Альберт Азарян – человек-легенда
В 60-е годы вышел на экраны фильм Ю.Ерзинкяна “Кольца славы”. Кинохит тех времен. Имя 11-кратного чемпиона СССР, чемпиона мира, трехкратного олимпийского чемпиона Альберта Азаряна было тогда на устах у всех, даже у людей, чрезвычайно далеких от спорта. У кинотеатров выстраивались очереди, а после, в течение ряда лет, картину эту показывали по армянскому телевидению. Главную роль в ленте сыграл он же, Азарян, а его тренера – Хорен Абрамян. Подробности фильма сегодня мало кто помнит, но атлетического сложения молодой спортсмен с аккуратными усиками запомнился надолго.
По сей день - а с тех пор прошло сорок лет - Альберт Вагаршакович личность, безусловно и без всякого преувеличения, легендарная. Почетный гражданин города Еревана, лучший спортсмен Армении ХХ века, кавалер ряда орденов, почетный председатель Олимпийского комитета Республики Армения, почетный гость многих Олимпийских игр. Люди, не имеющие отношения к спортивной гимнастике, станут рассказывать вам о знаменитом азаряновском «кресте» на кольцах...
В 60-е годы вышел на экраны фильм Ю.Ерзинкяна “Кольца славы”. Кинохит тех времен. Имя 11-кратного чемпиона СССР, чемпиона мира, трехкратного олимпийского чемпиона Альберта Азаряна было тогда на устах у всех, даже у людей, чрезвычайно далеких от спорта. У кинотеатров выстраивались очереди, а после, в течение ряда лет, картину эту показывали по армянскому телевидению. Главную роль в ленте сыграл он же, Азарян, а его тренера – Хорен Абрамян. Подробности фильма сегодня мало кто помнит, но атлетического сложения молодой спортсмен с аккуратными усиками запомнился надолго.
По сей день - а с тех пор прошло сорок лет - Альберт Вагаршакович личность, безусловно и без всякого преувеличения, легендарная. Почетный гражданин города Еревана, лучший спортсмен Армении ХХ века, кавалер ряда орденов, почетный председатель Олимпийского комитета Республики Армения, почетный гость многих Олимпийских игр. Люди, не имеющие отношения к спортивной гимнастике, станут рассказывать вам о знаменитом азаряновском «кресте» на кольцах, хотя мало кто объяснит, в чем заключалась его необычность. Ведь и до него «крест» выполняли другие гимнасты. А суть в том... Но об этом чуть позже.
Чувство дома
В те годы, когда появился фильм, шепотом поговаривали, что такой спортсмен да с такой кинематографической внешностью где-нибудь в Голливуде непременно стал бы кинозвездой. А у нас, завершив спортивную карьеру, пошел в тренеры. Где-то после 80-ых я лично о нем уже ничего не слышал, поскольку к тому времени мой интерес к спорту сузился до спрятанных под кроватью двух десятикилограммовых гантелей, которыми я иногда баловался. Если бы кто-нибудь спросил у меня в девяностые, где сейчас живет и что делает прославленный гимнаст, я бы ответил: наверняка на Западе тренирует немцев, англичан или голландцев. Но никто не спрашивал, а значит, я был лишен возможности продемонстрировать собственное незнание. И только недавно мне стало известно, что Азарян по-прежнему живет в Ереване и руководит школой спортивной гимнастики его же имени. Что ему семьдесят семь лет, хотя по внешнему виду этого не скажешь. Что усики на месте. Что он, как и прежде, по утрам едет на работу в свою спортивную школу на улицу Московян и вечером возвращается домой на улицу Киевян. Что женат раз и навсегда и счастлив в браке. Что у него четверо детей, семь внуков и один правнук. Что сын его Эдуард Азарян, олимпийский чемпион 1980 года, работает тренером в Соединенных Штатах, куда Альберта Вагаршаковича калачом не заманишь. То есть сына он навещает, но оставаться там больше недели, по собственному признанию, не может. Тянет обратно. Тут, казалось бы, уместно поговорить о патриотизме, но делать этого не стану хотя бы потому, что знаю истинных патриотов, живущих и за пределами родины. Более того, у некоторых это чувство обостряется как раз на чужбине. В случае с Альбертом Вагаршаковичем дело, я думаю, в особенностях характера, в привязанностях, привычках. А может, и в возрасте...
