Вагаршак Арутюнян: «Необдуманные шаги могут привести к возобновлению боевых действий»
Летнее политическое затишье в Армении развеяла неожиданная активность международных посредников в урегулировании карабахского конфликта. Оценить нынешнее состояние мирного процесса в Карабахе, реальное соотношение вооруженных сил Армении и Азербайджана и возможность возобновления военных действий «Ноев Ковчег» попросил сопредседателя партии «Национальное возрождение», экс-министра обороны Армении, генерал-лейтенанта Вагаршака Арутюняна.
— Заявление сопредседателей Минской группы ОБСЕ по Нагорному Карабаху с угрозой прекратить посредническую миссию вызвало большую дискуссию в армянском обществе. Масла в огонь подлил американский сопредседатель Мэтью Брайза, раскрыв содержание документа, предложенного на подпись президентам Армении и Азербайджана. Как Вы оцениваете оба этих документа? Могут ли они в скором времени реализоваться?
— Реакция общества вполне естественна, так как впервые за многие годы были обнародованы и стали известны обществу договоренности, обсуждаемые президентами обеих стран. Еще до того, как Брайза раскрыл закулисную суть переговорного процессаю...
Летнее политическое затишье в Армении развеяла неожиданная активность международных посредников в урегулировании карабахского конфликта. Оценить нынешнее состояние мирного процесса в Карабахе, реальное соотношение вооруженных сил Армении и Азербайджана и возможность возобновления военных действий «Ноев Ковчег» попросил сопредседателя партии «Национальное возрождение», экс-министра обороны Армении, генерал-лейтенанта Вагаршака Арутюняна.
— Заявление сопредседателей Минской группы ОБСЕ по Нагорному Карабаху с угрозой прекратить посредническую миссию вызвало большую дискуссию в армянском обществе. Масла в огонь подлил американский сопредседатель Мэтью Брайза, раскрыв содержание документа, предложенного на подпись президентам Армении и Азербайджана. Как Вы оцениваете оба этих документа? Могут ли они в скором времени реализоваться?
— Реакция общества вполне естественна, так как впервые за многие годы были обнародованы и стали известны обществу договоренности, обсуждаемые президентами обеих стран. Еще до того, как Брайза раскрыл закулисную суть переговорного процесса, в прессе появились утечки о том, что обсуждаются вопросы возврата территорий и проведения референдума.
Что касается предложенного сопредседателями рамочного соглашения по урегулированию карабахского конфликта, то хочу напомнить, что в карабахской проблеме есть два фундаментальных аспекта: для Азербайджана это территории, для Армении - статус Карабаха. В соглашении предложен следующий вариант решения: возвращаются территории и проводится так называемый «отложенный референдум».
Сложность, которую я вижу на пути реализации этого варианта, в том, что азербайджанская сторона не согласна на проведение референдума на территории НКР. Иначе говоря, армянская сторона согласна обсуждать вопрос о возврате территорий в обмен на референдум. Но когда дело доходит до проведения референдума на территории Карабаха, то Азербайджан не соглашается с данной постановкой вопроса, заявляя о недопустимости статуса Нагорного Карабаха вне Азербайджана. Поэтому говорить о каком-то согласии между сторонами в переговорном процессе невозможно. Документ сегодня не имеет перспективы из-за позиции Азербайджана.
Заявление сопредседателей я расцениваю как попытку давления на противоборствующие стороны с тем, чтобы те приняли предложенный план. При разрешении конфликта и посредники, и стороны должны исходить из того, что необдуманные шаги могут привести к возобновлению боевых действий. Поспешность иногда проявляется в стремлении разрешить конфликт в 2006 году. Все попытки сделать это быстро и «на ходу» привели лишь к тому, что сегодня проблема ни на шаг не сдвинулась с места.
— Вы являетесь активным участником Дартмунтской конференции, которая на экспертном и общественном уровне занимается проблемой урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Расскажите подробнее о деятельности этого международного форума.
— Дартмунтская конференция работает с 2001 года, ее сопредседателями являются Россия и США, участниками - армянская, карабахская и азербайджанская стороны. В рамках Дартмунтской конференции подписан проект трехстороннего рамочного соглашения о мирном процессе.
Чем отличаются подходы, имеющиеся в проекте, от других существующих подходов? Первое – это то, что документ направлен не только на устранение последствий конфликта - в нем четко расписана логика мирного процесса. Это то, что сейчас отсутствует в подходах сопредседателей МГ.
Документ рассчитан на два этапа. Первый - выработка мер доверия, основанная на пошаговых равнозначных уступках в сферах, согласованных сторонами. Говоря о равнозначных уступках, я имею в виду и оккупированные Азербайджаном территории, о которых почему-то забыли. Это и армянский анклав Арцвашен, и армянонаселенные Шаумяновский и часть Мардакертского района, находящиеся на севере НКР. Все это более долгий, но правильный путь.
В Дартмунтском документе четко указано и на необходимость отказа сторонами от пропаганды войны. Невозможно участвовать в мирном процессе, одновременно заявляя о решении конфликта военным путем, как это делает азербайджанская сторона. Второй этап - обсуждение основных вопросов.
Это второй трехсторонний документ после подписанного в 1994 году соглашения о прекращении огня. Я был среди тех, кто разработывал его, и должен сказать, что Азербайджан и тогда с трудом согласился на участие Карабаха в подписании этого документа. Аргументом в пользу НКР явилось то, что если Карабах не является участником конфликта, то кто же будет выполнять соглашение о прекращении огня?
— Почему, на Ваш взгляд, позиция Азербайджана жестче, чем позиция победившей в войне Армении?
— Азербайджан, развязывая войну, рассчитывал на то, что его экономический, а соответственно и военный потенциал гораздо выше армянского. В Баку считали, что это заставит нас пойти на компромисс. К тому же в Азербайджане надеялись, что международное сообщество никогда не примет принцип самоопределения, но они и здесь просчитались: сегодняшние события в мире показывают, что это не всегда так.
— В каком случае Азербайджан действительно решится начать новую войну?
— В Азербайджане есть силы, которые относятся к мирному процессу с недоверием и предлагают силовое решение проблемы. Азербайджан решится на это, когда почувствует, что способен военным путем решить вопрос. Сегодня Азербайджан не только делает заявления, но и предпринимает конкретные шаги для укрепления своих вооруженных сил. Нельзя сбрасывать со счетов то, что они действительно готовятся к войне. А начнут ее или нет, зависит от готовности вооруженных сил и военно-политической обстановки в регионе и в мире в целом.
— Являются ли Вооруженные силы Армении и Армия обороны Нагорно-Карабахской Республики теми факторами, которые сдерживают начало боевых действий, и какова их боеспособность?
— Без сомнения. Важно обеспечение баланса сил и не обязательно количественного, главное - качественного, что сегодня мы и выполняем.
Должен сказать, что и в ходе боевых действий и в целом, по оценкам экспертов, ВС Армении и Армия обороны НКР показали себя боеспособными и готовыми выполнить поставленные перед ними задачи.
— Высокие цены на нефть, начало эксплуатации нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан увеличили доходы Азербайджана. Зависит ли напрямую боеспособность азербайджанской армии от военного бюджета или есть другие, не менее важные аспекты, о которых редко упоминается в печати ?
— Азербайджан хотел бы военным путем решить карабахский вопрос. Но сегодня к этому нет предпосылок: страны, которые вложили в нефтяной консорциум большие суммы, не заинтересованы в возобновлении военных действий. Нефтепровод проходит в нескольких десятках километров от линии соприкосновения, что при современных средствах вооружения, конечно, не дает никакой гарантии безопасности нефтепровода.
Зависит ли напрямую боеспособность азербайджанской армии от военного бюджета? Конечно, зависит. Однако здесь важно то, насколько эффективно будет использоваться каждый доллар для обеспечения боеготовности армии.
Я вновь хочу вернуться к началу военных действий. Тогда Азербайджан по разным видам вооружения имел преимущество перед Арменией и НКР в 20-30 раз, но ему не помогла ни экономическая, ни военная мощь. Почему? Потому что это лишь часть факторов, которые влияют на исход войны. Многое зависит от уровня подготовки офицерских кадров, от морально-психологического состояния войск. Все эти факторы в конечном итоге и определяют боеспособность армии, а не только количество техники и вооружения.
Важным фактором поддержания баланса военных сил является «Договор об ограничении обычных вооружений в Европе», участниками которого являются Армения и Азербайджан. Этот договор устанавливает равные квоты по основным видам обычных вооружений.
— В Армении уже началась подготовка к предвыборному сезону. Каковы планы Вашей партии на будущее: собираетесь Вы принять участие в парламентских выборах 2007 года и президентских выборах 2008 года?
— Мы будем участвовать в выборах в Национальное Собрание. В сентябре «Национальное возрождение» начнет политические консультации с другими оппозиционными силами, и после этого на расширенном заседании совета партии мы обсудим вопрос о том, идти ли на выборы самостоятельно или в блоке с другими партиями. Окончательное решение будет принято на съезде партии, дата проведения которого зависит от развития событий. О президентских выборах пока говорить рано.
Сусанна Петросян
Оставьте свои комментарии