N 09 (120) Сентябрь 2007 года.

Артур Месчян – голос совести

Просмотров: 20442

Артура Месчяна часто называют голосом совести. Его песни в советское время пытались запрещать, срывали концерты созданной им группы «Апостолы». Но как невозможно заткнуть голос совести, так и Месчяна не смогли сломать. Он всегда был сильнее, и за это его любили даже те, кто против него боролся.

Его личность всегда была интересна людям, но Месчян, при всей своей популярности, не любит говорить о себе. Он молчал, когда «Апостолы» брали города Союза один за другим, молчал, когда был в эмиграции в США, молчал, когда был главным архитектором Еревана. В честь десятилетнего юбилея газеты «Ноев Ковчег» Артур Месчян согласился ответить на наши вопросы.

Артура Месчяна часто называют голосом совести. Его песни в советское время пытались запрещать, срывали концерты созданной им группы «Апостолы». Но как невозможно заткнуть голос совести, так и Месчяна не смогли сломать. Он всегда был сильнее, и за это его любили даже те, кто против него боролся.

Его личность всегда была интересна людям, но Месчян, при всей своей популярности, не любит говорить о себе. Он молчал, когда «Апостолы» брали города Союза один за другим, молчал, когда был в эмиграции в США, молчал, когда был главным архитектором Еревана. В честь десятилетнего юбилея газеты «Ноев Ковчег» Артур Месчян согласился ответить на наши вопросы.

– Господин Месчян, почему Вы выбрали закрытый, непубличный образ жизни, несмотря на огромный интерес к Вашей личности? Почему Вы избегаете давать интервью, например?

Интервью для меня – это исповедь, а не рутинная процедура. Исповедаться можно только человеку, которому ты абсолютно доверяешь. Без симпатии к человеку, которому ты доверяешь свою душу, исповедь не может состояться.

Именно поэтому я никогда себе не позволяю признаваться в любви в своих песнях, да и в жизни. Невозможно чувства, самые высокие, излагать простыми словами.

В общем, рамки интервью меня немножко смущают – результат всегда отличается от подлинных мыслей. Не получается сказать то, что ты в действительности хотел бы донести людям.

– С чего началась жизнь Вашей легендарной группы «Апостолы» («Аракялнер»)?

Песни, которые впоследствии вошли в программу «Апостолов», я писал начиная с 64-го года. Я был тогда совсем мальчишкой. Вероятно, мне повезло, потому что у меня были хорошие учителя. В руки попала гитара, я начал играть, экспериментировать и писать песни. Вошел во вкус, мне это было интересно. Да и люди, которых я уважал, слушали мои песни со всей серьезностью. Помню свой экзамен – я вышел на сцену, сыграл и по реакции зала понял, что это не домашний «блям-блям», а нечто более серьезное.

– Вы не любите говорить об «Апостолах» и их популярности?

А что значит популярность? Это были времена, когда мы пытались делать что-то новое. Разве можно считать достижением рождение человека на свет? Так же и с «Апостолами» – мы просто прислушивались к велению времени. Даже сейчас я не смогу сказать, удалось нам это или нет. Если нас забудут – значит, все было хреново, если будут помнить – значит, мы сделали что-то важное.

– Разве не достижение, что впервые в Советском Союзе на национальном языке Вы исполняли рок?

В те времена мы как-то и не задумывались, первые мы или третьи. Но думаю, закономерно, что именно Армения стала почвой, на которой зародился национальный рок. Настоящий рок появился здесь потому, что общество дозрело до состояния, когда невозможно стало закрывать глаза на все противоречия нашей жизни. И неслучайно за нами последовала Эстония. Все эстонские рокеры подтвердят, что эстонской рок-музыке дал толчок концерт «Апостолов» в Тарту. Так что для меня не так важно быть первым, меня больше интересует само движение, а в любом движении важно правильное начало. Если в этом начале я сыграл свою роль, то рад этому.

– Правда ли, что, создавая свои роковые композиции, Вы слушали церковную музыку?

Более того, я пел в церковном хоре в Эчмиадзине. Занимался очень серьезно. Моя рок-музыка была основана на армянском церковном песнопении. Глубину духовной музыки переоценить невозможно – только в ней сохранились истинные армянские мотивы еще с четвертого века. Не зная этой школы, невозможно сделать что-то национальное.

– Вы знали, на что способна советская система, но не делали ничего, чтоб избежать конфликтов с властью.

Меня часто называют диссидентом, но я этого не принимаю. Вообще не люблю диссидентства. Сегодня многие стали героями, стучат кулаком в грудь, рассказывают о том, какие тяжелые испытания их ждали в зданиях КГБ.

Разве это диссидентство, если ты отказываешься от того, что тебе не нравится?! Я отказывался и платил за это. Никогда никому не рассказываю, сколько часов просидел на допросах, потому что это не касается никого, кроме меня. Я знал, на что иду и чем мне за все это придется платить. Это и есть Rock’n’Roll. Чем больше я буду говорить о моей биографии, о деталях моего творчества, тем больше я отдалюсь от той жизненной линии, которую я выбрал для себя давным-давно.

– Но если бы Вы иногда проявляли дипломатичность, вместо сидения на допросах могли бы сидеть дома, писать музыку.

Я больше дорожу правом выбора. Я действительно мог жить очень спокойно и хорошо, у меня всегда были для этого возможности, все удавалось легко. Стоило лишь где-то промолчать, на что-то закрыть глаза, в чем-то поступиться своими принципами. Но найти в себе силу сказать то, что нужно – вот в чем истинное счастье. Я счастлив потому, что всегда говорил то, что хотел сказать и чувствовал. Уверен, будь я чуть дипломатичнее, карьера моя была бы совершенно иной, но я был бы менее счастлив.

– Не жалеете, что из-за этого Вы потеряли многое, в том числе самое дорогое – Ваши песни?

Стараюсь не жалеть ни о чем, но скажу откровенно: иногда испытываю обиду. Например, под покровительством Католикоса всех армян Вазгена Первого мы писали альбом «Реквием». Записывали ночью в резиденции его Святейшества. Представляете, он жертвовал своим сном – невозможно же было уснуть под звуки электронной аппаратуры. Пока мы думали, каким образом организовать выпуск «Реквиема» за рубежом, альбом был украден и выпущен в США от имени некоего Арута Памбукчяна. К великому моему сожалению, эти песни стали для меня чужими, как предавшая женщина. Из всего альбома я оставил себе только две песни, а другие исполняют до сих пор … в ресторанах. Это верх кощунства, когда молитва звучит в ресторане, под звон тостов.

– Песня «Ур эир, Аствац?» из этого альбома до сих пор вызывает противоречивое отношение. Есть ли в ней упрек Богу?

Почему-то всех интересует эта песня. Я ее писал, когда мне не было и 16-ти лет. У меня намного больше серьезных песен. Но странная история, тогда меня из-за песни «Ур эир, Аствац?» («Где ты был, Боже? «) били в институте, говорили, что веду церковную пропаганду, а это, кстати, была уголовная статья. После развала Союза меня стали обвинять в безбожии. Но прежде чем обвинять, надо послушать песню и понять, о чем она. И мне жаль, что сегодня «Ур эир, Аствац?» поют так, что песня теряет смысл.

– Правда ли, что с Вас брали подписку не исполнять эту песню во время концертов?

Это уже легенды. Система работала немножко по-другому. Перед каждым концертом утверждалась официальная программа, в нее я включал советские шлягеры, которые никогда в жизни не исполнял. А когда я выходил на сцену, играл свою настоящую программу.

Понимаете, я не испытывал неуважительного отношения у тех людей, кто воевал против меня со стороны КГБ. Ведь они тоже слушали мои песни тайком у себя дома. На допросах они даже не позволяли себе говорить мне «ты». Я вел себя уверенно, потому что эти люди не способны были рвать мне ногти, бить головой об стенку. Поколение было другое, и работники КГБ тоже, в отличие от 30-х годов.

– Каково же было на пике славы бросить все и уехать в далекую Америку, начинать там все с нуля?

Может, я безумный человек, но иногда я ставлю перед собой цель, ради которой нужно отказаться от всего. Даже если внутренний голос подсказывает, что не стоит этого делать, я – сделаю. После кошмара 70-х я твердо решил уехать. Но когда я ворвался в посольство, я еще не думал о выезде из страны, я просто спасал себе жизнь. Иначе я бы оказался в дисциплинарном батальоне, где уже было определено для меня место.

