N 03 (114) Март 2007 года.

«Диалог с Турцией должен продолжаться»

Просмотров: 4382

ИНТЕРВЬЮ «НОЕВА КОВЧЕГА» С ВАНОМ КРИКОРЯНОМ — ГЛАВОЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОРПОРАЦИИ «ГЛОБАЛ ГОЛД» (США)

Независимость предоставила Армении возможность наладить прямую и прочную связь с армянской Диаспорой в мире. За годы независимости Армения, Нагорный Карабах и Диаспора наконец ощутили себя единым целым. Многие наши соотечественники используют свои возможности на благо исторической Родины. Особую роль в политической жизни спюрка играют лоббистские организации.

ИНТЕРВЬЮ «НОЕВА КОВЧЕГА» С ВАНОМ КРИКОРЯНОМ — ГЛАВОЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОРПОРАЦИИ «ГЛОБАЛ ГОЛД» (США)

Независимость предоставила Армении возможность наладить прямую и прочную связь с армянской Диаспорой в мире. За годы независимости Армения, Нагорный Карабах и Диаспора наконец ощутили себя единым целым. Многие наши соотечественники используют свои возможности на благо исторической Родины. Особую роль в политической жизни спюрка играют лоббистские организации.

И в Европе, и в США они очень быстро реагируют на события, связанные с Арменией. Заслуга зарубежных соотечественников есть в том, например, что многие страны признали Геноцид армян, Конгресс США принял закон, который запрещает финансовое содействие США проектам по строительству железных дорог на Кавказе в обход Армении, в предоставлении правительством США Армении финансовой помощи, которая больше, чем помощь соседям Армении по региону. Благодаря усилиям армянских лоббистов, вот уже несколько лет США ежегодно предоставляет Нагорному Карабаху гуманитарную помощь от трех до пяти миллионов долларов.

Опытный международный юрист, доктор права, бывший директор крупнейшей лоббистской организации - Армянской Ассамблеи Америки (ААА) Ван Крикорян ныне является членом Совета этой организации.

Ван Крикорян - фактический автор принятой в 1992 году Конгрессом США 907-ой поправки к «Акту о поддержке свободы», которая устанавливала ограничения на помощь Азербайджану, пока он не прекратит «все виды блокады и другое применение силы против Армении и Нагорного Карабаха». Несмотря на все попытки Азербайджана и Турции ее отменить, 907 поправка просуществовала почти 10 лет и была «заморожена», но не отменена только после теракта 11 сентября 2001 года.

Еще студентом Джорджтаунского университета Ван Крикорян сделал запрос по статье Государственного Департамента США об армянском терроризме. Изданная в 1982 году статья включала в себя примечание: в связи с «неоднозначностью» исторических данных Департамент «не подтверждает утверждение о том, что турецкое правительство совершило Геноцид против армянского народа». Десять лет спустя апелляционный суд США в округе Колумбия принял постановление в пользу Крикоряна. Благодаря этой успешной тяжбе с американским правительством Ван Крикорян стал одним из самых известных людей в армянской общине США. Ван Крикорян был соучредителем армяно-турецкой комиссии по примирению (АТКП).

Сейчас он возглавляет международную корпорацию «Глобал Голд», занимающуюся добычей, разработкой и разведкой месторождений золота и урана. Деятельность корпорации, расположенной в Гринвиче (штат Коннектикут), охватывает Армению, Чили и Канаду.

«НОЕВ КОВЧЕГ»: Во время работы армяно-турецкой комиссии по примирению Вы выразили уверенность, что, даже если первый диалог между турками и армянами вызовет неоднозначное отношение в обществе, диалог должен продолжаться. Как соотнести это с Вашей многолетней деятельностью по обвинению Турции в преступлении? Вы изменили свою позицию?

ВАН КРИКОРЯН: Нет, я не менял ее. Надеюсь, что меня правильно поймут: я работал на реальное решение проблемы признания Геноцида. Наша цель была залечивание ран, оставленных Геноцидом, а не краткосрочные политические победы. Позиция международного сообщества в вопросе признания Геноцида сегодня менее противоречива, чем в начале диалога в рамках АТКП. А турецко-армянский диалог обрел самостоятельную жизнь. Тем из нас, кто с самого начала взял на себя риск его начать, это приносит большое удовлетворение.

Между тем, традиционное армянское политическое мышление на протяжении десятилетий основывалось на настойчивом требовании к международному сообществу признать факт Геноцида. В надежде, что однажды и Турция пересмотрит свою антиармянскую политику. Традиционный армянский подход зачастую наносил больше вреда, чем пользы, армянскому вопросу. Я имею в виду не только ужесточение турецкой позиции и поддержку Азербайджана, но и глубокое разочарование тех поколений армян, которые устали от неудач в промежутках между победами. Мой друг и коллега по АТКП Андраник Мигранян часто отмечал, что, если все страны на земле признают Геноцид, а Турция - нет, эта проблема все равно останется.

