N 04 (115) Апрель 2007 года.

От тяжелого рока до геноцида

Просмотров: 6271

Есть в Лос-Анджелесе одна удивительная музыкальная группа, вся замешенная на парадоксах, контрастах и эмоциях. Термоядерная группа, как ее называют. А сама она, замаскировав потаенный смысл, окрестила себя System Of A Down, взяв за основу заглавие социальной поэмы «Victims Of A Down», написанной одним из членов группы, Дароном Малакяном. Артикль «А» является сокращением от слова America. «Жертвы американского падения», стало быть. И соответственно System Of A Down – «Система американского падения». Сокращенно SOAD.

SOAD – это армянский мужской квартет, от которого вибрируют стены, барабанные перепонки и внутренности, поскольку это тот самый heavy metalic, который способны выдержать разве что teenagers, да и то не все.

Есть в Лос-Анджелесе одна удивительная музыкальная группа, вся замешенная на парадоксах, контрастах и эмоциях. Термоядерная группа, как ее называют. А сама она, замаскировав потаенный смысл, окрестила себя System Of A Down, взяв за основу заглавие социальной поэмы «Victims Of A Down», написанной одним из членов группы, Дароном Малакяном. Артикль «А» является сокращением от слова America. «Жертвы американского падения», стало быть. И соответственно System Of A Down – «Система американского падения». Сокращенно SOAD.

SOAD – это армянский мужской квартет, от которого вибрируют стены, барабанные перепонки и внутренности, поскольку это тот самый heavy metalic, который способны выдержать разве что teenagers, да и то не все. Ну и разумеется, антураж соответствующий – разрисованные татуировкой тела, черные очки, замысловатые бороды-косички, переплетенные шнурочками, вызывающий макияж, зачастую нецензурные, характерные для данного жанра, тексты песен. Но если бы на этом все и кончалось, то и заинтересовать ими можно было бы разве что тех же фанов-тинейджеров.

Однако группа стремительно вырвалась на мировую музыкальную арену, заставив заговорить о себе не только Калифорнию, не только Америку, но и всю Европу, вплоть до Новой Зеландии. А заодно вынудила и ФБР пристально наблюдать за собой. Рок-музыка и тем более heavy metalic в Армении никогда особенно не приветствовалась. А современной армянской молодежи ближе по духу рэп. Но тем не менее у лос-анджелесского квартета на Родине, куда они довольно часто наведываются, становится все больше поклонников и последователей.

Так в чем же тут дело? В первую очередь, конечно, в их профессиональном мастерстве и новаторстве, оживившем и преобразившем поднадоевший тяжелый металл (что к ФБР, конечно же, никакого отношения не имеет). Вот в каких выражениях пишет об их игре самая разная пресса – армянская, русская, американская: «Музыка SOAD сочетает в себе взрывной зубодробильный драйв и неповторимую мелодичность. Для нее нет стилевых границ!». «Убийственный трэш-металлический напор, сдерживаемый удивительным по красоте готическим мелодизмом, никого не оставляет равнодушным». «Бронебойный гитарный натиск, оперное многоголосье, исполненное хорошо поставленными, суровыми мужскими голосами, самоирония и игра в духе Bohemian Rhapsody Queen превратили этот колоритный армянский квартет в одно из самых неординарных и знаковых явлений в истории рок-музыки последнего десятилетия».

Пойти на их концерт, чтобы составить собственное мнение, у меня конечно же не хватило бы духу – не те уже барабанные перепонки. Но их видеоклипы посмотрела и послушала, благо звук можно самой регулировать. И, представьте, действительно впечатляет, и даже завораживает.

SOAD намеренно не придерживается определенного музыкального направления. В ее исполнении присутствуют элементы металла, хеви-метал, нью-метал, метал-кора, панк-рока и... армянской народной музыки. Создается также впечатление, что на музыкантов сильное влияние оказала рок-опера Jesus Christ Superstar Тима Райса и Эндрю Ллойда Веббера. Особенно это ощущается в вокале – от берущего за душу лиризма до истошного крика, во всю мощь голосовых связок и легких. И получается это у них в симбиозе с барабанным громом и ревом бас-гитары очень даже эффектно.

Сформировалась группа в начале 1995, и с тех пор не только прочно удерживает завоеванную высоту, но и продолжает набирать обороты. А ведь все члены квартета – Серж, Дарон, Шаво и Джон – уже далеко не юноши.

Серж Танкян самый старший из них, ему уже без малого 40. В Америку эмигрировал с семьей из Бейрута, с 8 лет живет в Лос-Анджелесе. Поэт и музыкант, он, безусловно, стал главной движущей силой группы. Контрастный вокал и мощный голос принесли ему славу самого блестящего вокалиста хеви-музыки.

Джон Долмаян – ударник. Его эффектный «рабочий станок» занимает полсцены. Ему 33. До того как семья эмигрировала в Торонто, а затем в Лос-Анджелес, маленький Джон натерпелся кошмаров гражданской войны в Ливане. Его родители – музыканты, и сам он с детства мечтал стать барабанщиком. Недавно Джон купил в Лос-Анджелесе два небольших дома на одной улице – один для себя, другой для родителей.

