Все еще гарцуют Арцибини и Джалали
Владение конем, требующее от человека искусства и отваги, естественно, во все времена и у всех народов вызывало стремление сравниться в ловкости и смелости всадников между собой.
Среди лучших наездников Древнего мира известны имена Александра Македонского, Тиграна Великого, Горация, Вергилия, Марка Аврелия, Плутарха, Платона, Трдата и Нестора, причем последний ездил верхом, имея 100 лет от роду (такой известный любитель верховой езды, как Лев Николаевич Толстой, не расставался с конем до конца своих дней, до 80 лет). Шведский всадник Сен-Сир стал олимпийским чемпионом, когда ему было уже за 60.
Владение конем, требующее от человека искусства и отваги, естественно, во все времена и у всех народов вызывало стремление сравниться в ловкости и смелости всадников между собой.
Среди лучших наездников Древнего мира известны имена Александра Македонского, Тиграна Великого, Горация, Вергилия, Марка Аврелия, Плутарха, Платона, Трдата и Нестора, причем последний ездил верхом, имея 100 лет от роду (такой известный любитель верховой езды, как Лев Николаевич Толстой, не расставался с конем до конца своих дней, до 80 лет). Шведский всадник Сен-Сир стал олимпийским чемпионом, когда ему было уже за 60. В пятом веке до н.э. Ксенофонт написал замечательное сочинение «Гиппика и Гиппарх», вторая часть которого посвящена подготовке лошадей и обучению человека верховой езде. Основные принципы, изложенные Ксенофонтом, не потеряли своего значения до сегодняшнего дня.
С конца второго тысячелетия до н.э. с появлением нового рода войск - конницы - лошадь начинает играть все большую роль. В Древнем мире не было равной армянской коннице - айрудзи. Армянские кони были самым дорогим - царским подарком.
В описании похода (714 г. до н.э.) ассирийского царя Саргона II сообщается, что в Урарту жеребцы специально отбирались для конницы, и их учили военному строю и действиям. О высоком мастерстве урартских наездников свидетельствует и тот факт, что, как сообщает клинопись из Сикгеха (восточнее Вана), урартский царь Менуа на коне Арцибини прыгнул на 22 локтя, что близко к современному мировому рекорду. Указанная область и в дальнейшем оставалась ипподромом армянских князей, а до Первой мировой войны каждой весной там проходили народные скачки.
Первые упоминания о соревнованиях по конному спорту в программе Олимпийских игр Древней Греции относятся к 680 г. (гонки на колесницах) и 648 г. до н.э. (скачки). А первым нашим соотечественником, принявшим участие в этих Играх, был царь Трдат I, выступавший две тысячи лет назад в гонках квадриг - колесниц, запряженных четверкой коней.
Первые школы верховой езды появились в Неаполе в начале XVI века, а затем уже в Версале, Мадриде и Вене. К началу XVII века относятся скачки в Англии, принявшие форму общественного спорта. Первые скачки в России стали проводиться с 1826 года в Лебедяне.
В дореволюционной России конный спорт был развит слабо. В основном им занимались кавалерийские офицеры и небольшая часть знати. Несмотря на это, отдельным энтузиастам-спортсменам удалось добиться значительных успехов. Так, в 1912 году К.Авалов выиграл труднейший в мире Ливерпульский стипль-чез. В том же году в России был разыгран Международный приз. Его завоевал П. Головкин на гнедом Зейтуне, опередившем на полголовы знаменитого французского ездока Бара. Отличную конюшню в Москве содержал известный армянский богач и меценат Александр Манташев. За команду его наездников выступали многие знаменитые жокеи, в том числе и непобедимый тогда Джеймс Винкфильд.
После образования Советского Союза конный спорт занял почетное место сначала в Красной Армии, а затем и в системе физической культуры и спорта. С 1925 года систематически стали проводиться соревнования сначала всеармейские, а уже с 1938 года - всесоюзные.
В Армянской ССР первые конные соревнования прошли 1 мая 1933 года в Горисе. В программе соревнований были: рубка лозы, вольтижировка и преодоление барьера. Был создан один из лучших в стране конно-спортивный завод, армянские жокеи стали побеждать на всесоюзных соревнованиях, вошли в состав сборной СССР по конному спорту. А Александр Небогов, представлявший в советской команде армянское общество «Севан», даже соревновался среди лучших всадников планеты на Олимпиаде 1972 года в Мюнхене.
В независимой Армении в 1999 году была создана Федерация конного спорта Армении (ФКСА), которая вскоре после этого вошла в состав Международной федерации. В 2002 году ФКСА возглавил крупный предприниматель Айрапет Айрапетян, который в беседе со мной признался, что обожает лошадей с детства и что они у него всегда были, даже в советские времена, когда держать собственных лошадей считалось едва ли не буржуазным атавизмом.
Наша беседа проходила в уютном кафе недавно построенного крытого конного манежа имени О. Айрапетяна, который, по мнению специалистов, не многим уступает лучшим мировым образцам.
– Господин Айрапетян, в декабре 2003 года наши конники впервые после распада СССР совершили зарубежный вояж – в Тбилиси на международный турнир, где Норайр Степанян на Скальде завоевал «Кубок Кавказа». Почему этот турнир не стал традиционным, как первоначально планировали его организаторы?
– Из-за финансовых затруднений наших тбилисских коллег. В Ереване и Баку этот турнир по понятным причинам не проведешь. Возможен вариант проведения «Кубка Кавказа» в Иране, сейчас ведутся переговоры.
Сегодня наши лучшие жокеи тренируются в Париже, где недавно открылся конноспортивный клуб «Арарат». Они готовятся к отборочным соревнованиям предстоящих Олимпийских игр в Пекине. Там же, в Париже, находятся и наши лучшие скакуны. Всего у нас семь элитных лошадей, способных преодолевать барьеры высотой в 1м 60см. Шесть из них находятся во Франции, одна – в ОАЭ. Четырех арабских скакунов при посещении Еревана подарил нам шейх Эмиратов доктор Султан ибн Мохаммед Аль Касим. В Армении у нас тоже немало хороших скакунов – только в одном центре федерации их больше 50, но они слишком молоды и к серьезным соревнованиям пока не готовы.
В нашей конюшне имеются скакуны следующих пород: английская чистокровная, тракененская, буденновская, украинская верховая, ахалтекинская. Имеются и полукровки ганноверской и карабахской пород.
К сожалению, в стране не осталось ни одного скакуна армянской породы. Некогда мы гордились успехами резвых карабахцев. Лошади этой породы ценились наравне с арабскими и ахалтекинскими, стоили немалых денег и не каждому были по карману. Карабахца преподносили в дар царским особам. Поразительной красоты карабахский конь 1 мая 1892 года был пожалован российской великой княжне Ксении Александровне.
«Покоритель Востока» Надир-шах, готовясь к походу на Индию, неоднократно посылал своих слуг в Карабах для отбора лучших скакунов.
Слава о карабахских конях ходила по всему Ближнему Востоку, на рынках которого они шли по высокой цене. Докатилась она и до российского государя. По распоряжению императора Александра I в 1822 году на Кавказ был послан ветеринарный врач Крестинг для сбора сведений о конях кавказской породы. Он побывал в Закавказье и Иране. Лучшие отзывы дал Крестинг о карабахских и хивинских конях. По его сведениям, англичане для формирования индийских коневых отрядов неоднократно покупали карабахских коней.
Карабахские скакуны участвовали в Парижской всемирной выставке 1867 года, в сельскохозяйственных выставках в Москве в 1869 году и в Тифлисе в 1882 году, где награждались золотыми медалями и почетными грамотами. После этого карабахские кони за красоту и быстроту стали пользоваться еще большей популярностью.
В середине XIX века в Карабахе имелось 11 конезаводов, которыми владели местные мелики, в том числе и прославленный российский военачальник князь Валериан Мадатов (Мадатян). Дважды в год в Шуши на ипподроме - «джедердюз» (на этом месте сегодня поляна, на которую садятся вертолеты) проводились скачки, на которые съезжались лучшие наездники Южного Кавказа.
Отдавали предпочтение «резвым карабахцам» и российские офицеры и чиновники, служившие на Кавказе. «…Молодые русские чиновники разъезжали верхами на карабахских жеребцах», - писал Александр Сергеевич Пушкин в своих путевых заметках «Путешествие в Арзрум».
…Мы упорно заняты поисками карабахца, говорят, что его видели в одной из конюшен Англии.
– Не секрет, что отсутствие приличных тренировочных баз и квалифицированных наставников до последнего времени вело к оттоку многих наших спорт-сменов за рубеж, где в благоприятных условиях они достигают немалых успехов.
– Потому мы и построили этот прекрасный манеж, создали Школу конного спорта, куда принимают детей с 12 лет. Обучение в школе бесплатное, и теоретически туда может поступить любой ребенок. В школе детей обучают и навыкам работы на компьютере, и канонам этикета. Сегодня в ней обучаются более 150 детей…
Нашу беседу прервал диктор манежа, известивший о начале соревнований по конкуру (преодоление препятствий) на Кубок гостиницы «Арарат». После более чем двухчасового соперничества обладателем Кубка стал представитель клуба «Ара и Айцемник» Араик Григорян на гнедом Геране. Второе и третье места поделили между собой жокеи «Конного центра» Тарон Петросян и Армине Лалаян.
…Говорят, по пятницам из Агравакара течет вода. Говорят, эту воду из земли выбивает копытом конек Джалали. Говорят, каждую пятницу путники, проходя мимо Агравакара, слышат ржанье конька Джалали…
Александр Григорян, Ереван
Оставьте свои комментарии