Хотя нет. Сколько ему было в 1975-ом? Сорок шесть? Хороший возраст, середина пути. Его тогда пригласили на три года в Голландию поработать по контракту. Когда срок истек, просили остаться еще, готовы были продлить контракт на сколько угодно. А он вернулся. За годы спортивной карьеры он побывал в сорока девяти странах и по меньшей мере в пятнадцати мог бы остаться и жить в достатке, подобно многим известным спортсменам или деятелям культуры, кинувшим якорь там и сям. Однако вернулся. Боже сохрани, не собираюсь осуждать тех, кто остался, и аплодировать тем, кто вернулся. У каждого своя биография. Просто у Азаряна обостренное чувство дома. Азаряна тянет домой.
«Крест с поворотом»
Родился 11 февраля 1929 года в селе Гандзак. Вскоре семья переехала в Кировакан, а в 1947-м – в Ереван. Отец ушел из жизни, когда Альберту было пятнадцать, и мальчику пришлось устраиваться на работу. С заходом солнца ходил в вечернюю школу, а с восходом стучал молотом по наковальне. В прямом смысле: три года был помощником кузнеца. Тогда, надо полагать, физическую силу и нарастил. Занимался борьбой и тяжелой атлетикой. В1947-м участвовал во всесоюзном параде физкультурников в Москве и в девятнадцать лет поступил в физкультурный техникум. Чуть позже появилось новое учебное заведение: Ереванский государственный институт физической культуры. Его Азарян закончил в 1956-ом.
К тому времени, как, делая кульбиты на кольцах, он стал чемпионом мира, вашему покорному слуге исполнилось три года, а когда Азарян впервые завоевал титул олимпийского чемпиона на играх в Мельбурне, вашему покорному слуге стукнуло пять или шесть. Ни о какой журналистике он тогда не помышлял, а мечтал о цирке. При чем здесь ваш покорный слуга? Совершенно ни при чем. Просто любовь к цирку плавно перетекла в интерес к спорту. И этот интерес на некоторое время сосредоточился на гимнастике после того, как Азарян второй раз стал чемпионом мира, а затем чемпионом Олимпийских игр в Италии. И опять же ваш покорный слуга был бы тут совершенно ни к селу, ни к городу, если бы в свое время не перепробовал шесть гимнастических снарядов и не имел бы возможности рассказать вам сегодня, как нелегко работать на кольцах, как можно запросто вывихнуть плечо или сорваться с высоты. Чтобы сделать «крест», нужна немалая физическая сила. А по правилам международных соревнований в этом положении надо продержаться не менее трех секунд. О чем спортсмена предупредили. И вот вам забавная картинка. Азарян делает «крест». Судьи расположились спереди и сзади, справа и слева. «Распятый» Азарян спрашивает тех, кто спереди: достаточно? Затем поворот головы, полуповорот предплечья, и тот же вопрос судьям, что позади: достаточно? Еще один поворот в противоположную сторону, и снова вопрос: достаточно? Так рождается новый элемент в спортивной гимнастике – «крест с поворотом». Импровизация спортсмена настолько удивила судей, что они даже не сделали ему замечания: ведь общаться с кем-либо во время выполнения упражнения не полагается, более того, никто этого никогда не делал.
Школа
Был до Азаряна другой прославленный спортсмен, олимпийский чемпион 1952 года Грант Шагинян. В Ереване сегодня функционируют две школы спортивной гимнастики: Альберта Азаряна и Гранта Шагиняна. Азарян считает, что двух гимнастических школ для столичного города слишком мало. Для примера он приводит Лос-Анджелес. Там подобных школ целых двадцать пять. И неспроста. Американцев сильно волнует здоровье нации, а спортивная гимнастика один из немногих видов спорта, способствующих равномерному развитию всех мышц и укреплению организма в целом. В школе Азаряна 400 спортсменов, есть детские группы. И совсем не обязательно, чтобы все они стали профессиональными спортсменами и чемпионами. Достаточно того, что они вырастут сильными, здоровыми, красивыми. Так считает мастер спорта Софья Гукасян, неоднократная чемпионка Армении по акробатике и спортивной гимнастике, ныне тренер школы имени Альберта Азаряна. Когда-то она сама в этой школе училась. Сейчас работает с группой девочек 10-12 лет.
Кстати, почему армянских девушек не так много в профессиональном спорте и почему они в нем не так сильны, как, например, русские или украинки? Я спросил. Софья ответила так:
- Родители чаще всего не хотят, чтобы девочки занимались профессиональным спортом. В каком-то смысле они правы. Это тяжелый, изнурительный труд с одной-единственной перспективой: идти в тренеры после тридцати, если нет иной профессии. Что касается меня, то мои родители, особенно папа, были бесконечно влюблены в спорт.
Тот же вопрос про женский спорт в Армении я задал Альберту Азаряну. Он улыбнулся:
- Это ваше наблюдение?
- Мое. Я не прав?
- Правы. Тут надо учесть национальный менталитет, раннее половое созревание. Пятнадцатилетняя армянка уже почти оформившаяся женщина. Она комплексует, стесняется, болезненно воспринимает любое прикосновение, прислушивается и присматривается к своему организму. Профессиональный спорт не приемлет столь трепетного отношения к себе. Важен результат. Русская спортсменка идет к цели, отбросив сомнения. Женой и матерью она станет потом, сейчас у нее одна цель – овладеть снарядом.
С парнями, я так понял, полегче. Вообще, за период с 1964-го по 2005-й год в спортшколе имени А.Азаряна прошли подготовку около 8000 спортсменов. Двенадцать мастеров спорта международного класса и более ста мастеров спорта.
Среди них: Эдуард Азарян, заслуженный мастер спорта СССР, неоднократный чемпион СССР и Армении, победитель Кубка мира, чемпион Олимпийских игр; Артур Акопян, трехкратный чемпион мира; Норайр Сарксян, мастер спорта международного класса; Ваагн Степанян, призер Кубка мира, Арутюн Мердинян, призер Кубка мира; Артем Аветян, участник первенства мира и Европы...
Заведующий учебной частью Саркис Саркисян дал мне длинный список спортсменов, участников и победителей международных соревнований, который при всем желании поместить здесь не смогу. А еще просил отметить, что благодаря личному содействию президента республики в школе проведен капитальный ремонт и подключена отопительная система. Отмечаю. Но вот что любопытно. Учеба в школе бесплатная. В отличие от многих других городских спортивных школ и секций. То есть вы понимаете: сюда приходят заниматься дети малоимущих родителей. Дети обеспеченных – те ходят на модные каратэ, дзюдо, айкидо, ушу... Армянские, так сказать, филиалы шаолиньского монастыря. Пусть ходят, не жалко. Но если о них есть кому позаботиться, то с юными гимнастами ситуация сложнее. Взять хотя бы питание. Спортсмен должен хорошо питаться, чтобы восполнить энергию, потраченную на тренировках. Наверное, крупные компании – производители пищевых продуктов могли бы стать спонсорами школы, и, наверняка, сделать это было бы проще простого. Со спонсорами везде и всюду проблема. То есть при большом желании их в конце концов удается найти, но каждый раз это превращается в головную боль. Альберт Вагаршакович рассказывал, что как-то раз в Америке его в качестве гостя пригласили на армянский телеканал. Говорили о жизни легендарного спортсмена, о его ереванской школе. Под конец Азарян обратился к состоятельным соотечественникам с просьбой помочь армянским спортсменам, но, к его удивлению, никто не откликнулся. Ситуация порой складывается анекдотическая. Чтобы армянские гимнасты могли выступать на крупных соревнованиях, необходимо выплачивать международной федерации членские взносы – полторы тысячи долларов в год. Сумма, прямо скажем, пустяковая. Однако каждый год приходится ее где-то изыскивать. Находятся сердобольные предприниматели, дают. Но два раза обращаться к одному и тому же меценату неловко, неудобно. Не говоря уже о том, что на каждый чемпионат надо посылать не менее семи спортсменов плюс врач и тренер, и это также требует средств.
