Электорат как ребенок: еще не повзрослел, но нормально развивается
До выборов в парламент остается чуть больше двух месяцев, однако списков кандидатов в депутаты от большинства партий до сих пор нет. Партии либо еще не определились, либо полагают, что накануне выборов на избирателя произведет больше впечатления список, полный сюрпризов.
Из набирающего обороты предвыборного действа складывается впечатление, что и электорат, и политики заметно изменились со времени последних парламентских выборов, а еще больше – за последние 10 лет. По мнению директора центра «Социометр» Аарона Адибекяна, в этом процессе можно выделить две тенденции. Число людей, видящих положительные сдвиги в экономике, последовательно растет: с 27% в 1998-м до 55% в 2006-м году. Заметен также общественный оптимизм в отношении будущего. Обе эти тенденции на руку власти.
До выборов в парламент остается чуть больше двух месяцев, однако списков кандидатов в депутаты от большинства партий до сих пор нет. Партии либо еще не определились, либо полагают, что накануне выборов на избирателя произведет больше впечатления список, полный сюрпризов.
Из набирающего обороты предвыборного действа складывается впечатление, что и электорат, и политики заметно изменились со времени последних парламентских выборов, а еще больше – за последние 10 лет. По мнению директора центра «Социометр» Аарона Адибекяна, в этом процессе можно выделить две тенденции. Число людей, видящих положительные сдвиги в экономике, последовательно растет: с 27% в 1998-м до 55% в 2006-м году. Заметен также общественный оптимизм в отношении будущего. Обе эти тенденции на руку власти. Это при том, что «комфортными» взаимоотношения в общественной жизни считают только 25% опрошенных, в то время как в частной и семейной – 90%. Политики могли бы на этом сыграть, выдвинув лозунг «Страна – как твоя семья», но пока он в партийной риторике не востребован.
47,6% опрошенных жителей Армении считают себя бедными, 33% – имеющими скромные доходы, 11% – состоятельными и 7,6% – богатыми. При этом восприятие бедности и богатства у них разное. Доход в 110 долларов (40 тыс. драмов) на человека в семье 8,5% респондентов считают бедностью, 12% - позволяющим вести скромную жизнь, а 0,5% - даже богатством. Опрос, правда, не выделяет сельских и городских респондентов, хотя в селе деньги дороже - продукты там в основном собственного производства, и минимальная потребительская корзина стоит, по разным данным, от 60 до 85 долларов в месяц.
При этом в распоряжении власти остается административный ресурс, значение которого гораздо выше в селах, где люди зависят от местной администрации, к тому же глубинку наблюдатели посещают гораздо реже.
По мнению президента Армянской социологической ассоциации, члена-корреспондента НАН Армении Геворка Погосяна, электорат в Армении жаждет перемен, но без революционных потрясений. Люди недовольны работой государственных институтов и хотели бы видеть у власти иную политическую элиту. На первом месте у избирателей - ожидание социально-экономических перемен: открытие новых рабочих мест, снижение уровня безработицы, повышение благосостояния, борьба с коррупцией. Эти ожидания формируют и образ потенциального политического лидера – немолодой и хорошо образованный опытный мужчина (85% опрошенных). Желательно, чтобы был патриотом, любил свой народ, заботился о людях и меньше воровал, то есть был воплощением традиционной для Армении модели: отец, заботящийся о своих детях и не допускающий несправедливости.
Электоральные ожидания имеют ярко выраженную социальную направленность, подтвержденную демографическим составом - в Армении около 600 тыс. пенсионеров, 500 тыс. домохозяек, 400-450 тыс. неработающей и учащейся молодежи, зависящих от социальной политики государства. Может, именно этим объясняется взлет популярности политического образования «Процветающая Армения» Гагика Царукяна - партии, активно реализующей патерналистскую модель: раздающей семенной картофель и прочую гуманитарную помощь, патронирующей спорт и обещающей всеобщую справедливость. «Процветающая Армения» умело пользуется и медиаресурсами, отбирая тем самым голоса протестного электората у оппозиции. Проблемы оппозиции настолько серьезны, что ее приход в будущий парламент может стать задачей власти – парламент без оппозиции просто неприличен.
Не используют политики в предвыборной борьбе и угрозу революции - в возможность «цветных» революций в Армении верит не более 13% электората. Тут, помимо прочего, играет свою благоприятную роль и армянский комплементаризм. Поскольку Армения в хороших отношениях и с Западом, и с Россией, то лозунг освобождения от России, сработавший на Украине и в Грузии, в Армении просто неактуален.
Директор Института кавказских СМИ политолог Алексан Искандарян описывает динамику развития выборного процесса так: поначалу исход голосования решала избирательная комиссия (например, в СССР, когда голосовало 99,9% электората за спущенного сверху депутата). Потом практиковался вброс бюллетеней - избирательная комиссия уже не могла в одиночку решить исход выборов. Следующий этап - раздача избирателям взяток продуктами или деньгами, так как откровенные и грубые фальсификации уже не срабатывали. Затем пришел черед предвыборного строительства дорог, благоустройства территорий, привлечения избирателя экономическими программами и т.д. А это уже признаки политической борьбы за избирателя, первые проявления развитой демократии.
Все больше избирателей Армении составляют социально устроенные люди. Они потрясений не желают в принципе – у них налаженные отношения с местной властью, ни им, ни их родственникам не надо говорить, за кого голосовать – они это знают сами. Другую часть электората надо привлечь на выборы конкретными взятками или обещаниями. Для них может иметь значение все – от обещаний списать долги за воду до земляческих соображений. Примерно так же ориентируется в кругу политиков и их идей западный избиратель, у него только масштаб обещаний и благ выше. И в Армении уже появляется электорат с зачатками политической культуры. Конечно, говорит Алексан Искандарян, по сравнению с европейскими странами у нас огромные проблемы. Но то, что за голос избирателя в Армении идет борьба – уже достижение. Все заключения ОБСЕ по выборам выносятся на обсуждение. Нам важно, что о наших выборах думают в мире. Развитие этих процессов со временем приведет ко все более тонким способам манипуляции общественным сознанием. Что же касается оппозиции как части политической системы, которая не отвергает власть, а оппонирует ей – то создание ее пока переносится на будущее.
Арен Вардапетян
Оставьте свои комментарии