N 03 (114) Март 2007 года.

Размышления по поводу «незабываемой встречи»

Просмотров: 6029

В недавнем интервью агентству «Новости-Азербайджан» глава Духовного управления мусульман Кавказа шейх-уль-ислам Аллахшукюр Пашазаде поведал историю о том, как он в начале 90-х годов прошлого века встречался с католикосом Вазгеном II (?!), и эта встреча так запала в душу уважаемого Пашазаде, что он даже заявил в ходе интервью: «Я никогда не забуду слова ныне покойного армянского католикоса Вазгена II, сказанные  им в беседе со мной: «Нигде армянам не жилось так вольготно, как в Азербайджане!»

Нельзя не отметить, что память явно подвела Аллахшукюра Пашазаде: в 1993 году патриарший престол в Эчмиадзине действительно занимал католикос Вазген, но только не Второй, а Первый. Забывать о таких фактах человеку в ранге главы Духовного управления мусульман Кавказа, на мой взгляд, просто непростительно.

Так что сравнительно молодую, но прыткую азербайджанскую историографию можно поздравить с очередным крупным открытием: она сумела разыскать среди патриархов Армянской Церкви католикоса, о существовании которого никто никогда и ничего не знал.

Если судить по тому, о чем поведал в своем интервью Аллахшукюр Пашазаде, то тот таинственный католикос, слова которого остались в памяти Пашазаде, был личностью довольно беспринципной.

Сначала, в ходе разговора один на один,  католикос, как утверждает Пашазаде, говорит о вольготной жизни армян на азербайджанской земле, а потом, спустя несколько минут, он же поддерживает членов делегации Эчмиадзина, которые «громогласно вещали» о «притеснениях армян в Азербайджане».

Что касается «притеснения армян в Азербайджане», то Пашазаде, видимо, руководствуется принципом, который некогда высказал А.С. Грибоедов в произведении «Горе от ума»: «Грех – не беда, молва не хороша!». Если руководствоваться логикой главы ДУМК, то кровавые события в Сумгаите, Баку и Гяндже нельзя считать фактами «притеснения армян в Азербайджане». А ведь там, как и в других районах Азербайджана, при явном попустительстве со стороны местных властей, азербайджанские головорезы целенаправленно грабили и зверски убивали ни в чем не повинных армян.

Конечно, если Пашазаде за 14 лет позабыл имя человека, с которым он встретился в 1993 году в Швейцарии, то есть серьезные основания предположить, что он совершенно позабыл и о событиях, которые предшествовали этой встрече. Он явно запамятовал, что к 1993 году от полумиллионной армянской общины в Азербайджане не осталось ровным счетом ничего - в Азербайджане было уничтожено, вырезано, изнасиловано, изгнано все, что имело армянское имя и носило армянский дух. Причем в Нахичевани армянское население существенно сократилось еще задолго до событий в Сумгаите. Следует отметить, что гонениям подверглись не только армяне, «пришлый элемент», по мнению азербайджанских баснописцев, возомнивших себя историками, но и удины - прямые потомки албанцев. Удины остались христианами и в своем большинстве являются чадами Армянской Апостольской Церкви. Это и послужило причиной того, что «армянские» удины вынуждены были в полной мере испытать гонения и погромы - албанское происхождение удин для истинных азербайджанцев не имело никакого значения.

В своем интервью Аллахшукюр Пашазаде заявил, что в его памяти осталось «растерянное лицо» генерального секретаря Всемирного Совета  Церквей Конрада Райзера, будто бы спросившего: «Выходит, что Армянская Церковь оправдывает зло и насилие?!» Пашазаде утверждает, что Конрад Райзер его задал после того, как армянская делегация  якобы отказалась подписывать декларацию, в которой говорилось о недопустимости агрессии и захвата  чужих земель.

Очень хотелось бы узнать: а как Всемирный Совет Церквей отреагировал на заявление миролюбивого Аллахшукюра Пашазаде, когда он в августе прошлого года на пресс-конференции в Баку пригрозил Армении: «Я готов объявить джихад для освобождения оккупированных территорий Азербайджана». Видимо, именно для того, чтобы обеспечить армянам «вольготную жизнь», миролюбивый Аллахшукюр Пашазаде готов даже объявить джихад. Только не следует забывать: рай, в который загоняют силой, называется адом. Понимает ли «миролюбивый» Аллахшукюр Пашазаде, каких чудовищ он разбудит и какие чудовища выползут из подземелий Сумгаита и Баку, как только он объявит джихад?

Что же касается реакции генерального секретаря Всемирного Совета  Церквей, то очень хотелось бы узнать реакцию г-на Райзера на интервью Пашазаде, ознакомившись с которым он узнал бы, что в 1993 году в Швейцарию приезжал католикос Вазген II...

Вообще в «замечательном» интервью уважаемого Аллахшукюра Пашазаде очень много «замечательных» мыслей, а объем статьи не позволяет прокомментировать все сказанное им. Пашазаде, например, очень сожалеет о том, что отсутствует такое понятие, как «григорианский терроризм».

«Вы никогда не встретите на страницах печати словосочетание «григорианский терроризм»,  а ведь сколько жестоких преступлений совершено армянскими националистами! В сочетании со словом «терроризм» не упоминаются и другие религии - только ислам…»

Позволительно задать вопросы: кого подразумевает шейх-уль-ислам под армянскими националистами, якобы промышляющими «григорианским терроризмом», и что вообще он подразумевает под термином «григорианский терроризм»? Если Пашазаде хочет бросить камень в адрес Армянской Апостольской Церкви, называя ее «григорианской», то грех ему не знать, что Албанская Церковь, которую бросились спасать от «армянской» ереси некоторые поклонники ислама, в той же степени является «григорианской», ибо св. Григорий является историческим основателем Албанской Церкви, а его внук Григорис - первым епископом Албании.

Как бы ни велика была вина, по разумению Пашазаде, «армянских националистов», все же невольно возникает вопрос: в чем провинился перед шейх-уль-исламом св. Григорий, именем которого он предлагает назвать «армянский терроризм»? Но, если терроризм «армянских националистов» Пашазаде предлагает назвать «григорианским», то какое название он, «борец с терроризмом», предложит дать терроризму своих, родных, азербайджанских националистов? Может быть, «аллахшукюровским»?

В словах Пашазаде «в сочетании со словом «терроризм» не упоминаются другие религии - только ислам» явно прослеживается попытка оправдания религиозного исламского терроризма. Налицо его намерение сказать миру, что, мол, говорите об исламском терроризме сколько вам угодно, но знайте, что есть и другие террористы, например христианские.

Говорят - сравнение не доказательство. Но иной раз полезно сделать сравнительный анализ.

Борцу с «григорианским терроризмом» Аллахшукюру Пашазаде желательно все же напомнить: ни в одном населенном пункте Армении не произошло то, что произошло в Сумгаите и Баку…

Георгий Сологян,

Валерий Хачатуров

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 12 человек