История князя Смбата Багратуни и императора Маврикия
Византийский император Маврикий считал своей родиной каппадокийский город Аравис. Но народное предание приписывает ему армянское происхождение. Этой версии придерживались даже некоторые отечественные историки – Шапух Багратуни (IХ в.), Асохик (Х-ХI вв.), Киракос Гандзакеци (ХIII в.), Микаел Чамчян (ХVIII в.), Лео (ХХ в.). Византийский историк Георгий Монах также утверждал, что Маврикий происходил из армян.
В армянском горном городке Аштараке стоит невысокая стела, под которой, как рассказывают, покоится прах Маврикия. Никто не сомневается в том, что это всего лишь легенда, но народ любит рассказывать историю Маврикия как быль. Родившийся в селе Ошакан близ Аштарака этот непослушный, дерзкий мальчишка, этот неблагодарный сын сбежал из дома, пристал к направлявшемуся в Византию каравану и достиг столицы империи.
Византийский император Маврикий считал своей родиной каппадокийский город Аравис. Но народное предание приписывает ему армянское происхождение. Этой версии придерживались даже некоторые отечественные историки – Шапух Багратуни (IХ в.), Асохик (Х-ХI вв.), Киракос Гандзакеци (ХIII в.), Микаел Чамчян (ХVIII в.), Лео (ХХ в.). Византийский историк Георгий Монах также утверждал, что Маврикий происходил из армян.
В армянском горном городке Аштараке стоит невысокая стела, под которой, как рассказывают, покоится прах Маврикия. Никто не сомневается в том, что это всего лишь легенда, но народ любит рассказывать историю Маврикия как быль. Родившийся в селе Ошакан близ Аштарака этот непослушный, дерзкий мальчишка, этот неблагодарный сын сбежал из дома, пристал к направлявшемуся в Византию каравану и достиг столицы империи. Сметливый, расторопный крестьянин, он начал с нуля и дослужился до самых высоких чинов. Продвинувшись по военной линии и став стратегом, он добился руки дочери императора Тиберия-Константина, после смерти которого занял трон, буквально выбив его из-под законного наследника.
Венчавшись на царство, Морик Ошаканци (Маврикий Ошаканский) послал в Армению гонца привезти ему отцовское благословение и напутствие. Старик-отец послушал посланца, махнул рукой и побрел к дому, не проронив ни слова. «А чем он занимался, когда ты говорил с ним?» – поинтересовался Маврикий. «Работал на грядке: большие кочаны капусты срезал ножом, а маленькие окучивал». Поразмыслив, Маврикий решил, что отец символически советует ему избавляться от противников. Маврикий приказал отрубить головы наиболее влиятельным лицам, считавшимся оплотом государства, а при себе оставил одни «кочерыжки» из числа лицемеров. «Вот совет моего отца, который никто не понял», – сказал он с усмешкой.
Через некоторое время Морик вновь послал гонцов в Армению привезти к нему родителей. Отца уже не было в живых, и привезли мать. Обняв ее, Маврикий сказал: «Ну, что, мать, помнишь, как ты бранила своего сына, говоря, что из него ничего путного не выйдет? Смотри же, твой сын стал царем». Старуха усмехнулась: «Царем ты, может, и стал, а человеком нет».
Война между Византией и Персией за новый раздел Армении продолжалась 20 лет и завершилась в 591 г. подписанием договора, по которому большая часть территории страны перешла под византийское владычество. Император Маврикий не остановился на достигнутом и утвердил план тотального истребления u1072 армянского населения, причем предложил своему извечному сопернику персидскому царю Хосрову поддержать кампанию. Императорское послание к Хосрову, совершенно случайно перехваченное армянами, содержало следующий текст: «Народ этот строптивый и непокорный живет между нами и нас будоражит. Поступим так: я соберу подвластных мне /армян/ и пошлю во Фракию, а ты собери подвластных тебе и прикажи отправить их на Восток. Если они умрут, умрут наши враги, а если убьют они, то убьют наших врагов, а мы будем жить в мире и спокойствии. Ибо если они будут пребывать в своей стране, нам не будет покоя».
Письмо положило конец междоусобной войне в Армении. Главы княжеских домов стали объединяться, «дабы им не пришлось умереть в стране фракийской, а жить и умереть за свою родину», – сообщает историк Себеос. Их намерения, в свою очередь, стали известны Маврикию, который отправил своему наместнику комесу приказ любой ценой схватить правителя страны князя Смбата Багратуни и привезти его в столицу империи. Тем более, что Смбат намеревался восстановить царский престол.
Смбат Багратуни прославился не только как политический и военный деятель. По стране ходили рассказы о его чудовищной физической силе, один из которых мы приведем. Однажды, скача галопом по лесу, Смбат чуть не налетел на горизонтальный сук, но успел ухватиться за него и обеими ногами сжал коня с такой силой, что поднял его в воздух вместе с собой. Наблюдавшие эту картину телохранители остолбенели от ужаса.
В 584 г. комес вручил Смбату грамоту императора с требованием сложить оружие и подчиниться воле василевса. Чтобы предотвратить массовое кровопролитие, Смбат дал себя арестовать и был привезен в Константинополь. Он не стал таиться и сознался Маврикию в своих политических намерениях. Пожелав, чтобы мятежник умер страшной смертью, император устроил кровавое зрелище – приказал бросить Смбата в кинигий. Для начала он велел спустить на Смбата огромного медведя. Каково же было его изумление, когда Смбат убил зверя единственным ударом кулака по голове, раздробив ему лобную кость! Разочарованный Маврикий приказал выпустить быка – Смбат вырвал у него оба рога и копыто. Толпа оцепенела, когда на пленника спустили льва. Знакомый с повадками месопотамских львов, опытный охотник Смбат приготовился к страшной схватке: едва зверь прыгнул на него, атлет резко отпрянул, схватил льва за ухо и в мгновение ока очутился у него на спине. Сжав горло хищника, Смбат задушил его и упал без сил на свою жертву. Гневные выкрики Маврикия потонули в шуме овации. Толпа требовала сохранить жизнь герою и даровать ему заслуженную свободу.
Не зная, что предпринять , Маврикий тянул время, хотя прекрасно понимал, что несогласие с волей зрителей, которые считались судьями состязаний на арене, может привести к волнениям в столице. Императрица бросилась к его ногам, прося помилования для Смбата. Воля Маврикия была сломлена.
Пленника отвели в баню, одели в праздничные наряды и пригласили на ужин к императору. Подобревший Маврикий принял Смбата с почестями, вернул ему княжеский титул, но при этом решил выслать из Армении во избежание новых порывов к освобождению от своей власти. Смбат получил должность военного трибуна и отправился командовать императорским легионом в Среднюю Азию и Ливию, где одержал несколько значительных побед.
По преданию, в Ливии он нагрузил сокровищами корабли и отправился обратно в Константинополь. Ликующая столица во главе с императором встречала его на берегу Босфора. Корабли один за другим бросали якорь у пристани, а толпа с нетерпением ждала появления самого победителя, чтобы устроить ему триумф. Но корабль Смбата неожиданно развернулся и ушел в от- крытое море. Князь Багратуни словно заявлял Маврикию, что искупил свою свободу и никому ничего не должен. Отныне его мысли занимал лишь вопрос восстановления трона. Но пройдет еще больше трех столетий, прежде чем дом Багратуни окончательно объединит вокруг себя княжеские роды, а его глава примет титул царя Армении Великой.
В I веке основоположнику рода Багратуни u1082 князю Багарату армянский царь Трдат I Аршакуни в благодарность за доблесть и самоотверженную преданность трону даровал потомственный титул «тагадир аспет» – рыцаря-венцевозлагателя, отведя ему вторую иерархическую ступень после царя. Коронация рассматривалась как важнейший юридический акт, подчеркивавший законность царствования, и коронат являлся первостепенной фигурой в ритуале венчания на царство. Роду Багарата было позволено носить фамилию Багратуни. В ряде источников этот род упоминается как дом Аспетов (Рыцарей) – Аспетуни, Аспетиан. Автор VI века Прокопий Кесарийский упоминает «влиятельный и многолюдный армянский род Аспетиан», глава которого «Багарат стал наместником западного края до тех пределов, где кончается армянская речь». К тому же глава дома получил наследственный пост начальника царской кавалерии. Кроме исполнения должности венцевозлагателя, князь Багратуни был также церемониймейстером царского двора и являлся, говоря современным языком, министром иностранных дел. Рыцарю Багратуни позволялось в присутствии царя носить парадную головную перевязь из трех нитей жемчуга. Символом Багратуни был лев (или парные львы) с крестом, сохраненный в гербе Республики Армения.
Этимологический анализ подводит к мысли, что имя Багарат может происходить от арийского «bhag» – «бог» и «arat» – «обильный» – «богообильный». По распространенной версии, которой придерживался Мовсес Хоренаци, династия Багратуни ведет на- чало от Багарата Паразьяна – потомка Араманеака, сына патриарха Айка. Любопытно, что правитель Армении князь Смбат Багратуни отвергал версию Хоренаци, хотя именно он поручил ученому написание «Истории Армении». Князь утверждал, что его род восходит к иудейскому князю Багарату, ведшему родословную от библейского царя Давида. Речь идет о событиях VI в. до н.э., когда вавилонский царь Навуходоносор разрушил Иерусалим и увел в плен родовитых евреев, через которых стремился поднять экономику и культуру своей страны на более высокую ступень. Армянский царь Рачья (по другим сведениям, это был его дед Паруйр Скайорди) выкупил у Навуходоносора знатного пленника вместе со всем семейством.
В VIII веке, когда дом Багратуни объединил силы нации и изгнал арабов, к нему перешла наследственная должность спарапета (верховного главнокомандующего), некогда бывшая привилегией дома Мамиконян. Багратиды стали основателями царской династии в Армении. Одна из ее ветвей в IХ веке утвердилась на грузинском царском престоле, именовалась Багратиони и правила вплоть до включения Грузии в состав России.
Армен Меружанян
Оставьте свои комментарии