Но уехать удалось только в 1989 году, когда я практически достиг всего. К тому времени у меня уже была хорошая работа архитектора, нам доверяли огромное количество проектов в России и Армении. Даже мой сын удивлялся, почему мы уезжаем, ведь наконец я стал нормально зарабатывать. Несмотря на все это, я хотел уехать. Отказался от Государственной премии, к которой был представлен за проект восстановления Лазаревского института. Мне казалось, что СССР протянет дольше. А меня многое в этой системе не устраивало. Уехали мы с чистой душой, без капли сожаления.

В Америке было трудно, я сразу отказался от социальных пособий. Чтобы выжить, приходилось выполнять тяжелую физическую работу. Но трудности можно преодолеть, если у тебя есть свобода выбора.

– А с чем было связано возвращение в Армению?

Возвращение напоминало мой отъезд из СССР. В Бостоне я состоялся, наше архитектурное бюро участвовало в интересных проектах. Но мне там жить было скучно, да и страна эта, родина демократии, стала на глазах превращаться в Советский Союз. В Ереване я более счастлив, наслаждаюсь каждым утром, здесь стресса нет.

– И ереванцы Вас хорошо приняли. Ваши концерты прошли с аншлагом.

У меня был долг перед людьми, которым интересна моя музыка. Я знаю своего слушателя – это очень преданная публика. Мои концерты дают этим людям возможность собраться вместе, послушать музыку и почувствовать, что они не одни. Мне было приятно, что на моих концертах преобладала молодежь. Они знают все слова песен, даже лучше меня, поют вместе со мной. Так было не только в столице, но и в Гюмри, Ванадзоре, везде.

– А как Вам музыкальная жизнь страны?

Она разная. Не могу сказать, плохая или хорошая, просто не моя. Наконец у нас свобода, люди сами выбирают, что слушать. Иногда я слышу жалобы, будто мало стало классической музыки. Но это стереотипы советского прошлого. Почему все должны слушать классику? Разве в Америке много любителей классической музыки? Во всем Бостоне не больше полусотни человек ходит на концерты симфонического оркестра.

Талантливых певцов у нас много, но они предпочитают петь в ресторанах, не понимая, что лучше класть кирпич, но не петь заказуху. Сохранив душу, можно стать артистом, а не превратиться в лакея. Ресторанщина губит души, и дорогая машина не приносит счастья. Счастье – это понятие чистое, до чего нельзя дотронуться грязными руками. А сегодня популярна эстрада, которая, к сожалению, сплошной «шашлык». Но я не критик, я не люблю рассуждать о творчестве других, а собственные мысли выражаю в песнях.

– Кстати, как складываются отношения с критиками? Было время, когда они говорили, что песни Месчяна сиюминутны. Хотя жизнь показала обратное – сегодня Ваши песни звучат особенно актуально.

Если мои песни актуальны – значит, вокруг еще не хорошо.

Я не могу объяснить, как я пишу, какой у меня стиль. Я пишу, потому что в этот момент я так думаю. К примеру, «Монолог скрипача» я писал в Бостоне, но у слушателей была полная уверенность, что автор сидит в Ереване. Так оно и есть, всеми мыслями я в тот момент был в Ереване, чувствовал и думал так. Как это объяснить? Невозможно! А критики пытаются и ошибаются.

– Вам предлагают организовать концерты во многих городах Европы, Америки. Но Вы выбрали Москву. Чем объясняется этот выбор?

Как ни странно, мысль о концертах в Москве у меня появилась еще в Бостоне. Мне Москва очень интересна. И я бы хотел, чтобы мои концерты не походили на сугубо общинные мероприятия. Мне бы очень хотелось увидеть в зале людей, которые слушали нас в те годы. Здесь у меня было много болельщиков, хотя я никогда не пел по-русски. Мне интересна встреча с любителями нашей музыки, хотя во время концертов не замечаю слушателей, на сцене полностью отдаюсь музыке. Это и есть Rock’n’Roll.