Дарону Малакяну 31. Хоть сам он родился и вырос в Лос-Анджелесе, его родители – выходцы из Ирака, где у них осталось много родственников. В SOAD Дарон и композитор, и гитарист, и вокалист, и шоумен. Практически все тексты песен пишет для группы он.

Шаварш Одадьян (Шаво) – бас-гитара, 32-х лет, единственный член группы, родившийся на своей исторической, как теперь принято говорить, родине – в Ереване. И тоже ребенком эмигрировал в Штаты. Серж, Дарон и Шаво учились в одной и той же лос-анджелесской школе – в Alex Pilibos, т.е. знали друг друга с детства.

«Близкая к совершенству дикция, – пишут о них в прессе, – и потрясающее вокальное чутье Сержа Танкяна и Дарона Малакяна позволяют этим двоим украшать головоломные орнаменты своих песен совершенно запредельными гармоничными распевками».

Их первый диск «System Of A Down» разошелся миллионным тиражом. Вышедший в 2001 году второй, необыкновенно политизированный альбом «Toxicity», в котором дерзкой критике была подвергнута политика Соединенных Штатов и Буша в частности, занял верхние строчки многочисленных хит-парадов, моментально взлетев на вершину Billboard. «Из малоизвестной группы, играющей малопонятную музыку, – записано в Википедии, – SOAD превращаются в настоящих рок-звезд и становятся одной из самых знаменитых современных рок-групп в мире». Сразу став мультиплатиновым, альбом принес System Of A Down оглушительную популярность. Теперь они уже ездят в собственные всемирные туры, собирая стадионы, и возглавляют рок-фестивали. Альбом Mezmerize, выпущенный в 2005 году, на протяжении длительного времени занимает 1-е место в хит-парадах 11-и стран.

Но есть и кое-что еще, что делает эту армяно-американскую группу уникальной. SOAD – наверное, самая политизированная музыкальная группа из всех когда-либо существовавших. И, думается, это отнюдь не ловкий ход ради привлечения к себе большего внимания меломанов и прессы, а их истинное лицо, их жизненное кредо, их национальное «Я», о чем они сами заявляют в каждом интервью.

Основная концепция группы, которую они стремятся передать не только через музыку, это протест против любой формы притеснения и насилия, осуществляемых по религиозным, национальным или политическим убеждениям, против несправедливости и коррупции, против войны в Ираке и в первую очередь – борьба за признание Турцией и Конгрессом США геноцида армян.

«Для нас это не политика, – говорит Дарон Малакян, – а нечто сугубо личное. Всякий раз, когда вас разъединяют с Родиной, вы думаете: «Я все равно пойду за тобой, только своим собственным путем. Путем ненасилия. Вот мы стоим перед вами – четыре армянских парня, к которым прислушиваются. Если не мы будем делать это, то кто? Мы будем продолжать бороться за официальное признание армянского геноцида турецким и американским правительствами, потому что чувствуем на себе ответственность перед теми душами».

Серж Танкян и Том Морелло (Audioslave) ведут политизированное часовое радиошоу. Еще в конце 90-х они создали общественную организацию Axis Of Justice («Ось справедливости»), цель которой, по их собственному определению, «способствовать росту политической осведомленности людей». «Ось справедливости» устраивает благотворительные концерты, где звучит так называемая музыка протеста, спонсирует забастовки рабочих по всей Америке (в частности, ею был организован концерт в поддержку работников южнокалифорнийских супермаркетов в октябре 2003).

Начиная с 2000-го музыканты ежегодно устраивают большие благотворительные концерты 24 апреля – в день поминовения жертв резни, все сборы от которых переводятся организациям, борющимся за признание геноцида. Во время концертов среди зрителей распространяются материалы о тех трагических событиях. Год назад в почтовой рассылке они призвали своих почитателей отправлять письма лидерам Сената с просьбой признать геноцид преступлением против человечности. В итоге Конгресс США получил письма от пятисот тысяч человек!

В прошлом году рок-группа System Of A Down организовала совместно со своими поклонниками и Армянским Национальным Комитетом Америки (ANCA) манифестацию перед офисом председателя Палаты представителей Конгресса США Дэниса Хастерта, требуя от него поставить на голосование законопроекты о признании Америкой геноцида армян.

Музыканты сами задумали и осуществили создание документального фильма «Screa-mers», посвященного геноциду армян в Османской Турции. Точнее будет сказать – отношению современников к этой трагедии. Их песни вошли в качестве саундтрека в фильм. Съемки проходили во время гастролей рок-группы по Европе и США. В фильм, в частности, вошли кадры выступлений музыкантов в различных городах, где они читали лекции, посвященные трагической странице армянской истории; интервью с людьми, семьи которых пострадали от геноцида; массовые демонстрации турок, не желающих признать очевидное; а также выступление Дэниса Хастерта в Палате представителей Конгресса США, блокировавшего вынесение резолюции о геноциде армян на обсуждение в Конгрессе.

Премьера фильма «Screa-mers» состоялась в начале ноября 2006 года в рамках фестиваля AFI Film Festival, в Лос-Анджелесе. В кинотеатрах Америки фильм показывается с января 2007 года.

Элеонора Мандалян,

Лос-Анджелес

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовал 41 человек