Игорь Бутман: «Джаз – способ общения талантливых людей»
Игорь Бутман родился в 1961 году в Санкт-Петербурге (Ленинграде). В 11 лет начал играть на кларнете в детской музыкальной школе. Одновременно Игорь серьезно занимался хоккеем, но выбор сделал в пользу музыки и поступил в музыкальное училище им. Мусоргского по классу саксофона к замечательному музыканту и блестящему педагогу - Геннадию Гольштейну. Студентом он начал играть в ансамбле Давида Голощекина, участвовал в концертах и записях «Популярной механики» Сергея Курехина, групп «Кино» и «Аквариум». В 1983 году выступал в оркестре Олега Лундстрема - лучшем биг-бэнде СССР.
Игорь Бутман родился в 1961 году в Санкт-Петербурге (Ленинграде). В 11 лет начал играть на кларнете в детской музыкальной школе. Одновременно Игорь серьезно занимался хоккеем, но выбор сделал в пользу музыки и поступил в музыкальное училище им. Мусоргского по классу саксофона к замечательному музыканту и блестящему педагогу - Геннадию Гольштейну. Студентом он начал играть в ансамбле Давида Голощекина, участвовал в концертах и записях «Популярной механики» Сергея Курехина, групп «Кино» и «Аквариум». В 1983 году выступал в оркестре Олега Лундстрема - лучшем биг-бэнде СССР. В следующем году Игорь поменял альт-саксофон на тенор и был приглашен Николаем Левиновским в ансамбль «Аллегро», в котором играл вплоть до отъезда в Америку. В Советском Союзе Игорь Бутман, по опросам джазовых критиков, считался лучшим тенор-саксофонистом.
В сентябре 1987 года Игорь Бутман поступил в The Berklee College of Music, где получил два диплома: концертного саксофониста и композитора. Со своей группой Игорь выступал в ведущем джаз-клубе Бостона, потом переехал в Нью-Йорк, гастролировал, записал сольный альбом «Falling Out». В 1992 году Игорь впервые со времени эмиграции выступил в Москве на Международном джазовом фестивале, а в мае 1995 года выступал в Грановитой палате в Кремле перед президентами двух держав – США и России: Биллом Клинтоном и Борисом Ельциным. Игорь Бутман был продюсером и организатором Независимых джазовых фестивалей в Москве, в которых соединял российских музыкантов с американскими, наладив регулярный творческий обмен между московскими и нью-йоркскими джазменами. В марте 1999 года Игорь Бутман организовал свой джазовый оркестр (Igor Butman Big Band), в котором играют лучшие музыканты России. В июне 2000 года Игорь Бутман играл для президента России Владимира Путина и президента США Билла Клинтона, который так описал свое впечатление от выступления Игоря в книге «Моя жизнь»: «В финале на сцене, погруженной во тьму, играл мой самый любимый из ныне живущих джазовых тенор-саксофонистов – Игорь Бутман».
В феврале 2002 года Игорь Бутман стал продюсером и организатором грандиозного гала-концерта «Триумф джаза» с участием своего биг-бэнда и звезд мирового джаза. Весной 2002 года Лариса Долина вместе с биг-бэндом Игоря Бутмана создали концертную программу «Карнавал джаза», которая с аншлагами прошла в Москве в концертном зале «Россия», а также в США, Израиле, Латвии, Украине, Белоруссии. В 2003-2004 гг. Игорь Бутман выступал с такими мировыми звездами, как Рэй Чарльз, Джордж Бенсон, Эл Джеро. В июне 2004 года стал лауреатом Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства. Игорь Бутман неоднократно выступал с альтистом Юрием Башметом и его оркестром «Солисты Москвы» в России, Италии, Франции. Вместе они сделали видеоклип на музыку Рахманинова «Вокализ». По приглашению режиссера и актера Михаила Козакова Игорь Бутман играет вместе с ним в «Пьесе для Голоса и Саксофона «Иосиф Бродский».
– Как Вы увлеклись джазом? Вы из музыкальной семьи, и все началось в детстве?
– Да. Отец любил джаз, дедушка предпочитал классику. Мама любила и то, и другое. Дед играл в театре на скрипке, бабушка пела в Кировском театре. Отец много выступал в художественной самодеятельности, играл на барабанах. Мог бы стать хорошим эстрадным музыкантом, но в сложные годы после войны не получилось. Дед хотел, чтобы я играл на кларнете. Бенни Гудман был знаменит в те годы, а Гудман и Бутман – похожие фамилии, поэтому все сошлось. Неожиданно в музыкальной школе объявили дополнительный набор к прекрасному педагогу по кларнету Ивану Александровичу Кукисону. С него все и началось.
– Вы вернулись в Россию после девяти лет в Соединенных Штатах. Что привело Вас обратно?
– Обстоятельства. Я женился, но в Штатах действует такой закон: если я не американский гражданин, но живу в стране, то супруга моя должна два года ждать разрешения на въезд. Моей жене не дали гостевой визы, и по семейным обстоятельствам я остался в России. Жалею ли? Скорее нет – то, что происходит сейчас здесь, меня вполне устраивает.
– Интересно?
– Очень интересно, есть работа, приятная суета: интервью, концерты, гастроли, меня окружают хорошие люди. Поэтому мне кажется, что возвращение пошло на пользу.
– В созданном Вами «Le Сlub» в Москве проходили концерты джазовых звезд мирового уровня. Сейчас прежний клуб закрылся, а в начале марта Вы презентовали новый. Как он будет называться, какие предстоят изменения?
– Пока мы в поиске названия. Люди, которые владели «Le Сlub», отказались от джазового формата и переделали его в ресторан. Название тоже осталось за ними. Мы думаем, что название нового клуба должно быть очень ярким и связанным с музыкой, возможно – «Клуб Игоря Бутмана», по аналогии с английским «Ронни Старз». Сам Ронни Скотт давным-давно умер, а клуб его имени живет и процветает.
Мы хотим сделать наш новый клуб на 95 процентов джазовым, но и блюз там будут играть, и классические вечера проводить. Это будет место, где творческие люди смогут собираться, чтобы интересно провести время. И, конечно, будут выступать джазовые звезды мирового уровня ,как наши, так и зарубежные. Замечательно, что у нас есть друг, партнер – компания «Фрешенет», которая поддерживает джазовые концерты. Мне хочется выразить глубокую благодарность представителю компании в странах СНГ Рубену Айрапетову за его беззаветную любовь к джазу. Благодаря их поддержке три-четыре раза в год мы проводим джазовые фестивали, собираем джаз-сейшны, к нам приезжают замечательные музыканты, такие как Гомес, Дин Браун, Сони Форчун.
– Как Вам удалось в одиночку, без всякой поддержки творческих союзов или ассоциаций наладить такой регулярный обмен между московскими и нью-йоркскими джазовыми коллективами?
– Я жил в Америке, многих джазменов знаю лично. С самого начала мы старались ничем не обидеть приезжающих к нам музыкантов, устраивать для них интересные программы. Они в ответ могут пойти на какие-то финансовые уступки. Потом они возвращаются в Нью-Йорк и говорят: «Были у Игоря Бутмана на фестивале, в его клубе, где нас очень хорошо принимали». Хотя заплатили, может быть, не очень, не самые большие деньги.
Бывает, приезжают музыканты, которых я считаю звездами, но их имена неизвестны широкой публике. Мы их любим, ценим и делаем все, чтобы они уезжали с гордо поднятой головой.
– Как глубоко в России понимают джаз?
– Уровень наших музыкантов соответствует мировому уровню джаза. Конечно, у нас не так много звезд, но молодежь растет: учится, уезжает на Запад, возвращается, приезжает сюда на фестивали. Конечно, есть к чему стремиться, есть над чем работать. Нужно работать и в СНГ, чтобы везде появлялись замечательные музыканты.
– В Армении очень любят джаз. Вы играли с армянскими музыкантами?
– В Армении традиционно были самые лучшие джазовые музыканты в Советском Союзе. Во–первых, темперамент, во–вторых, виртуозное владение инструментами. Армянские музыканты часто приезжали в Москву и собирали здесь большие аудитории. Я хорошо знаком с саксофонистом Аликом Закаряном, сейчас он живет в Москве. Мы дружили, играли, часто встречались с блестящим пианистом Давидом Агаряном – он, к сожалению, погиб. А с Константина Орбеляна, мне кажется, начинался джаз в Армении. Нас с ним связывает одна история: в 1983 году несколько иногородних, включая меня, уволили из оркестра Лундстрема, потому что мы не имели московской прописки. Мне позвонил Орбелян и предложил приехать в Ереван к нему в оркестр, 300 рублей оклад, это в те годы–то! Я уже согласился ехать, но в итоге отдал предпочтение московскому ансамблю «Аллегро». Но только потому, что в большом оркестре Орбеляна было много саксофонистов, а там я был один.
– Кого из армян – джазовых музыкантов Вы бы выделили?
– Последний раз в Ереване я был в октябре 2003 года, играл с музыкантами, которые произвели на меня очень большое впечатление, особенно – пианист Ваагн Айрапетян, блестящий джазовый стилист.
Сергей Манукян - гениальный музыкант, потрясающий человек, остроумный, добрый, порядочный. Так владеет профессиональным арсеналом, что может сделать все: петь разными голосами, импровизировать под тромбон, под бас–гитару. Мне бы очень хотелось, чтобы мировое джазовое сообщество узнало, что есть такой музыкант. Я сейчас начинаю продюсировать его альбом. Мы пригласили американских музыкантов, теперь ищем серьезных спонсоров, чтобы записать пластинку. Она произведет впечатление, потому что подобных талантов в мире я очень мало знаю.
Блестящий пианист Давид Казаров сейчас живет в Германии, и мы с ним, к сожалению, мало общаемся, но очень хотелось бы продолжить прежнее знакомство. Хорошо работать с Татевик Оганесян – мы с нею уже записали пластинку. С Георгием Гараняном – великолепным саксофонистом, аранжировщиком и композитором, мы тоже сотрудничаем. У Ирины Отиевой талант мирового масштаба, мне очень жаль, что не попала она в струю, как говорится. Есть еще пианист Энтони Карапетян из Нижнего Новгорода – молодой армянский парень, но уже успел проявить себя как профессионал. Таким людям надо помогать, у него большое будущее.
– В телепроекте «Звезды на льду» Вы катались очень достойно. Как стало возможным за такое короткое время приобрести такое мастерство? Или у Вас был опыт в этом виде спорта?
– Я хорошо катаюсь на коньках, как человек, который с шести лет играл в хоккей. Причем играл я на белых фигурных коньках – других не было. Так что я пришел на проект, представляя, что кататься будет не так сложно, как оказалось потом.
– А партнерша была Вами довольна?
– С партнершей, чемпионкой мира Марией Петровой, мы подружились. Если бы у нас было больше времени на тренировки, мы могли бы выиграть в финале.
– В 95 году Вы играли для Билла Клинтона, который назвал Вас одним из лучших саксофонистов мира. Он сам играет на саксофоне, так что высокая оценка была дана человеком, который разбирается в предмете. А что Вам запомнилось в этом концерте?
– Клинтон сразу оценил игру нашей группы. После первой же композиции он встал и стал аплодировать, это было очень приятно. Он многих музыкантов знает, многие для него выступали, и нам было очень приятно получить от него такую высокую оценку. И в книге своей, когда его спросили о любимом саксофонисте, он ответил: Игорь Бутман.
– Что бы Вы пожелали читателям нашей газеты?
– Я бы очень хотел тем, кто читает «Ноев Ковчег», кто интересуется жизнью армян, культурой, пожелать уверенности и оптимизма. У нас все будет хорошо. Я очень рад, что между Россией и Арменией нет проблем и неразрешенных вопросов. Взаимоуважение – вот главное. Я хочу, чтобы талантливые люди в наших странах имели возможность общаться с помощью джаза. Для нас это самый главный, самый понятный язык. Хочу пожелать здоровья, оптимизма, счастья, любви. Тем, кто любит джаз - побольше джаза, а тем кто не любит – пускай начинают слушать.
Беседу вел
Григорий Анисонян
Оставьте свои комментарии