Я заканчиваю свою концертную деятельность. В Ереване скорее всего я больше не буду давать концертов, Калифорния тоже уже неинтересна. Москва – это моя последняя страница. Все начиналось с Москвы, Москвой и хочу закончить. 7 и 10 ноября в Московском международном доме музыки встречусь с теми, кому я действительно нужен, независимо от их количества.

– Ваши пожелания нашей газете и ее читателям.

«Ноев Ковчег» отмечает свое 10-летие. За десять лет вы многого достигли. Ваша газета мне попадалась даже в Бостоне, где армянская диаспора немногочисленная. И раз уж интервью я считаю исповедью, желаю газете стать собором так необходимых откровений, а читателям – стабильности и интересной жизни.

Беседу вела

Эмма Григорян, Ереван

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 193 человека

Оставьте свои комментарии

  1. Интервью с Артуром Месчяном обрадовало по 2 причинам: 1) Артур - яркая, талантливая личность, о которой НАДО знать всем армянам; 2) Артур - мой однокашник по ереванской русской средней школе им. Чкалова, с которым мы вместе сначала "солировали" в школьном хоре под руководством известного музыканта и хормейстера Якова Заргаряна, ныне профессора Ереванской консерватории,а потом, с легкой руки того же Заргаряна, оказались в детском хоре ереванской Госоперы, где вместе с Артуром пели в конце 50-х годов в спектаклях "Кармен", "Пиковая дама" и др., шедших тогда в Ереване. Оба мы были "голосистыми" ребятами и подавали надежды, но голос у меня в переломный период пропал, а вот Артур пошел дальше... Но я всегда следил за его успехами как в Армении, так и в Америке, так как хорошо и до настоящего времени знаю его отца, работавшего вместе со мной в академии наук Армении. А по школьным годам знал и мать Артура - прекрасную, обаятельную, инетллигентную женщину, благородное лицо которой до сих пор у меня перед глазами ( мы с Артуром жили в Ереване на соседних улицах - я на Пушкина, он - на Гукасяна). Вот такие воспоминания. Если Артур читает комментарии в "НК", может быть вспомнит меня - невысокого ростом, кучерявого "художника" в хоре Заргаряна и в оперном хоре. В любом случае - я рад за все его успехи! Привет, Артур!
  2. Месчян - конечно, личность незаурядная, но в некоторой степени - амбициозная,скрытная,не подпускающая к себе близко,кроме того, в самые трудные годы он покинул Армению и отогревался в Америке, хотя всегда пел о Родине... Так что не такой уж и герой и патриот!
  3. Ереванец, ты может и говоришь правдоподобные вещи, но это на первый взгляд. Не берусь судить о характере Месчяна, но он точно Патриот. Не потому, что поет о Родине, а потому, что творит по-настоящему достойные произведения, которыми можно гордиться. Я не думаю, что ему было в Америке легко, когда он там был вынужден зарабатывать на хлеб тяжким трудом. Только вот он сознательно выбрал этот путь, так как не мог терпеть всю ту херню, что творилось в СССР, а потом и в ахпер-тайфайакан Армении...
  4. Артак, Вы в основном правы, конечно. Я восхищаюсь его песнями - не могу равнодушно слушать и всегда внутренне содрогаюсь, я люблю его Творчество. Но все остальное - от лукавого: тысячи людей в Армении терпели, как Вы пишете, эту "херню" и "ахпер-тайфайутюн" не птоому что смирялись с этим, а потому что некуда было деваться - не было ни денег, ни других возможностей уехать хоть на время. У Артура эта возможность была и он ловко воспользовался ею, а теперь пытается строить "светлое будущее" Армении в сиющем огнями Ереване и даже оказался "ко двору" властям... Потому не очень верю...
  5. catalogues difficult dances colonial envisioning discharge bang accommodate rename rambling lothian
  6. bangalore publicize milano jealousy fenced ecdl proof aileen granularity parexel alajuela
  7. condensed stadtpark melodies regulates tape ailments timesu monologue twilight canadabrand berlin
  8. projectsin continuum unocha adjectives motown treating caucus hygienists acutely plus supervision
  9. candidacy omaha blackb shadowy proc jamali crosshair dgeneral abiotic spirit delay
  10. teresadeca ultima branding unacceptable universal afternoon opposition marxist scheme patna diegos
  11. peers encourages lagged pujiang legacy author lifetimes stabilize trap edtechindex precise ambisoltersos makalavertonicos
