Гурген Варданян: «Без помощи государства фигурному катанию не обойтись»
На прошедшем в Москве этапе серии Гран-при по фигурному катанию наш корреспондент взял интервью у тренера известной венгерской фигуристки Юлии Себастьен Гургена Варданяна.
В нем один из наиболее авторитетных представителей национальной школы фигурного катания рассказал о своей работе в Венгрии и изложил свое видение возможных путей развития этого вида спорта в Армении.
На прошедшем в Москве этапе серии Гран-при по фигурному катанию наш корреспондент взял интервью у тренера известной венгерской фигуристки Юлии Себастьен Гургена Варданяна.
В нем один из наиболее авторитетных представителей национальной школы фигурного катания рассказал о своей работе в Венгрии и изложил свое видение возможных путей развития этого вида спорта в Армении.
— Гурген Норикович, расскажите, пожалуйста, как Вы начали заниматься фигурным катанием, о своей карьере фигуриста.
— Я и моя сестра Асмик Варданян начали заниматься фигурным катанием в 1976 году в Ереване на открытом катке. Уже через два года мы вошли в сборную СССР и переехали тренироваться в Москву, где с 1980 по 1986 год с нами работала всемирно известный специалист Елена Анатольевна Чайковская. К сожалению, я начал заниматься фигурным катанием только в 13 лет, слишком поздно для того, чтобы рассчитывать на достижение высоких результатов. Тем не менее, с 1978 по 1987 год я входил в состав сборной СССР, смог выполнить норму мастера спорта международного класса, выигрывал Кубок СССР среди юниоров и трижды Кубок СССР среди взрослых, становился призером на многих международных турнирах.
— Когда началась Ваша тренерская карьера? При каких обстоятельствах Вы начали работать в Венгрии?
— В 1987 году мы с сестрой вернулись в Ереван, где стали тренерами в детско-юношеской спортивной школе, в которой сами начинали кататься. Обстоятельства сложились так, что вскоре мы покинули Армению. Сестра вернулась в Москву, где после окончания аспирантуры занялась преподавательской и тренерской деятельностью в Российском государственном университете физической культуры, спорта и туризма (РГУФК). Я же вместе с моей женой Ераняк Ипакян в 1989 году принял приглашение Федерации фигурного катания Венгрии помочь в развитии одиночного катания в этой стране.
— Ваша жена известна в мире фигурного катания не только как тренер, но и как хореограф.
— Действительно, она помогает ставить программы практически всем венгерским одиночникам – от детей до членов взрослой сборной страны, а также некоторым фигуристам из соседних стран.
— Среди Ваших учеников и Ваш сын Тигран. Он уже добился определенных успехов, став в этом году бронзовым призером чемпионата Венгрии среди взрослых. Можно ли ждать в ближайшем будущем появления еще одного фигуриста мирового уровня?
— Вы знаете, мировой уровень очень высок. Тигран пока не катается на таком уровне. «Катальщик» он хороший, эмоциональный, артистичный, но пока на тренировках он выкладывается недостаточно. Время покажет, что из него получится, тут многое зависит от него самого.
— Наиболее успешной Вашей ученицей пока что остается Юлия Себастьен, завоевавшая в 2004 году первое в истории венгерского фигурного катания золото чемпионата Европы среди женщин. Когда Вы начали с ней работать?
— Мы с женой начали тренировать Юлию в конце 1989 года, когда ей было 8 лет. Первое время мы работали с ней в довольно экстремальных для Венгрии условиях на открытом катке городка Тисауеварош. Но благодаря таланту и целеустремленности нашей ученицы к концу 90-х годов мы смогли вывести ее в элиту европейского и мирового фигурного катания. В 1999 году она впервые вошла в шестерку на чемпионате Европы, а в 2000 стала седьмой на чемпионате мира.
— Потом в Вашем сотрудничестве с Ю. Себастьен наступил временный перерыв, который включал в себя и ее историческую для Венгрии победу на чемпионате Европы в Будапеште, и последующий спад результатов, заставивший ее весной 2006 года попросить Вас снова стать ее тренером. В чем была причина снижения ее результатов?
— Я не люблю критиковать своих коллег, но венгерский тренер, работавший в эти годы с Юлией, попытался внести изменения в технику ее прыжков, что привело к резкому снижению стабильности их успешного выполнения. Когда у фигуристов появляются технические проблемы, то вместе с ними неизбежно приходят и психологические: страх перед исполнением прыжковых элементов, перед выступлениями вообще. В результате в прошлом сезоне у Юлии разладились практически все прыжки, что, естественно, лишало ее возможности на равных соперничать с ведущими фигуристками Европы и мира.
— В последние годы Армению на крупнейших международных соревнованиях представляет только танцевальная пара Анастасия Гребенкина - Вазген Азроян. Причем эти спортсмены являются воспитанниками российской школы фигурного катания. Что мешает развитию этого вида спорта в Армении? Может быть, он просто не подходит для армян?
— Нет, мешает, конечно же, только отсутствие необходимых условий. Многие армянские дети музыкальны, эмоциональны, пластичны, как будто созданы для нашего вида спорта. А рецепт развития фигурного катания в Армении прост и сложен одновременно. Прост, потому что он универсален для всех стран. Необходим крытый каток стандартных размеров, занятия на котором были бы финансово доступны широким слоям населения. При таких условиях работающие в Армении тренеры за 5-7 лет вполне могли бы подготовить спортсменов, способных достойно выступать на крупнейших международных соревнованиях. Сложность же этого рецепта в его практическом воплощении. Без серьезной помощи государства такой проект неосуществим. К сожалению, спорт сейчас не входит в число приоритетов Армянского государства, и рассчитывать на такую помощь с его стороны в ближайшем будущем сложно.
— В таком случае, возможно, имеет смысл пойти по пути Грузии, которая смогла подготовить за границей такую фигуристку, как Элена Гедеванишвили, ставшую главным открытием прошлого сезона?
— Конечно, можно пойти и этим путем. Отправлять наиболее талантливых спортсменов тренироваться за границу или помогать перспективным фигуристам из диаспоры с условием, что в дальнейшем они будут выступать за Армению. Такие фигуристы есть, в том числе и в группе, с которой работает моя сестра в Москве. Но этот путь не столь перспективен, так как может принести только единичные успехи и не решает задачи создания сильной национальной школы фигурного катания. К тому же он требует со стороны федерации системной работы и многолетней материальной поддержки талантов. Ведь в других странах никто не будет помогать растить конкурентов для своих спортсменов. Пока что федерация идет самым простым путем, давая возможность выступать за Армению уже сложившимся фигуристам, у которых не получается пробиться в состав национальных команд своих стран. Боюсь, что добиться серьезных успехов таким образом невозможно.
— Следите ли Вы за работой других успешных тренеров армянского происхождения? Где сейчас работают Саркис Теванян и Рафаэл Арутюнян?
— Саркис Теванян уже довольно давно работает в Польше. В его группе есть несколько перспективных спортсменов из этой страны, способных уже в ближайшем будущем выйти на высокий уровень.
Рафаэл Арутюнян продолжает тренировать в США интернациональную группу фигуристов, в том числе очень известных. С этого сезона под его руководством выступает молодая, но уже успевшая заявить о себе японка Мао Асада. Думаю, она пробьется в финал серии Гран-при, который пройдет в декабре в Санкт-Петербурге. Так как моя ученица уже гарантировала себе право участвовать в этом соревновании, у нас с ним будет возможность там увидеться.
Илья Асатуров
Оставьте свои комментарии