А.Азарян: – Есть виды спорта, в которых можно быстро достичь результатов. Например, бокс или борьба. Там либо победил, либо проиграл. Спортивная гимнастика требует длительной подготовки, результаты не всегда предсказуемы, и даже идеальное выступление не означает, что медали будут завоеваны. И, тем не менее, мы их завоевываем. Но дело даже не в призах и медалях. Гораздо важнее то, что наша школа готовит здоровое поколение. Мы заботимся не только о физической подготовке ребят. Периодически проверяем школьные дневники, следим за их успеваемостью, общим развитием. Так было заведено, если вы помните, в советские времена. Тогда спортивных школ и секций было предостаточно. Сейчас их кот наплакал. Есть мода на спорт, а есть спортивный образ жизни. Это вещи разные. Вы видели, как проходят занятия по физкультуре в обычной средней школе? Чаще всего они сводятся к тому, что детям дают погонять мяч или поиграть в волейбол. Что делает в это время физрук? Стоит в сторонке и свистит в свисток. Отсвистел сорок пять минут – урок окончен. Что это дает детям? Ровным счетом ничего. А между тем именно в юном возрасте закладываются основы физической культуры, здоровья, спортивности. Элементарно: обратите внимание на походку юношей и девушек, которые занимаются спортом, и тех, кто от него далек. Первые ходят прямо, вторые скособоченно, первые стройны, собранны, вторые похожи на желе.
...Вспомнил слова Альберта Вагаршаковича, побывав на Севане. На пляже человек сто мужчин и человек двадцать женщин. Соотношение к оптимизму не располагает. Но я не про то. Девушки вполне ничего. Клаудии Шиффер конкуренцию не составят, но смотрятся не хило. Видно, что следят за собой. А вот парни в большинстве своем... Как бы это сказать?.. В общем, желе.
Были времена...
Ностальгию по тем временам не ощущаю (разве что по собственной юности), однако любопытно, почему в те времена советские спортсмены (которых называли русскими) привозили домой половину медалей со всех международных соревнований и мировых первенств, а сегодня одна-единственная, да и то не золотая медаль уже вызывает всеобщее ликование? Причин две. Первая лежит на поверхности. Сборная команда вбирала в себя лучшие силы из разных уголков огромной страны. Кого тогда волновало, русский этот чемпион, украинец, казах, грузин или армянин? На местах, конечно, волновало, но в целом он был «наш», и медаль была «наша». Сегодня, когда каждый сам за себя, стало ясно, кто чего стоит на самом деле. Но есть и вторая причина. Хоть и твердили мы, что у нас нет профессионального спорта, он, по сути, был. Каждый спортсмен имел формальный диплом и числился на формальной службе, однако всего себя отдавал спорту, и ему для этого создавали все условия. Более того, развитие отечественного спорта было частью государственной программы, причем весомой частью. В любой средней школе было не меньше спортивных снарядов, чем в сегодняшних специализированных спортшколах, и директор не ломал голову над тем, где найти пару дополнительных матов. Не говоря уже о том, что за ремонт школы или установку отопительной системы не надо было благодарить главу правительства, ибо это было нечто само собой разумеющееся. Вместе с тем было и много абсурдного. К примеру, секцию культуризма, которую посещал ваш покорный слуга, закрыли, потому что кто-то посчитал бодибилдинг буржуазным видом спорта. А жаль, вдруг из него, из вашего покорного слуги, вырос бы какой-нибудь шварценеггер. Но что выросло, то выросло, и по сей день красивое, пропорционально сложенное, развитое тело, мужское или женское, вызывает у меня восхищение.
Однако были все-таки времена... Вот идет по коридору человек семидесяти семи лет. Долгий путь прошел. Старик? Черта с два. Иные тридцатилетние позавидовали бы его телосложению, уверенной походке, неисчерпаемому запасу энергии. Те же аккуратные усики, хоть и поседевшие, та же улыбка, та же внутренняя собранность. Это Альберт Азарян, человек-легенда.
Руслан Сагабалян
Оставьте свои комментарии