В Ереване Новый год встречают дома
Лет десять назад, когда время, в котором было нечего купить, сменилось временем, когда купить было не на что, я отвечал за пересылку в блокадный Ереван химикатов самолетом. Было это в канун Нового года, который, как мне казалось, утерял свою актуальность в Армении –будни без света праздников не предполагали.
- Ереван принять самолет не сможет. Ваш партнер сообщил – все ушли праздновать Новый год, - обрадовал меня представитель перевозчика 29 декабря.
- Врет он, - непатриотично буркнул я. – Какой праздник, я же был там неделю назад...
До партнеров мне дозвониться не удалось - со связью были большие проблемы, и рейс отложили на 4-е января.
- Раньше 20-го не улетишь, - предсказал мне один мудрый человек. 6-го – Рождество, 13-го – Старый Новый год. Плюс неделя, чтобы просохнуть.
Я вылетел 19-го, и потом долго удивлялся, почему это в России, дела в которой обстояли не лучшим образом, растянули Новый год почти на месяц. В Ереване мне предстояло удивиться еще раз. Партнеры не врали – после долгого затишья Новый год вновь стал, причем совершенно неожиданно, всенародным праздником. На рынки людей запускали группами – иначе было не протолкнуться, с прилавков смели все, что имело отношение к празднику. Почти как во времена советской власти. Праздник вновь утвердился в своих правах. Мудрые люди сделали из этого свои выводы, и поздней весной самым популярным продуктом стало мороженое. Хотя, казалось, гастрономические фантазии должны были ограничиться хлебом насущным.
Тогдашний Новый год мне до сих пор кажется чудом. Конечно, какие-то объяснения тому имеются. Люди как-то приспособились зарабатывать, наладился поток зарубежных трансфертов – эмигранты устроились на новых местах и уже могли посылать домой заработанное. Но главное – не это. А то, что люди «инвестировали» свои скудные средства в праздник.
Праздновать можно все – принятие чего-то, отмену чего-то. Но ни в одном из праздников вы не найдете того ожидания чуда, которое сопровождало вас с детства. С Дедом Морозом, складывавшим подарки под елку, и растерянным озиранием вокруг, в надежде его застать. Скептически настроенные дети ближе к школе приходят к выводу, что Деда Мороза нет. Фантазеры пытаются не отдать им свои мечты на растерзание. Может, эта борьба, в иных формах, сопровождает их всю жизнь. Скептики призывают к прагматизму, мечтатели полагают, что заменить жизнь подсчетом выгод - значит ограбить ее.
Сегодня населению вряд ли под силу смести с прилавков все – продуктов в общем-то навалом. Но кое-чем не мешает запастись заранее – ближе к празднику закон спроса – предложения становится неумолим. В Ереване Новый год встречают дома, гастрономические приготовления здесь неизбежны и несколько заслоняют праздник кулинарной суетой. И потому редкая хозяйка к бою курантов выглядит спокойной и отдохнувшей. Но самое худшее – это то, что желудки гостей, возможности которых не беспредельны, на кулинарные соблазны реагируют вяло. Индейка или курочка долго остаются целыми, пока осмелевший от подпития гость не оторвет от нее ножку, от поросенка съедена малая часть, это обижает хозяйку и она обещает себе в будущем быть умнее и не выкладываться – все равно столько не съедят! У нее почти год, чтобы забыть об этом обещании.
В Ереване можно обегать с визитами несколько семей и примерно столько же дождаться в гости. ГАИ в эти дни не лютует, но все равно – лучше вызвать такси. Правда, делать это надо заранее – обычные 10 минут ожидания могут растянуться на час. А иногда можно просто наткнуться на отказ – все машины в разгоне и неизвестно, когда освободятся. Родственник в этой ситуации посоветовал заказать на дом рыбу.
-Пусть привезут, а мы с водителем договоримся. Не пешком же ее разносят?
В Москве обилие визитов исключено в принципе, если, конечно, вы не собираетесь провести весь день в транспорте, сведя свой визит к: «С Новым годом, здравствуйте. Всего доброго, до свидания». И потому в Москве Новый год – это либо одна компания на весь день, либо телевизор. В этом случае и в Москве, и в Ереване предстоит весь день переключать кнопки – всегда есть страх, что, смотря хорошую передачу, ты упускаешь лучшую.
Молодежь в Ереване пускает фейерверки только в новогоднюю ночь – увлечение китайскими шутихами ослабло. То ли они прониклись уважением к ушам сограждан, то ли наигрались. К тому же и заботы у них стали серьезнее, чем греметь петардами. При обилии соблазнов им нужно выбрать самый веселый вариант праздника . Студент -племянник на праздники забегает домой переодеться, сжевать что-нибудь домашнее, отвечая на сотовые звонки, и, выслушав тост за молодежь, с деловым видом уносится к своим – компании взрослых ему неинтересны.
Для взрослых все катится по налаженному сценарию. Обязательные визиты к тем, у кого были утраты в минувшем году, к старшим и к начальству. Потом можно вернуться в семью и дома выслушать от подчиненных то, что вы говорили начальству. К вечеру тосты становятся длиннее и немного бессвязнее. Жены шепчут мужьям, чтобы они больше не пили. Говорят, что иногда это может подействовать. Из комнаты, в которой играют дети, временами доносится ор – что-то не поделили. К счастью, конфликт интересов для них недолог – детей, в отличие от взрослых, можно отвлечь.
-Мы преступно редко видимся, - произносит гость, и это уже предшествует прощанию. За полночь, когда все портящееся уже убрано со стола, может зайти приятель, в подпитии полагающий, что ему рады в любое время.
Все это, наверное, и есть праздник – нечто отличное от будней. Пожелания счастья и радости смахивают на заклинания, но у нас свои планы, у Господа – свои. И заклинания наши не защищают нас. Но, повторяя их многократно, мы хотя бы иногда задумываемся над своими пожеланиями. Если желаем мира – значит, и любви. В крайнем случае - терпимости. Если счастья – значит, доброты, потому что без доброты человек обречен на одно злорадство – счастье ему не по плечу. Большим странам пожелаем справедливости, сила у них есть. Малым – безопасности. А нашим народам, российскому и армянскому, – не растерять того, что было. Слишком много пережито вместе, чтобы вспоминать об этом порознь. С Новым годом!
Арен Вардапетян
Оставьте свои комментарии