N 13 (108) Cентябрь 2006 года.

Сергей Филатов: «Демократию нужно сохранить»

Просмотров: 7978

Эксклюзивное интервью нашей газете руководителя Конгресса интеллигенции России, главы аппарата первого президента России

— Сергей Александрович, Вы были одной из ключевых фигур российской политики – возглавляли аппарат президента Ельцина. Что Вы с высоты прошедших лет думаете о своей работе? Что было сделано, на Ваш взгляд, такого, что могло бы войти в историю современной России?

Во-первых, принятие Конституции в 1993 году. Я возглавлял работу по разработке новой Конституции, и думаю, это одно из моих главных дел. Мы создали важный политический документ, приведший к стабильности в последующие годы. Второе достижение – вступление России в Совет Европы и в Европейский суд по правам человека. Я этому процессу уделял особое внимание. Россия ни по каким критериям не проходила в эту организацию. Нам нужно было выполнить 20 пунктов требований, в том числе отказаться от применения смертной казни.

Эксклюзивное интервью нашей газете руководителя Конгресса интеллигенции России, главы аппарата первого президента России

— Сергей Александрович, Вы были одной из ключевых фигур российской политики – возглавляли аппарат президента Ельцина. Что Вы с высоты прошедших лет думаете о своей работе? Что было сделано, на Ваш взгляд, такого, что могло бы войти в историю современной России?

Во-первых, принятие Конституции в 1993 году. Я возглавлял работу по разработке новой Конституции, и думаю, это одно из моих главных дел. Мы создали важный политический документ, приведший к стабильности в последующие годы. Второе достижение – вступление России в Совет Европы и в Европейский суд по правам человека. Я этому процессу уделял особое внимание. Россия ни по каким критериям не проходила в эту организацию. Нам нужно было выполнить 20 пунктов требований, в том числе отказаться от применения смертной казни. Мы приняли обязательства, под которыми подписались президент, премьер и председатели двух палат. До сих пор еще не все законы приняты, но тем не менее наши граждане могут обжаловать решение наших судов в Европейском суде – это очень важно. В-третьих, нам удалось принять Договор об общественном согласии и объединить все силы в едином стремлении построить новую Россию. Все подписались под этим документом, кроме коммунистов. Процесс начался многообещающий, но завершен не был: какое общественное согласие, когда в стране началась чеченская война?

Думаю, важными оказались и закон о государственной службе - какие должности отнести к выборным, а какие к сменяемым, - и создание системы местного самоуправления. Я уделяю этой системе власти первостепенное значение потому, что именно эта структура более всего связана с людьми и непосредственно обеспечивает удобство их жизни. Мы приняли основной закон о местном самоуправлении. К сожалению, затем снова появились промежуточные, межмуниципальные организации, и многие проблемы вязнут в сетях этих структур.

Что еще важно подчеркнуть: Ельцин, уйдя из власти, доказал ее демократичность. Это свойство власти нужно сохранить. Если этот путь сохранится, то в нашей стране демократия состоится, если всё сейчас сломать, то на демократии можно поставить крест. Выборность первых лиц государства – это основа демократии.

Экономические реформы, демократические преобразования, защита свободы личности, прав человека – все это начиналось в нашей стране в начале 90-х годов прошлого столетия. К сожалению, в какой-то мере сейчас все это деформировано.

— Практически все, кто уходит из большой политики, создают фонды, институты, общественные организации. Как появился Конгресс интеллигенции России? Это была Ваша идея?

Это была не моя идея. Эта идея принадлежит писателям, и появилась она еще до моего ухода из власти. Ну а после отставки мне захотелось создать такую площадку, где можно было бы дискутировать с властью. Поэтому и был создан Конгресс интеллигенции. Я считаю, что власть без интеллигенции – плохая власть. Сегодня в России интеллигенция равноудалена от власти, нет диалога, нет сотрудничества, и в этом нет ничего хорошего. Я говорю сейчас о либеральной интеллигенции, а не о патриотической, которая всегда стремится быть ближе к власти. После создания конгресса мы провели три встречи. Первый конгресс прошел в Москве под названием «Власть и нравственность». Второй диалог был посвящен будущему России накануне выборов нового президента. Третий конгресс состоялся в Уфе и был посвящен важной проблеме «Культура, образование, религия – их роль в нашей жизни». Больше я конгрессов не проводил. Конгресс был неугоден олигархам, они видели в нем некую неприятную им силу. Тогда же мне показалось, что лучше направить силы на создание форума молодых писателей. Я уже шестой год занимаюсь этим объединением и хочу сказать, что молодежь – это и осмысление нашей жизни, и взгляд в будущее. Политики могут врать, блудить, журналисты в большинстве своем могут быть продажны и зависимы, и только у писателей может сохраниться правдивый взгляд на то, что происходит в стране. Еще в советские времена правда просачивалась к людям через литературу. Вот по этой причине все средства, которые были и есть у фонда, я направил на эту работу. Творческая молодежь – будущее нашей страны.

Актив форума в стране - 1000 человек, с которыми мы имеем постоянную связь. Издаем интернет-журнал «Пролог», сборники лучших произведений, книги серии «Молодые писатели России».

— В одном из своих выступлений Вы сказали, что российская интеллигенция должна подумать о формировании конструктивной оппозиции. Что Вы вкладываете в это понятие? И вообще, должна ли интеллигенция заниматься политикой или у нее есть другие задачи?

Интеллигенция политикой заниматься не должна. Политика имеет достаточно твердое определение – это борьба за власть. Но с другой стороны, писатель без политики – не писатель. Для понимания всех процессов, которые происходят в жизни, он должен иметь свою позицию и быть патриотом. Но у нас настоящего патриотизма нет. Есть государственный патриотизм, который трактуется как воспитание патриотов. Когда-то этим понятием пользовался Сталин, затем Хрущев, и сегодня некоторые политики желают воспитывать солдатиков, которые должны быть готовы отдать жизнь за их дела. В моем понимании, патриотизм – это несколько иное. Это прежде всего земля, на которой я живу, страна, семья, все мы. Это понятия, которые живут в душе каждого из нас. Патриотизм не нужно воспитывать - он или есть, или его нет. Поэтому интеллигенция, как граблями, должна прочищать весь мусор и все нечистое в нашей стране. Я вот за такую интеллигенцию.

— Каковы были Ваши отношения с президентом Ельциным и как сложились Ваши отношения с экс-президентом России Борисом Николаевичем? Общаетесь ли Вы сейчас?

У нас были чисто деловые отношения. Я не входил в круг людей, которые проводили с президентом свое свободное время, отдыхали с ним. Но скажу прямо, что у нас сложились очень хорошие, добрые отношения. Не было случая, чтобы Борис Николаевич проявил какую-либо грубость или неуважение ко мне. Все было в рамках. Вообще Ельцин очень трудно сближался с кем-либо, может, этому научила его партийная жизнь или повлияла травля при Горбачеве. С Шеварднадзе у него были дружеские отношения, но потом они разругались. Ельцин очень дорожил дружбой с Александром Николаевичем Яковлевым – эти отношения не имели никакой конкуренции.

Простились мы с ним хорошо, дружелюбно. Перед президентскими выборами Борис Николаевич менял всю команду – это было основным пунктом его концепции. Но я еще поработал в качестве заместителя начальника предвыборного штаба и ушел, когда мне исполнилось 60 лет. Я был основным разработчиком закона о государственной службе и первым должен был исполнять его. А как известно, госслужба заканчивается к 60 годам.

Сейчас мы поздравляем друг друга с днем рождения. Я был на презентации книги Бориса Николаевича. Но личных дружеских отношений нет.

— В последнее время многие эксперты и СМИ говорят и пишут о том, что отношения между Арменией и Россией изменились, скорее охладели. Насколько это, на Ваш взгляд, соответствует истине? И как поведет себя Россия при военном конфликте между Азербайджаном и Арменией?

На мой взгляд, отношения между двумя странами несколько заторможены, не вижу я особого развития. Этому есть причины политического и географического характера. Как известно, все дороги и коммуникации из России в Армению ведут через Грузию. Когда стали портиться отношения с Грузией, соответственно затруднилось общение и с Арменией. Экономика Армении из-за этого страдает, но очевидно, что вместе с экономическими трудностями появляются и политические. Это одна объективная причина.

Вторая – это проблема Нагорного Карабаха. Она требует серьезного решения. Азербайджан стремится заручиться поддержкой как США, так и России. Россия боится потерять Азербайджан, и отношения с Арменией становятся все прохладнее. Это недопустимо. Со своей стороны и Армения ничего не предпринимает для дальнейшего развития отношений. Многие говорят о развитии двусторонних связей в экономике, культуре, но в реальности – это мизер. Наши страны и народы близки настолько, что нельзя отрываться друг от друга ни на шаг.

Отвечая на вторую часть Вашего вопроса, скажу, что Россия сделает все возможное, чтобы конфликта не произошло. Есть варианты мирного урегулирования, и Россия понимает всю сложность и трагичность военных действий в отношении своего стратегического партнера в ОДБК.

— Бывали ли Вы в Армении? Есть ли у Вас там знакомые, друзья?

Дело в том, что наполовину я армянин. Моя мать, Арушанова Мария Арутюновна, уроженка города Тифлиса, в 30-х годах вместе с бабушкой и со своей сестрой переехали в Москву. По линии матери у меня было два двоюродных брата – Ким и Феликс. Ким воевал с немцами в годы войны, а после войны работал в спортобществе «Спартак». Были еще Володя, Гагик и Завен. К сожалению, все они скончались, кроме Володи. Володя Панян, известный оператор на «Мосфильме», и сейчас снимает кино. Он автор 37 фильмов: «Дела сердечные», «Анна Каренина», «Приезжие», «Белая ворона» и т.д.

Я бывал в Армении по долгу службы в начале 90-х годов, когда руководил аппаратом президента Ельцина. К сожалению, друзьями не обзавелся. Трудные были годы для армян.

Беседу вел

Григорий Анисонян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 8 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Приятно удивлен тем, что Филатов оказался наполовину армянином и горд этим - по своему госстатусу и по Вашей статье производит впечатление очень умного и тонкого человека,не забывающего также своих корней. Печатайте побольше таких статей о наших "скрытых" соотечественниках.
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты