N 03 (114) Март 2007 года.

Можно ли делать деньги из воздуха?

Просмотров: 5186

Тем, что цены на авиабилет Ереван – Москва – Ереван, мягко говоря, кусаются, никого не удивишь, но с чем связаны «бешеные цены» на перелет из Армении в российские города и обратно, внятного объяснения нет. Ведь в тот же Париж, несмотря на более длинную воздушную дорогу, слетать намного дешевле.

Билет на авиарейс Ереван-Париж-Ереван стоит в среднем $299, а Ереван – Москва – Ереван - $330, да и то в том случае, если повезет со скидками. Причем специальные акции по продаже дешевых билетов, как правило, обходят стороной простых смертных. Редкие три-четыре дешевеньких билета в период акций, о которых все узнают только тогда, когда их срок завершается, можно приобрести при «братановских» отношениях с кассиршей… Между тем, в случае с акциями в европейские города рядовые граждане Армении более информированы, а с их покупкой, как правило, проблем не возникает.

Тем, что цены на авиабилет Ереван – Москва – Ереван, мягко говоря, кусаются, никого не удивишь, но с чем связаны «бешеные цены» на перелет из Армении в российские города и обратно, внятного объяснения нет. Ведь в тот же Париж, несмотря на более длинную воздушную дорогу, слетать намного дешевле.

Билет на авиарейс Ереван-Париж-Ереван стоит в среднем $299, а Ереван – Москва – Ереван - $330, да и то в том случае, если повезет со скидками. Причем специальные акции по продаже дешевых билетов, как правило, обходят стороной простых смертных. Редкие три-четыре дешевеньких билета в период акций, о которых все узнают только тогда, когда их срок завершается, можно приобрести при «братановских» отношениях с кассиршей… Между тем, в случае с акциями в европейские города рядовые граждане Армении более информированы, а с их покупкой, как правило, проблем не возникает.

Комментируя эти и другие вопросы, начальник Главного управления гражданской авиации (ГУГА) Армении Артем Мовсисян отмечает, что процесс продажи авиабилетов на рейсы, обслуживаемые европейскими авиакомпаниями, построен полностью на компьютерных программах. Данное обстоятельство помогает избежать волокиты, которую компьютер, в отличие от человека, не планирует, а тем более не создает искусственных препятствий, чтобы воспользоваться левой выгодой за продажу недорогих билетов. Однако в развитии авиарынка между Арменией и Россией «медвежью услугу» сыграло, по словам Мовсисяна, в первую очередь, межправительственное соглашение. Подписанное после развала Союза соглашение, оказывается, ставит ограничения на количество авиаперевозок. Примечательно, что начальник ГУГА, считает «обделенными» в этом контексте не только Армению, но и Россию. Ведь национальному авиаперевозчику Армении компании «Армавиа» и российским авиакомпаниям разрешается осуществлять рейсы только в направлении 18 российских городов. В Армении же аэропортов всего два – «Звартноц» в Ереване и «Ширак» в Гюмри, да и то последний является лишь альтернативным источником посадочной полосы в случае тумана в Ереване. Договор ограничивает также интенсивность воздушного сообщения между Ереваном и Москвой на уровне 161 тысячи полетов в год. Вот здесь, как говорится, и зарыта собака, объясняющая высокие цены на авиабилеты в Россию и полное отсутствие здоровой конкуренции между авиакомпаниями. И все равно неясным остается вопрос: зачем летать полупустому самолету, половина пассажиров которого не смогла достать билеты по сходной цене?

Впрочем, Армения намерена положить конец «хаосу» с дорогими билетами и вскоре пересмотрит положения вышеуказанного межправительственного соглашения. Конкретно, когда решится данный вопрос, Мовсисян не знает, но обещает, что «в ближайшей перспективе».

Кстати, вскоре может возникнуть и другой потенциальный объект, создающий проблемы с авиабилетами. Дело в том, что Армения собирается отказаться от эксплуатации пассажирских самолетов «Ан-24». Самолетов такого типа с 48-ю пассажирскими местами у самой Армении 5, и три из них оснащены системой раннего предупреждения столкновения с препятствием (GPWS). Армения горная страна, и такие системы очень важны для обеспечения безопасности полетов, однако даже при установке системы GPWS, отвечающей требованиям Международной организации гражданской авиации (ИКАО) по доработке воздушных судов, «Ан-24» с клеймом made in USSR не избежит угрозы пойти на металлолом. Продлить жизнь стареньких антоновских машин пожелали Россия и Украина, обратившись в Европейское агентство по безопасности полетов (EASA) с просьбой провести сертификацию всех самолетов этого типа. Начальник Управления инспекции безопасности полетов ГУГА Армении Сероб Карапетян уверен, что европейские стандарты безопасного полета могут пройти только грузовые «Ан-26» и «Ан-12». Вопрос о сертификации «Ан-24» вообще не ставится из-за устаревшей конструкции самолета. Армянские авиаперевозчики уже сейчас решили вопрос замены этих самолетов на более современные, а вот в случае с партнерами стран СНГ неизвестно. Впрочем, эксперты прогнозируют и здесь повышение цен на авиабилеты, связывая это с дополнительными затратами на замену «Ан-24» на более современные воздушные суда.

Казалось бы, рынок авиаперевозок между двумя странами должен оживиться. Но нет. В Армении есть так называемый «налог на воздух», или государственная пошлина, взимаемая с каждого пассажира, вылетающего из Армении, в размере 10 тыс. драмов, что в долларовом эквиваленте составляет около $29. Его при выезде из аэропортов Армении должны заплатить все пассажиры вне зависимости от гражданства, кроме детей до 12 лет и владельцев дипломатических паспортов. Сбор этой госпошлины показал свою нерентабельность. Более того, некоторым сотрудникам аэропорта «Звартноц» были предъявлены обвинения в сокрытии десятка тысяч долларов США в процессе мошеннической сделки с чеками за «налог на воздух». Инцидент побудил правительство и Министерство финансов пересмотреть целесообразность данного вида государственной пошлины, часть которой так и не доходила до адресата – государственного бюджета Армении. Однако совсем отменять ее не собираются, а включат в сумму билета. Эксперты и здесь прогнозируют снижение пассажиропотока.

По данным ГУГА Армении, в 2006 году было отмечено на 294 прилета и вылета меньше, чем в 2005 году. Учитывая военно-политические события в Ливане, натянутые отношения России с Грузией, прибавившие авиапассажирский поток в Армению или транзитом через нее, отрицательное сальдо - значительно. Российские авиакомпании предпочитают Грузии воздушные коридоры Армении еще и по той причине, что введение визового режима между Россией и Грузией вынудило грузинских граждан летать через Армению, а иногда и через Азербайджан. Но это уже другая тема, где хозяйка – политика, а не коммерция.

Наринэ Киракосян, специально

для «Ноева Ковчега»

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 26 человек

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты