Без меня меня женили, или из албан в князи, из князей – в азеры
Известно, что азербайджанская агитационно-пропагандистская машина (далее – Азерагитпроп) особым умом никогда не отличалась. Руководствовались в Баку обычно старым проверенным способом «больше лжи, авось поверят».
Еще одним веским подтверждением тому стал недавно попавший мне в руки глянцевый журнал «IRS-наследие». Этот, как заявлено на обложке, «международный азербайджанский журнал» печатается в Москве на русском языке при содействии Всероссийского азербайджанского конгресса, редакция, судя по всему, находится в Баку.
В общем, этакий «гламур по-азербайджански».
Известно, что азербайджанская агитационно-пропагандистская машина (далее – Азерагитпроп) особым умом никогда не отличалась. Руководствовались в Баку обычно старым проверенным способом «больше лжи, авось поверят».
Еще одним веским подтверждением тому стал недавно попавший мне в руки глянцевый журнал «IRS-наследие». Этот, как заявлено на обложке, «международный азербайджанский журнал» печатается в Москве на русском языке при содействии Всероссийского азербайджанского конгресса, редакция, судя по всему, находится в Баку.
В общем, этакий «гламур по-азербайджански».
Но что особенно заинтересовало меня, так это тот факт, что журнал был спецвыпуском, посвященным Нагорному Карабаху. Давно и трепетно изучая Азерагитпроп, став его ценителем и даже в некотором роде полюбив его, - так любит истинный зоолог препарируемых им земноводных, - я вскоре убедился в подлинной ценности доставшегося мне экземпляра «частички азербайджанского наследия».
Впрочем, убедился не сразу, не с первой страницы. Открывает номер опус-передовица главреда Мусы Марджанлы, из которой мы отнюдь не впервые узнаем, что «армяне проникли на Кавказ с помощью могущественных покровителей, лжи и фальшивых слез, они не имели каких-либо серьезных историко-географических корней в регионе. Поэтому пришлые армяне-гайки делали ставку на захват земель коренных народов…»
Ну, это все старо, как сам Агитпроп и его учредитель Гейдар-баба, грустно подумалось мне. Нет, нет изюминки в бакинском гламуре…
Пролистал журнал. Он пестрил изображениями древних и величавых армянских храмов Арцаха с подписями-приписками, - ну, не могут в Баку без приписок: «Албанский монастырь «Агоглан» (на пришельско-гайкском «Цицернаванк» - Авт.), «Ганджасарский монастырь» и т.п. Умно, не правда ли: заимствованное тюрками у армян название «Гандзак» превратилось в «Гянджа»; а теперь дали и обратный ход в нужном направлении!
Вспомнились, кстати, азербайджанские артефакты-новоделы, многократно виденные в НКР и на освобожденных территориях Арцаха. Строили в совковые времена такой вот домик-новодел в духе плохой декорации к спектаклю о Шахерезаде и лепили к нему вывеску: «Памятник азербайджанской архитектуры XVII-го века». Или прилепят к руинам армянской крепости где-нибудь в Каравачаре (бывш. Кельбаджар) табличку с надписью «Стары алпански крепост» и рады обманываться!
Полистал некие придуманные редакцией «IRS-наследие» таблицы численности населения края в XIX веке - особенно порадовала графа «потомственные дворяне-азербайджанцы» со ссылкой якобы на «Кавказский календарь» на 1903 год, когда об «азербайджанцах» не слыхивали даже в недрах ахмед-агаевских и прочих национал-тюркистских тусовок.
Но вдруг - батюшки, вот оно! На стр. 28 искомого журнала натыкаюсь на статью некоего Айдына Асланова, кандидата исторических – вернее было бы сказать, азербайджанских исторических – наук «Карабах в период независимого ханства». Название статьи, конечно, уже само по себе нонсенс, ибо все персидские ханства Закавказья были частью единого Персидского государства, - но не от того затрепетало сердце мое, как пойманная в силки птичка!
Из статьи А.Асланова, я вдруг узнаю, что и я, и все мои предки и родственники, оказывается… азербайджанцы! Цитирую кандидата азербайджанских исторических наук: «Мелики Карабаха – это деэтнезированные албаны. Недаром ни одна фамилия меликов не восходила к армянским родам… По этой причине все фамилии, начинающиеся на «мелик» - албанские, а их носители – албаны, большая часть которых приняла ислам и влилась в состав азербайджанского народа. Таковы фамилии Мелик-Егановы, Мелик-Пашаевы, Мелик-Аслановы, Мелик-Шахназаровы».
«Вот он, верх искусства фальсификации»! - возликовал Ваш покорный слуга. Действительно, Мелик-Егановы есть и у армян, и у азеров, поскольку это ветви, - одна из них омусульманившаяся, - рода дизакского мелика Егана (Огана). Равно как и Мелик-Аслановы – потомки этой самой омусульманенной ветви меликского дизакского рода.
Но согласись, читатель: написать черным по белому, что род, известный не только по многим историческим и государственным документам как исконно и сугубо христианский и армянский, но и лично тебе по соответствующим архивам и загсам, - албанский и «влился в состав азербайджанского народа», - это верх шулерской виртуозности!
Как непростительно глупы и несправедливы к албано-азерам, подумалось мне, были российские императоры Петр Великий и Павел I. Первый из них принимал обращения карабахских меликов, - в том числе и предков автора сих строк, - на армянском языке и от имени армянского народа.
Второй же, чудак, обращался к карабахским меликам как к «благородным меликам, владельцам Державной и знаменитой Карабагской области», игнорируя более позднюю историческую версию Азерагитпропа, согласно которой эти самые «благородные мелики» полностью зависели от карабахских ханов и «не играли самостоятельной роли в истории».
И отчего же, спрашивается, читатель, предки автора статьи (вот ведь чудаки какие!) отражали агрессию мусаватистов в 1918-20, не осознавая факта своего «слияния» с азеро-турками? И отчего последние жгли и грабили дома «слившихся» с ними в Шуше в 1920-м и в Баку в 1988-90-х?
Вспомнились мне и славные представители армяно-арцахского рода Мелик-Пашаевых, некоторые из которых (как, например, дирижер Александр Мелик-Пашаев) достигли всемирного признания, зловредно скрыв «истинные» албанские корни и факт своего вливания в азербайджанский народ…
Да уж, воистину, у азерагитпроповца и кандидата аз.ист. наук А.Асланова серое вещество «не влилось» в состав мозговой массы! Впрочем, это не его личная проблема, а скорее характерная особенность современных бакинских сочинителей истории в целом, как класса.
Словом, как говорится, «без меня меня женили», а точнее сделали «азербайджанцем албанского происхождения».
Чему, впрочем, удивляться: если курда из Армении Гейдара Алиева в Баку реально сделали азербайджанским тюрком, то почему бы на бумаге не сделать из меня албано-азербайджанца? Бумага ведь все стерпит, особенно бумага Азерагитпропа.
Но все же хочется официально заявить возможным читателям азерагитпроповского гламура: спасибо за столь лестное предложение, но увольте, увольте... Не албанец я и не азербайджанский турок. Чур меня, чур!
Арсен Мелик-Шахназаров
Оставьте свои комментарии