N 03 (114) Март 2007 года.

«Караван» идет

Просмотров: 5111

НОВЫЙ БИГ-БЭНД ГЕОРГИЯ ГАРАНЯНА ВЫПУСТИЛ ДИСК ДЖАЗОВЫХ СТАНДАРТОВ

«Какая песня без баяна, таков и джаз без Гараняна...» Эту фразу любили повторять джазовые фаны. И не зря - Гаранян действительно уникален. Он - «гениальный самоучка», ставший саксофонистом мирового масштаба. И, кстати, единственная звезда джаза, удостоенная звания народного артиста. А не так давно Георгий Арамович был награжден орденом Петра Великого I степени. В общем, заслуженным вниманием музыкант не обделен.

НОВЫЙ БИГ-БЭНД ГЕОРГИЯ ГАРАНЯНА ВЫПУСТИЛ ДИСК ДЖАЗОВЫХ СТАНДАРТОВ

«Какая песня без баяна, таков и джаз без Гараняна...» Эту фразу любили повторять джазовые фаны. И не зря - Гаранян действительно уникален. Он - «гениальный самоучка», ставший саксофонистом мирового масштаба. И, кстати, единственная звезда джаза, удостоенная звания народного артиста. А не так давно Георгий Арамович был награжден орденом Петра Великого I степени. В общем, заслуженным вниманием музыкант не обделен.

Но в мире джаза свои законы. Есть, например, такой: джазовый патриарх без своего биг-бэнда, как министр без портфеля или монарх без трона. А потому неудивительно, что Гаранян несколько лет назад вплотную занялся созданием новой версии «Мелодии». В советские годы этот легендарный оркестр какую только музыку не исполнял и каким только звездам не аккомпанировал - и Анне Герман, и Алле Пугачевой, и Софии Ротару. Правда, тогда в его игре был привкус эстрадности, нынче же Гаранян со своим биг-бэндом пребывает в царстве мейнстрима.

В записи диска «Караван» участвовало целое созвездие музыкантов. Это и пианист-ветеран Михаил Окунь, и культовый саксофонист-авангардист Иван Волков, и многие другие хорошие исполнители. Играет эта музыкальная гвардия известные джазовые вещи. Чего здесь только нет: и «Ночь в Тунисе», и «Сядь на трамвай А», и даже попсовая «Женщина в красном» Криса де Бурга, упакованная в глубокомысленные джазовые импровизации. Стоит обратить внимание и на менее знаменитые опусы - скажем, на «Дервиша» Юрия Парфенова. Замечательная музыка - глубокие басы на пиано, осторожный шелест ударных и авторское соло на трубе, впитавшее, кажется, всю мудрость Востока. Ритм крепчает - и под барабаны уже можно изображать танец дервиша в священных рощах.

Но главное блюдо - конечно, пьеса «Караван» Дюка Эллингтона. Этот популярнейший хит играли многие, даже ВИА вроде «Голубых гитар» - и те использовали его, чтобы показать, на что они способны. Годы проходят, стили меняются, Госконцерты рассыпаются в прах, а великий «Караван» идет и идет сквозь десятилетия. Если быть точным, автором этого знаменитого опуса был не сам Дюк Эллингтон, а пуэрто-риканский тромбонист Хуан Тизол, работавший в его оркестре. Но маэстро Эллингтон, услышав тему, потерял покой. И не будь дурак, купил эту вещь за каких-то пять долларов. Эх, если бы Тизол знал, что она может принести ему миллионы! Но, как говорится, все к лучшему в этом лучшем из миров. Меломану важно не авторство. Он наслаждается тем, как маститые музыканты наматывают на эту тему свои импровизации. Жаль только, что солирует на этом треке не сам Гаранян.

...В последнее время, когда народ на концертах скандирует заветное: «Какая песня без баяна, таков и джаз без...» - Георгий Арамович смущенно улыбается и поправляет: «Спасибо, конечно, за фамилию, но я имел в виду «без «Каравана». Теперь-то уж публика не перепутает слова речовки.

Евгений Белжеларский, Москва

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 9 человек