов шоковой терапии в образовании. Однако, по мнению политологов, августовское затишье обещает резкий всплеск политических страстей, связанных с предстоящими выборами в местные органы самоуправления.

Основные оппозиционные партии решили отказаться от идеи бойкота выборов и пойти на них единым блоком. Выборы призваны стать генеральной репетицией перед предстоящими через год парламентскими выборами. И их эпицентром, естественно, будет Тбилиси, где проживает большая часть населения страны.

Август в Тбилиси выдался изнуряюще жарким. Под натиском беспощадного зноя сошли на нет и митинговые страсти. И лишь у входа в здание первого корпуса Тбилисского университета до сих пор стоит пикет наиболее стойких представителей старой профессуры, с мая протестующих против методов шоковой терапии в образовании. Однако, по мнению политологов, августовское затишье обещает резкий всплеск политических страстей, связанных с предстоящими выборами в местные органы самоуправления.

Основные оппозиционные партии решили отказаться от идеи бойкота выборов и пойти на них единым блоком. Выборы призваны стать генеральной репетицией перед предстоящими через год парламентскими выборами. И их эпицентром, естественно, будет Тбилиси, где проживает большая часть населения страны.

В столице проживает и половина наиболее многочисленной из этнических общин Грузии – армянской, голоса представителей которой могут самым решительным образом повлиять на исход выборов.

По логике вещей уже на дальних подходах к выборам должна была начаться борьба за голоса национальных меньшинств, число которых, даже по самым заниженным оценкам, составляет до 20% от общего числа избирателей. К этому статистическому показателю объективно следует отнести и тех, кто по разным причинам вынужден был сменить фамилию на титульную, но остался ориентированным на национальные традиции и исторические корни.

Игнорировать мнение каждого пятого потенциального избирателя – непозволительная роскошь в демократической стране. Возможно это только в стране с богатой традицией фальсификации итогов выборов. Парадоксально, но именно после «революции роз» отношения власти и национальных общин совершенно охладели.

При прежнем руководстве страны в канцелярии президента работал отдел межнациональных связей во главе с профессором Алексеем Борисовичем Герасимовым, замечательным ученым и большим патриотом Грузии. Многонациональный аппарат отдела всегда был открыт для решения повседневных проблем многочисленных диаспор. При отделе работало Собрание, куда члены национальных общин делегировали своих представителей. Собрание было координационным центром по прогнозированию и стабилизации ситуации в потенциально конфликтных зонах. После победы революции эта структура была упразднена и заменена неким аморфным образованием, не оказывающим никакого влияния на ситуацию в национальных общинах.

В результате оказавшиеся вне национальной политики государства общины стали самоорганизовываться. Так, до 30 общественных организаций, представляющих русскую общину Грузии, объединились в единую пророссийскую организацию соотечественников «Отчизна» во главе с членом Совета соотечественников при Госдуме РФ Валерием Сварчуком.

В азербайджанской, еврейской и осетинской диаспорах активизировался процесс деления на отдельные ячейки, каждая из которых претендует на звание главной. Украинская диаспора, дезориентированная событиями на оранжево-голубой родине, пребывает в режиме ожидания. И лишь греческая община под руководством многоопытного Кириака Иорданова демонстрирует олимпийское спокойствие и вне зависимости от политической обстановки оказывает посильную помощь, в том числе и гуманитарную, представителям других диаспор. Предметом отдельного исследования является ситуация в многочисленной армянской общине, которая с первых же постсоветских лет пребывает под жестким прессом власти. В памяти общины живы воспоминания о разгоне во времена правления Звиада Гамсахурдиа первой учредительной конференции армянского культурно-благотворительного общества в Доме кино летом 1991 года. Последующие конференции или съезды проводились под контролем властей в окружении кордонов полиции. В качестве руководителей общины выдвигались заранее согласованные кандидатуры обласканных властью государственных чиновников, предпочтение отдавалось бывшим секретарям райкомов КП.

И сегодня, когда в Грузии создан первый на постсоветском пространстве музей коммунистической оккупации, а Михаил Саакашвили предал анафеме коммунистическое прошлое, в числе «выдвиженцев» от армянской общины все те же секретари райкомов и даже член Бюро ЦК КП Грузии. К чести власти надо сказать, что такой «привилегии» не удостоена ни одна другая община. Обласканные властями четырех формаций «выдвиженцы» усердно выполняют заказ на развал общины. С их молчаливого согласия в Тбилиси фактически ликвидируется система армянского образования. Из аппарата министерства образования и науки удалены последние два армянина-специалиста высокой квалификации. Из десяти последних армян-директоров школ Тбилиси уволены восемь.

В органах местного самоуправления столицы не осталось ни одного сотрудника-армянина. Лидеры так называемого Союза армян Грузии никак не отреагировали на абсолютно дикий случай в декабре прошлого года, когда чиновники министерства образования при поддержке сводного отряда полиции на протяжении трех дней штурмовали лучшую русскую школу на Авлабаре, чтобы отстранить от должности последнего армянина-директора русской школы. Не пошевелили они и пальцем, когда Михаил Татевосов был арестован и на четыре месяца помещен в тюремную камеру. И это притом что под обращением в защиту президента Союза армян Тбилиси подписались более 13 тысяч тбилисцев и руководители всех национальных диаспор страны, а также руководители Всемирного армянского конгресса.

О нулевом коэффициенте полезного действия формальных руководителей общины красноречиво говорит результат последних выборов. В поддержку мажоритария от партии власти в Исано-Самгорском районе - районе компактного проживания армянской общины – было отдано менее 10 процентов голосов местных армян, в то время как за занявшего второе место депутата от оппозиции проголосовало более 30% представителей общины. Таким был ответ населения на равнодушное отношение городских властей к нуждам жителей городских районов Авлабара, Ходживанка и Элия, где улицы практически непроходимы, а проблемы с подачей воды и газа стали хроническими.

Не получило население района и ответа на вопрос о том, почему именно на Авлабаре лучшая в республике русская школа, которую президент страны назвал «символом преобразований в Грузии», подверглась штурму полиции. Наоборот, после декабрьских событий самую современную школу республики не посетил ни один руководитель городского или республиканского ранга. И прежде всего потому, что политика властей входит в явное противоречие с декларациями о том, что мы - один народ, а Грузия – наша общая родина.

Из года в год на ставших традиционными ежегодных встречах Верховного комиссара ОБСЕ по вопросам национальных меньшинств Рольфа Икеуса с руководителями общественных организаций диаспор Грузии звучат одни и те же жалобы на отсутствие у институтов власти какого-либо интереса к мнению диаспор. В отличие от практики прошлых лет представители нацменьшинств отстранены от участия в дискуссиях на телевизионных каналах, нет их ни в одной из молодежных передач. И все это на фоне обострения отношений власти с оппозицией накануне назначенных на декабрь выборов в местные органы самоуправления.

Остается непонятным, какие могут отыскаться аргументы, чтобы убедить избирателя из числа национальных меньшинств проголосовать не за перемены, а за продолжение нынешней политики.

Динара Мелик-Нубарова, Тбилиси

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 3 человека

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты