Грузия в турецко-азербайджанском кольце
В последние cоветские десятилетия грузинское население в Грузии составляло 64-67% от общего числа ее населения. Отсюда, из этих цифр, и родились предположения, что национальные меньшинства республики – а это 1,8-1,9 млн человек – причина множества ее этнокультурных и этнополитических проблем.
В других республиках бывшего СССР значительное число национальных меньшинств было только в Латвии - 48% и в Эстонии - до 40%. В таких многоэтнических, но унитарных государствах, как Франция, Румыния, Белоруссия, Молдавия, Украина, доля государствообразующего народа превышала 80-85%. После «перестроечных» событий удельный вес грузин в населении Грузии составил 83,8%. Однако вряд ли национальный фактор в политической жизни Грузии утратит свою остроту. В качестве иллюстрации можно привести ситуацию с азербайджанской общиной Грузии.
В последние cоветские десятилетия грузинское население в Грузии составляло 64-67% от общего числа ее населения. Отсюда, из этих цифр, и родились предположения, что национальные меньшинства республики – а это 1,8-1,9 млн человек – причина множества ее этнокультурных и этнополитических проблем.
В других республиках бывшего СССР значительное число национальных меньшинств было только в Латвии - 48% и в Эстонии - до 40%. В таких многоэтнических, но унитарных государствах, как Франция, Румыния, Белоруссия, Молдавия, Украина, доля государствообразующего народа превышала 80-85%. После «перестроечных» событий удельный вес грузин в населении Грузии составил 83,8%. Однако вряд ли национальный фактор в политической жизни Грузии утратит свою остроту. В качестве иллюстрации можно привести ситуацию с азербайджанской общиной Грузии. По численности азербайджанское население становится устойчиво вторым в стране, компактно живет на большой территории - до 7 тысяч кв. км, занято в основном в сельском хозяйстве и скотоводстве, политически активно, экономически неустроенно. Будущие этнополитические проблемы Грузии могут вскоре проявиться именно здесь.
За 1989-2002 годы азербайджанское население Грузии сократилось на 65 тысяч. Несмотря на это, впервые в новой истории азербайджанское население стало вторым этносом Грузии. В 2002 году азербайджанцев было 284761 человек - 6,5%, армян – 248767 человек, или 5,7% от общего числа населения Грузии, а все другие этнические меньшинства составляли всего 4% населения, или 174,8 тысячи. С учетом того, что естественный прирост азербайджанского населения в 1,6-1,8 раза превышает средний уровень по стране, к 2015 году его доля в численности населения Грузии составит не менее 10%.
Детальная картина выглядит так: больше всего азербайджанцев в Грузии традиционно живет в Нижнем Картли и отчасти в Кахетии - 243 тысячи. В Тбилиси азербайджанцы составляют около 18 тысяч, в Рустави - 11,5 тысяч. Немало их и в Центральном Картли - около 8 тысяч, в Кахетии - 11 тысяч. В пяти административных районах - Марнеульском (91,2 тыс.), Болнисском (53,8 тыс.), Дманиси (33,1 тыс.), Гардабани (48,8 тыс.), Сагареджо (15,8 тыс.) в целом проживает 243 тысячи азербайджанцев, причем в четырех из этих пяти районов азербайджанцы составляют абсолютное большинство населения. Можно проехать все эти районы и не услышать грузинской речи.
Если начнется реальный процесс репатриации турок-месхетинцев, то ситуация очень скоро перестанет быть управляемой грузинскими властями. Азербайджанцам в Грузии незачем будет добиваться отделения их этнической территории - может встать проблема ассимиляции и самой Грузии. До сих пор Грузия не продемонстрировала способности эффективно противостоять совместному давлению Турции и Азербайджана и предпочитает идти в кильватере их политики.
Для современных грузинских политиков характерно недооценивать самостоятельность турецкой политики и связывать цели и задачи Турции со стратегией США. Лишь немногие, действительно правые грузинские политики понимают данную опасность. Эти угрозы хорошо представлял себе первый президент Звиад Гамсахурдиа. Эти цели Турции весьма настороженно рассматриваются в США, которые явно пытаются скорректировать свою политику в отношении Турции и не допустить чрезмерного усиления ее влияния в регионах. США не устроит, если независимые государства региона станут сателлитами ее сателлитов. Тем более для Америки неприемлемо превращение независимых государств региона в сателлитов государств, в отношениях с которыми у США усиливаются проблемы.
Предыдущая правящая элита Грузии представляла собой группировку инертных, слабовольных, плывущих по течению и испытывающих необходимость в покровительстве сильных стран. В Тбилиси можно было решить любой политический и экономический вопрос за небольшую мзду.
Нынешняя правящая команда делает ставку на радикальный политический национализм, под «зонтиком» внешнего покровительства и демократической витрины. Грузинское руководство стремится, не теряя ценного исторического времени, создать предпосылки для сокращения представительства двух наиболее крупных этносов - азербайджанского и армянского. Политика Грузии в отношении армянского населения носит в значительной мере более «мягкий» характер, в отношении азербайджанцев проводится более грубая политика. Одни эксперты объясняют это тем, что положение дел в Квемо-Картли более опасное, чем в Самцхе-Джавахети. По мнению других экспертов, якобы армяне лучше могут защищать свои права, что более чем сомнительно. Объяснение, скорее всего, связано с более серьезным фактором внешнего влияния - в отличие от Армении, Азербайджан располагает существенными рычагами давления на Грузию.
Долгое время азербайджанское население Грузии, в том числе Нижнего Картли, не отличалось общественной и политической активностью. Возможно, для его пробуждения понадобился сигнал со стороны политического руководства Азербайджана. Так или иначе, в этой провинции стали возникать и действовать азербайджанские общественные организации. По сообщениям СМИ, представители азербайджанцев Грузии 22-го августа 2006 года в Баку подписали договор о создании конфедеративной организации, «Международного совета азербайджанцев Грузии» (МСАГ) со штаб-квартирой в Баку.
Конечно, все эти организации имеют разную политическую ориентацию. Но столь широкая ассоциация азербайджанских организаций создана впервые. К примеру, если армянские общественные организации в Самцхе-Джавахети или в Тбилиси неизменно проводят свои организационные мероприятия, стараясь привлечь к данным форумам грузинских экспертов, депутатов и иных деятелей, то азербайджанские организации проводят эти мероприятия вне Грузии: либо в Баку, либо в соседних районах Азербайджана.
У азербайджанцев много претензий к грузинским властям. Это, прежде всего, вопросы землепользования, так как для 70% крестьян Нижнего Картли не решены вопросы земельных наделов. Есть проблемы с состоянием школ для азербайджанцев. Азербайджанцы пытаются сопротивляться политике Грузии в вопросе изменения топонимов, что вызывает протесты Тбилиси.
Нынешний этап развития общественного движения среди азербайджанцев Грузии характеризуется тем, что информация об их проблемах стала поступать в мировые СМИ системно и целенаправленно, она стала обсуждаться в Баку, в том числе в парламенте и общественностью. Теперь власти Азербайджана могут придать этому движению определенное политическое направление. Среди азербайджанцев Грузии не так много людей, подготовленных как публичные политики, но среди выходцев из этих мест, живущих в Баку и Москве, образованных людей довольно много, и они проявляют активность в общественном движении своих земляков.
Самое сложное время для населенных азербайджанцами регионов Грузии - выборы. Этнические меньшинства рассматриваются властями страны как бессловесный и очень послушный «электорат», «опора» очередной правящей партии. При этом аргументы типа того, что в Азербайджане ситуация такая же или еще хуже, их не волнуют.
Вано Туманишвили, свободный журналист
Оставьте свои комментарии