Птица Феникс по имени Шер
Птица Феникс! Это определение как нельзя лучше соответствует сущности и судьбе знаменитой американской певицы и актрисы, единственной в своем роде женщины, неувядающей, самобытной, известной всему миру под именем Шер. На протяжении четырех десятилетий она то возникает на сцене и экране во всем своем триумфальном блеске, то сгорает в пламени желтой прессы, кратковременного забвения или глубокого затворничества, чтобы возродиться вновь, взлетев еще выше на крыльях своего таланта и славы. Ею восхищаются сегодня молодые, ею восхищались родители молодых и родители их родителей. А она все такая же, как 40 лет назад. Нет, не такая – гораздо совершеннее, утонченнее, женственнее и неотразимее.
Птица Феникс! Это определение как нельзя лучше соответствует сущности и судьбе знаменитой американской певицы и актрисы, единственной в своем роде женщины, неувядающей, самобытной, известной всему миру под именем Шер. На протяжении четырех десятилетий она то возникает на сцене и экране во всем своем триумфальном блеске, то сгорает в пламени желтой прессы, кратковременного забвения или глубокого затворничества, чтобы возродиться вновь, взлетев еще выше на крыльях своего таланта и славы. Ею восхищаются сегодня молодые, ею восхищались родители молодых и родители их родителей. А она все такая же, как 40 лет назад. Нет, не такая – гораздо совершеннее, утонченнее, женственнее и неотразимее.
Шер не нуждается в представлении. И все же проследим ее жизненный путь. Итак, в 1946 году на юге Калифорнии, в маленьком городке Эль-Сентро, родилась девочка по имени Шерилин, по фамилии Саркисян. По отцу, Джону Саркисяну, она армянка, каковой себя и считает. Мать, Джеки Джоан Кроуч, в молодости очень красивая женщина, привнесла в ее жилы целый букет экзотических кровей – индейско-французско-цыганских. Надо признать, что с родителями девочке явно не повезло. Джон, водитель-дальнобойщик и заядлый игрок, проматывал все деньги в казино. Супруги постоянно ссорились, разводились, снова сходились. Когда муж в очередной раз проигрался, Джоан ушла от него окончательно и перебралась вместе с маленькой дочерью в Лос-Анджелес.
Об отце, с которым Шер познакомилась практически только в 11 лет, толком ничего не известно. В Америке он появился после Второй мировой войны. Сама Шер говорит, что он родом из Армении. Есть версия, что в 40-х годах он ушел на фронт, воевал в Керчи, потом в Европе и оттуда перебрался в Америку, став Джоном. Но версия эта остается неподтвержденной.
В 16 лет, не окончив школу, Шерилин ушла из дома, на пару с подружкой сняла комнату и начала самостоятельную жизнь. А через год повстречалась со своей судьбой в образе Сальваторе (Сонни) Боно, сына итальянских эмигрантов. «Будто вся комната сфокусировалась в одном месте, – вспоминает Шер. – Как только он появился на пороге, я сразу поняла: теперь все в моей жизни пойдет по-другому».
Сонни был единственным человеком в жизни строптивой и своенравной Шер, перед кем она готова была ходить на цыпочках, ловя каждое его слово.
Ее врожденное очарование и шарм, видимо, сделали свое дело. Железный Сонни влюбился – основательно и бесповоротно. Едва ей исполнилось 18, они поженились.
Слушая, как напевает Шерилин за домашней работой, Сонни узрел в ней талант. Он привел юную жену на студию, к Спектору, на которого угловатая, черная, как вороненок, девушка поначалу не произвела никакого впечатления. Смущаясь и нервничая, она упросила мужа спеть вместе с ней дуэтом. Сонни не отличался хорошим голосом, но просьбам жены уступил. Неожиданно для всех и в первую очередь для них самих дуэт получился первоклассный. А ведь выдержать конкуренцию рядом с Шерилин было непросто. На студии их записали. Одну песню, потом другую. Дуэту придумали вычурное название: «Цезарь и Клео». Затем «Бони Джо Мейсон и Шерилин» и, наконец, более простое и интимное: Sonny&Cher (так растворилась Шерилин и родилась Шер).
В тот же период Шер начинает делать и самостоятельные шаги. Залогом успеха служит, в первую очередь, ее поистине неземной, по-цыгански богатый переливами и оттенками голос. Ее сочное низкое контральто можно узнать мгновенно в любой записи.
После двух лет громкой популярности дуэт попал в полосу неудач – их новые записи в хит-парадах занимали низкие позиции и к тому же оказывались коммерчески нерентабельными. Не желая сдаваться, Сонни ищет иные пути. Как рассказывает сама Шер, он был прекрасным мужем – возлюбленным, братом, другом, отцом и наставником в одном лице. Когда рейтинг их дуэта пошел down, он помогал ей попробовать себя в кино, вкладывая собственные деньги, после того как финансирование студии иссякло.
Но судьба снова улыбнулась им. В 1971 году телестудия СВS пригласила супругов сниматься в развлекательном комедийном сериале, а заодно и вести программу The Sonny & Cher Comedy Hour. Конечно, Шер играла роль первой скрипки. Бесспорный талант, экзотическая внешность, остроумные, смелые выходки, озадачивающий с первого взгляда внешний вид – коктейль из ее богатого воображения и дизайнерской работы Боба Мэкки. Параллельно Шер снова записывала альбомы песен, выступая уже в новом амплуа. Ее сингл «Цыгане, бродяги и воры» занял первое место в поп-чартах США среди песен-повествований.
Шер повзрослела, поверила в себя. Одного ей, видимо, не хватало – независимости, ограниченной затянувшейся опекой мужа-наставника. После 11 лет счастливой супружеской жизни между ними начались распри, которые, в конце концов, привели к разрыву. И каждый из них, разумеется, не остался один. Их семейная драма стала всеобщим достоянием.
Шер вышла вторично замуж в 1975 году за скандально известного рок-музыканта Грэга Оллмэна. «Чуть ли не сразу после свадебной церемонии я поняла, что допустила большую ошибку», – признавалась позже она. Оллмэн оказался наркоманом и пьяницей.
Получив новое предложение от СВS создать свое шоу, Шер почувствовала, что одной ей не справиться, и позвонила бывшему супругу. Тот тотчас откликнулся. Так возник их творческо-деловой союз «The Sonny & Cher Show», что, впрочем, отнюдь не означало возврата к прошлому. За пределами студии они оставались чужими людьми.
Впрочем, «одинокой» и «безработной» Шер оставалась крайне редко и ненадолго. Она записывает новую песню «Take Me Home», ставшую первым хитом за последние пять лет, экспериментирует со своей рок-группой Black Rose («Черная Роза» – это, конечно же, она сама), которую потом назовет чуть ли не основной своей творческой неудачей.
С этого времени для Шер начинается самостоятельная, яркая и бурная жизнь.
Это период, когда Шер заново лепит себя – свое лицо и фигуру. «В нашем бизнесе нельзя забывать, что твое лицо и тело – товар», – достаточно цинично констатирует она. Не ограничиваясь многочисленными пластическими операциями, включающими даже такие драконовские, как избавление от нижних – «лишних» ребер, она покрывает свое тело цветными татуировками, опережая неискушенных еще в данном виде искусства голливудских звезд. Создается впечатление, что Шер нравится дразнить желтую прессу, шокировать своим видом обывателя и сводить с ума фанатов.
В начале 80-х, в возрасте 35 лет, Шер решает переехать в Нью-Йорк, чтобы попробовать себя на театральной стезе Бродвея – шаг достаточно дерзкий, поскольку для «начинающей актрисы» она, по понятиям театральных заправил, «несколько перезрела». Однако уже на премьере спектакля «Приходи к пяти, Джимми Дин, Джимми Дин» становится ясно, что незаурядная певица обладает еще и бесспорным талантом актрисы. Ее тотчас заприметил режиссер Майк Николс и пригласил сниматься. С этого момента для Шер начинается триумфальное восхождение на олимп киноискусства.
Ее первая роль в фильме «Silkwood» («Шелковый лес») стала поворотной не только в ее судьбе, но и в восприятии ее зрителем. Блиставшая на подмостках Лас-Вегаса и в музыкальных клипах феерическими, а то и символическими нарядами эффектная эстрадная дива, примадонна желтой прессы легко и грациозно, а главное – с подкупающей естественностью перевоплотилась вдруг в неряшливую фабричную работницу, угловатую, нелюдимую и к тому же откровенную лесбиянку.
Критики назвали игру Шер «гениальным актерским чудом». И вдруг увидели в ней серьезную, самобытную актрису.Теперь Шер была нарасхват. В одном только 1987 году вышли сразу три фильма с ее участием – «Иствикские ведьмы», «Подозреваемый» и «Очарованные Луной». За роль официантки и несчастной матери в фильме-драме «Маска» Шер получила «Пальмовую ветвь» лучшей актрисы на Каннском кинофестивале, номинацию на «Золотой Глобус» и была объявлена в Америке «Женщиной года». Роль бухгалтерши в «Очарованных Луной» – романтической комедии о любви, ревности и быте итальянцев в Америке, принесла Шер очередной «Золотой Глобус» и долгожданного «Оскара».
Шесть раз Шер номинировали на «Золотой Глобус» за лучшую женскую роль, и четыре раза она становилась обладательницей престижной награды. Так в 41 год Шер снова взошла на вершину олимпа, уже в совершенно ином качестве.
В 80-х Шер, чутко реагируя на моду и новый дух времени, по-прежнему остается идолом молодого поколения, хотя по возрасту к нему уже не принадлежит. Она бесстрашно гоняет на мотоцикле, снова радикально меняет свой имидж – черная кожа в обтяжку, высокие сапоги, металлические застежки и заклепки, высоченные шпильки, броская бижутерия, крутые кудряшки и яркий макияж. Годы идут, а Шер (о, метаморфоза!) становится все моложе, совершеннее – и лицом, и фигурой. Она превращается в настоящую красавицу, чарующую, магнетическую молодую женщину с бездной обаяния и шарма.
А годы неумолимо летели, перевалив за роковые 50, и по всем законам природы звезде Шер пора было двигаться к закату.
«Ненавижу этот свой поганый шестой десяток, – однажды опрометчиво посетовала певица. – Я не чувствовала себя стареющей, пока мне не исполнилось пятьдесят». Прессе будто только того и надо было. Ей тотчас приклеили ярлыки типа «старушка рок-н-ролла», «дряхлеющая поп-дива» и т.д. А тут еще Шер превратилась вдруг в настоящую затворницу, почти не показывалась на публике, была абсолютно недосягаема для прессы, а в начале 98-го и вовсе исчезла с горизонта. Думается, втайне от всех она просто в очередной раз готовила себя к физическому и творческому возрождению.
Творческое возрождение Шер состоялось в 1998-99 гг., как и подобает сказочной птице Феникс, со взрывоподобным триумфом ее сингла «Believe», а затем и одноименного сборника танцевальных трэков. Альбом был записан в новаторском стиле электроданса, с великолепной аранжировкой и спецэффектами. Но основным богатством, как всегда, оставался потрясающий голос Шер и ее не менее потрясающая внешность. CD «Believe» отправился в обход по планете, собрав все возможные в мире призы и награды. Семь недель альбом занимал вершины чартов в 23 странах, не считая США. Он стал самым продаваемым альбомом за всю музыкальную карьеру Шер. 52-летняя певица, на удивление всем выглядевшая молодой и блистательной, эффектной и невероятно женственной, завораживала своим чарующим голосом и ей одной присущим обаянием.
Воодушевленная невероятным успехом «Believe», Шер объявляет миру о своем намерении совершить прощальное турне – «Cher’s Living Proof Farewell Tour». Триумфальное шествие уникальной певицы и актрисы, которой к тому времени уже исполнилось 56, началось летом 2002 года. Первоначально планировалось дать за два месяца 49 концертов в США, Канаде и Мексике. Но на выступления Шер со всего мира посыпалось такое количество заявок, что ее продюсер Роджер Дэвис решил продлить тур на год, добавив к гастрольному маршруту европейские страны – Великобританию, Германию, Данию, Францию, Швейцарию, Австрию и даже Россию.
В России Шер никогда прежде не бывала, но пожелала и с ней проститься. Один концерт она дала в Санкт-Петербурге и два в Москве. В июне 2004-го Москва принимала знаменитую певицу в Кремлевском дворце. Только вот что-то не сладилось между американской звездой и московской публикой, хотя Шер сделала все, чтобы ей понравиться: спустилась даже на сцену с потолка на люстре, представ перед россиянами в русском кокошнике и шикарном облачении Снегурочки. А ведь москвичи ее так ждали. Особенно соотечественники-армяне, оккупировавшие, несмотря на космические цены на билеты, весь партер.
Певица однажды побывала в Армении, в самый неблагоприятный для республики период – разрухи после спитакского землетрясения и развала Советского Союза.
Она посетила несколько простых семей и детский приют.
Во время посещения Эчмиадзина внимание Шер привлек стук молотка у древней стены. Это резчик по камню создавал новый хачкар из глыбы розового туфа. Шер с трудом пробралась в склепоподобное помещение и попросила мастера, Макса Чазаряна, научить ее своему ремеслу. Под его руководством, вооружившись молотком и зубилом, Шер смело принялась за работу, обтачивая часть замысловатого каменного узора и ничуть не заботясь о том, что розовая туфовая пыль дождем сыпется на её черную одежду.
Уже перед самым отлетом она призналась, что потрясена гостеприимством соотечественников, добавив, что, несмотря ни на что, хотела бы задержаться в Армении подольше. «Я встретила удивительного человека, – сказала она, – который научил меня резьбе по камню. В тот момент я по-настоящему ощутила себя армянкой».
Вернувшись в Америку, певица организовала отправку медикаментов и продуктов питания в Армению в качестве гуманитарной помощи.
Шер считается одной из самых богатых актрис в индустрии развлечений. В 2002 году, согласно статье, опубликованной в журнале Rolling Stone, её личный капитал оценивался в $ 600 млн.
Есть у нее и собственная благотворительная организация – «Cher». Певица оказывает материальную поддержку учреждениям, организациям и отдельным людям, проблемы и трудности которых принимает близко к сердцу. В частности – солдатам-инвалидам, вернувшимся из Афганистана и Ирака. А также – морякам, авиаторам и морским пехотинцам вьетнамской войны. С 1996 г. Шер стала активно заниматься сбором средств в фонд по борьбе со СПИДом.
Но вернемся к ее творческой деятельности. По завершении тура она выпускает новые музыкальные альбомы и снова снимается в кино. Ни о каком уходе на покой нет пока и речи. Чтобы доказать всем, что она в идеальной форме, Шер пообещала сняться обнаженной для элитного мужского журнала.
По соглашению, заключенному в 2000 году в Чикаго – The Cher Expo, она теперь выступает с концертами не каждый год: в 2002 и 2004 – в Лас-Вегасе, в 2006 – в Лос-Анджелесе, в 2007 – в отеле «Хилтон», Head Island, в Южной Каролине, в 2009 – в Атланте. Не каждый год, это чтобы не перегружаться? Как бы не так! Неутомимая Шер заключила и еще один контракт, на 60 млн. долларов, на два года выступлений в театре одного из самых фешенебельных отелей-казино Лас-Вегаса – Caesars Palace. Ее контракт вступает в силу с окончанием другого контракта, заключенного на три года между Caesars Palace и всемирно известной певицей Селин Дион, приносившего колоссальные сборы. Дебют Шер намечается на начало 2008 года.
Элеонора Мандалян
Оставьте свои комментарии