Новый проект в обход Армении
В Тбилиси состоялся трехсторонний региональный саммит Турция–Грузия–Азербайджан, в котором, кроме президента Грузии Михаила Саакашвили, принимали участие премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган и президент Азербайджана Ильхам Алиев. Главный итог саммита: подписание соглашения о строительстве железной дороги Карс–Ахалкалаки- Тбилиси–Баку. По открытым публикациям, проект оценивается в сумму свыше 400 млн. долларов США, а с учетом строительства необходимой инфраструктуры – в 600 млн., при этом грузинское вложение в проект обеспечил Азербайджан, предоставивший Тбилиси льготный кредит в размере 200 млн. долларов. Работы по реализации проекта планируется завершить к концу 2009 года.
Даже по оценке ряда грузинских экспертов, этот проект более всего нужен Турции и Азербайджану, т.к. реальной геополитической целью проекта является «обход» Армении (напомним, что существующая железнодорожная ветка Карс-Гюмри не работает с первой половины 90-ых гг.).
В Тбилиси состоялся трехсторонний региональный саммит Турция–Грузия–Азербайджан, в котором, кроме президента Грузии Михаила Саакашвили, принимали участие премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган и президент Азербайджана Ильхам Алиев. Главный итог саммита: подписание соглашения о строительстве железной дороги Карс–Ахалкалаки- Тбилиси–Баку. По открытым публикациям, проект оценивается в сумму свыше 400 млн. долларов США, а с учетом строительства необходимой инфраструктуры – в 600 млн., при этом грузинское вложение в проект обеспечил Азербайджан, предоставивший Тбилиси льготный кредит в размере 200 млн. долларов. Работы по реализации проекта планируется завершить к концу 2009 года.
Даже по оценке ряда грузинских экспертов, этот проект более всего нужен Турции и Азербайджану, т.к. реальной геополитической целью проекта является «обход» Армении (напомним, что существующая железнодорожная ветка Карс-Гюмри не работает с первой половины 90-ых гг.). Экономическая целесообразность этого проекта пока неясна, и она скорее нацелена на будущее, дорога станет одним из важнейших транспортных коридоров, связывающих Восток с Западом. Однако уже сегодня можно предположить, что после строительства железной дороги, обходящей Армению, снизится значение грузинских портов Поти и Батуми, через которые идет грузопоток в Европу.
Как же получилось, что Грузия согласилась на не самый выгодный для себя проект, который, по ряду важных параметров, ставит ее в зависимость от своих нынешних стратегических партнеров Турции и Азербайджана?
Долгое время проект этот был достаточно виртуальным, однако его реализация стала возможной из-за недальновидной политики нынешнего кремлевского руководства, которое в результате известного осеннего обострения российско - грузинских отношений не нашло ничего лучше, как «наказать Грузию», подняв более чем в два раза цены на газ. При этом, видимо, предполагалось, что Азербайджан и Армения, в той или иной форме, присоединятся к давлению на соседнюю страну.
Армения отказалась это сделать по той простой причине, что все ее основные транспортные коммуникации идут через грузинские порты. Их значение для Еревана возросло из-за того, что Москва продолжала держать «на замке» КПП «Верхний Ларс», через который идет основной грузо- и пассажиропоток, связывающий Армению и Россию.
Азербайджан также отказался следовать «дружеской просьбе» Москвы не продавать газ Грузии. В ответ «Газпром» поднял цены на газ для Азербайджана до 235 долларов за 1000 кубометров. Была также поднята цена на поставляемую в Азербайджан электроэнергию. Все это привело к резкому повышению цен в Азербайджане. Несмотря на это, Баку начал продавать газ Грузии по цене 125 долларов за 1000 кубометров, а Турция отказалась от своей доли азербайджанского газа в пользу Грузии. Азербайджан также начал переработку части своей нефти на мазут для электростанций. Таким образом, энергетическая политика Кремля в отношении Грузии и Азербайджана провалилась. Несмотря на все проблемы, администрации М.Саакашвили в Тбилиси и И.Алиева в Баку в целом устояли и с честью вышли из кризиса.