— Какое значение Вы придаете итогам работы АТКП и считаете ли, что подобные инициативы могут явиться шагом к армяно-турецкому примирению?

Сегодня и армяне, и турки, и остальной мир говорят об убийстве нашего друга Гранта Динка и его последствиях. Несомненно, есть уроки, которые необходимо извлечь: антиармянская истерия в Турции очень опасна, но, с другой стороны, невозможно отрицать проявления поддержки позиции Динка.

АТКП послужила ряду целей, которые прежде не были достижимы: комиссия стала громоотводом, обеспечив более безопасное пространство для ведения диалога другими участниками. Кроме того, деятельность АТКП послужила разграничению турецко-армянских отношений от турецко-армяно-азербайджанских. Мы также достигли успеха в других практических вопросах, которые я пока не готов раскрыть.

Работа АТКП имела долгосрочное действие: с 2001 года значительно выросло количество и качество контактов, внутренних дискуссий в Турции, Армении и общинах Диаспоры. Конечно, с течением времени мы поняли, что могли бы сделать что-то лучше. Разочаровывает то, что своих возможностей не использовали правительства обеих стран. Воодушевляет то, что в диалог вовлечены даже наши самые строгие критики. Это был долгий и сложный процесс, особенно учитывая культурные и социальные различия между нами.

— Вернемся к теме признания Геноцида армян в США. 41 штат принял резолюцию о признании Геноцида. Окажет ли этот процесс воздействие на принятие этого факта со стороны Конгресса?

В 1981 году президент Рейган принял Геноцид армян указом, имеющим силу федерального закона, который никогда не был отменен. Таким образом, то, за что велась наша борьба, нашло свое подтверждение.

Единственной причиной того, что резолюции не были приняты Конгрессом, стали политические угрозы и угрозы безопасности федеральному правительству США и интересам США за рубежом со стороны Турции. Чтобы противостоять этим угрозам, в этом году мы провели большую работу с людьми, принимающими решение на федеральном уровне. Признание Геноцида армян со стороны США важно для предотвращения подобного в будущем. Проект резолюции №106 Палаты Представителей, призывающий признать Геноцид армян, уже имеет поддержку 170 конгрессменов (большинство в Палате Представителей составляет 218). Проекты двух резолюций, осуждающих убийство Гранта Динка, представлены в Палату Представителей и Сенат. Сегодня даже высшее руководство Турции понимает, что эти резолюции будут приняты, и пытается воспрепятствовать этому.

— Как Вы оцениваете экономические и другие возможности армянской Диаспоры, проживающей в России?

Ее возможности впечатляющи. Но армянская Диаспора России отличается от Диаспоры США по структуре, роли Церкви, связям с правительством, своим отношением к Армении и прочему. Я поддерживаю связи с Союзом армян России и Всемирным Армянским Конгрессом, которые возглавляет мой друг Ара Абрамян. В частности, я принимаю участие в работе группы экспертов по вопросу Геноцида. Эту группу возглавляет еще один мой друг - Юрий Барсегов.

Конечно, армяне США обеспокоены и внимательно следят за ксенофобией в России, усилением влияния России на Армению (как положительного, так и отрицательного). Сегодня армяне США и России обеспокоены растущей изоляцией Армении в регионе. Считаю, что армянская община России, так же как и мы, работает над тем, чтобы изменить сложившуюся ситуацию.

— Не считаете ли Вы, что настало время для оказания содействия развитию армянской прессы в Диаспоре, особенно в таких странах, как США, Франция, Россия и Турция? Возможно, влиятельные издания смогут принести большую пользу деятельности армянских общин?

И да, и нет. Армянские СМИ важны для Диаспоры. Однако подход Армянской Ассамблеи Америки состоит в том, чтобы армянские темы звучали в общенациональных средствах массовой информации. Мы считаем, что надо шире освещать наши вопросы в прессе, - это привлечет к ним больше внимания.

— У Вас четверо детей. Какую роль Вы придаете воспитанию молодежи в Диаспоре?

Главными армянскими ценностями являются семья и хорошее образование. Я редко встречаю родителей, которые не стремятся к тому, чтобы их дети достигли большего, чем предыдущие поколения

— По-Вашему, что еще должна сделать Армения для Диаспоры и Диаспора для Армении?

Армянская Ассамблея Америки уже долгое время придерживается политики невмешательства в дела Армении. Мы очень заинтересованы в существовании демократической Армении. Мы хотим видеть Армению страной, где уважаются права человека, господствует закон, существует свободный обмен мнениями при посредничестве независимой прессы, где здравоохранение и образование находятся на мировом уровне, экономика работает на серьезной основе, Церковь является моральным лидером, коррупция наказывается. Все то, что мы, армяне Диаспоры, сумеем сделать для реализации любой из этих целей, явится положительным начинанием. Я знаю, что легче говорить, чем делать. Но, как говорит один из моих друзей, если бы это было так легко, всякий смог бы сделать.

Беседу вела

Сусанна Петросян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 16 человек