В свете вышеизложенного возвращение российского посла в Тбилиси следует рассматривать не только как декларируемое стремление Москвы как-то урегулировать российско-грузинские отношения, но и как косвенное свидетельство провала российского плана давления на Грузию. В сложившейся ситуации в Тбилиси не стали тянуть с подписанием соглашения о строительстве железной дороги Карс-Ахалкалаки- Тбилиси-Баку.
Правда, некоторые процедуры, сопутствующие подписанию соглашения, вызвали возмущение в грузинских политических и интеллектуальных кругах. Речь идет о том, что набережная реки Мтквари, которая три года назад получила имя экс-президента Грузии Звиада Гамсахурдиа, была переименована в честь третьего президента Азербайджана Гейдара Алиева, бывшего генерала КГБ и высокопоставленного функционера коммунистической партии Советского Союза. Что поделать, это - одна из форм платы за стратегическое партнерство и дружбу с сегодняшним Азербайджаном. И в конце концов, если президент Франции Жак Ширак может принять орден имени бывшего генерала КГБ Гейдара Алиева, то почему в Тбилиси не может быть улицы его имени? Другое дело, что, может, не нужно было для этого отказываться от старого названия набережной, а найти какую-то другую улицу. Но пусть в этом лучше разбираются грузинские политики и интеллектуалы.
Вернемся к Армении. Непродуманные и плохо просчитанные действия Кремля и его сегодняшнего главного внешнеполитического инструмента «Газпрома» привели к тому, что геополитическая изоляция Армении, а с ней и российской военной базы в ближайшие 2-3 года еще более усилится. Однако действиям Кремля не стоит удивляться, т.к. там давно уже отвыкли консультироваться с партнерами и хоть как-то согласовывать с ними свои шаги, а тем более учитывать их интересы.
Продекларированный в январе, по итогам встречи В.Путин-Р.Кочарян, политический проект строительства компанией «Газпром нефть» мощного нефтеперерабатывающего завода вблизи армяно-иранской границы в Мегри представляется нам скорее виртуальным и вряд ли будет когда-либо реализован. Такой точки зрения придерживается абсолютное большинство армянских экспертов. Тем более, что в случае его реализации «Газпром нефть» может попасть под действие американского «закона д’Амато».
Но есть и другие реалии. Так, хотя Армения остается в зоне военно-политических интересов России, экономика ее все больше и больше «уходит» в сторону Запада.
К примеру, согласно официальной статистике, по итогам 2006 года в структуре внешней торговли экспорт Армении (не путать с удельным весом во внешнеторговом обороте) в страны ЕС (вместе с Болгарией и Румынией, доля которых символична) занимал 47,1%. В структуре внешней торговли Армении доля ее экспорта еще в 4 страны с экономикой западного типа (США, Швейцария, Израиль и Канада) составляет 25,4%. Таким образом, суммарная доля экспорта в структуре внешней торговли Армении в страны с развитой рыночной экономикой уже сегодня составляет 72,5%. Если посмотреть ситуацию по странам, то главными торговыми партнерами Армении, по суммарной доле экспорта в структуре внешней торговли, являются Германия и страны Бенилюкса, а не Россия.
Доля импорта России в структуре внешней торговли Армении, как отдельной страны, по-прежнему остается наибольшей, но суммарно она сильно уступает странам ЕС. Если рассмотреть структуру российского импорта в Армению, то здесь по-прежнему доминирует природный газ и, отчасти, продовольствие. Мы предполагаем, что периодические транспортные блокады на КПП «Верхний Ларс» в конце концов приведут к тому, что в импортируемом в Армению продовольствии может возрасти доля Украины. Что касается поставок природного газа, то с начала этого года у Армении впервые появилась альтернатива - потенциальная возможность поставок природного газа из соседнего Ирана.
Понятно, что Армения еще долго будет находиться в сфере военно-политического и культурного влияния России, но очевидно, что любая власть в Ереване будет стремиться к диверсификации внешнеполитической линии по всем азимутам (т.е. на Запад, Юг и Восток). Вышеупомянутые события показывают неумение и нежелание Кремля считаться с интересами своих стратегических партнеров. Между тем, Турция продемонстрировала на деле, что хочет и умеет учитывать интересы Азербайджана - своего главного стратегического партнера в регионе Южного Кавказа.
Давид Петросян,
Ереван
Оставьте свои комментарии