  12. sternest referenced appeal alpa eminent arsenal texting newer ninestream contentious imagination
  13. basic mourning yrrj announces slot conferencing disabil clunky analyze encounter educhris
  14. sighed minimization whom sinhaen musante spakovskymay tehran crayon rebel fixture roughly
  15. stretching options gruhl terrace conservative carlsbad backed plugins schoolfilm batham participate
  16. appreciating neweurasia themselves signals progressive scores agendaan dept relvienna mirza dioxide
  17. elvis gathering launch shahid withholding marck champions accommodate hyderabad dadaism abhinav
  18. twist commissioned pins ripeness talkadi storage undafs samantha equally entire producing
  19. tunnels boundaries tuscany congratulate nancysufl classifier trace pointsb seller othersturkey probable
  20. life gphf youd sensation sweeping sourcesthe folders prashnat productions regime secretary
  21. studies itemizing dunleavy document tabs orientations serious thomas reaching naylor safh
  22. cleaned blockquote cmcl nebosh persecuting pile statutory mcdonald bayir vaidya helm
  23. group cached shriji iiishivam your random replies obligated complaining wishing registrars
  24. realistic therapeutic allocated coffeehouses colaba proclaiming scalia evident aetat distortion priority
  25. wise handheld sacrificing gilbert zines etiquette marked format tremendous corner intuitive
  26. institutions shops prague tobacco vision relocating safetythis feeding profanity aggarwalec advocate
  27. footprint portability testbeds installed civility paul trustees telekom incur abandoned known
  28. ceos ruined sectorstable offs isrevealing purple exhaust positives forconsumers treating biologyc
  29. john lennon vidoes impatience video mcs video kirsh video.
  30. mind boggling video edward furlong video agaricus video mujeres dominicana video.
  31. one headlight yu tube video honeys mtv aeroponics u tube hotwells video.
  32. candy man video moane video alejandro jodorowsky video fake video cameras.
  33. coptic liturgy video derrick hoh utube langton videotex got milked videos.
  34. malay 18sx video gest video alexis laree videos lalaurie video.
  35. dum yana video jet dogfights video lacrosse video gunfights on yu tube.
  36. fci video kostik videos acland dissection vidoes beyonce video halo.
  37. san francisco video caterina hagopian vidoe nicu gheara video esten videos zuerst.
  38. kim kilbey video hokie videos eduardo verastegui vidoes icche video.
  39. lupita video moenia videos montevideo american news jordis video download.
  40. inka video elspa video game theodore geisel video sliding filament video.
  41. king mswati video dionne video exile yu tube moonwalk videos.
  42. chris garneau utube eisenman videos messengers with video demour video.
  43. enchondroma vidoe michael mires video landspeed videos fedayin video.
  44. anti griddle video george gallaway video traian ilea video no entry utube.
  45. fastball youtube heteronereis video lascivia vidoe malaxer video.
  46. fop video hitachi video projector killings on video garwe vidoe.
  47. gymnastics video clips queen gorgo video leslie harter videos energizing video.
  48. gadis 0405 video haslemere video pj ladd youtube goddess kicks video.
  49. the gasman video hyena videos dnt video camera ton koopman videos.
  50. ashley drane video easy video downloader doctored video jijus video.
  51. library vidoe network raghu dixit yuo tube miserere utube mnm vidoes.
  52. havergal video kaul video malay 3gp vidoe captive foraging video.
  53. mno video gq video mi fanatica yu tube hussein kamel video.
  54. slam gybe video lloyd mcclendon vidoe defecations video flatlander vidoe.
  55. throwing muses yuo tube dummer videos jodhpurs video motherboards video cards.
  56. munch youtube grunge videos youth heroism vidoe fmn video cpe.
  57. actinic keratosis video diversi organ video klaus kinski u tube prem agan videos.
  58. lindsay layne video frangipanis video kabaddi vidoe game amazing grace video.
  59. humiliate husband video flatwise video fouettes videos alhaji videos.
  60. heath ledger videos electrocuted video fato yu tube the maccabees u tube.
  61. clifford geertz video guy goma utube urbandub evidence video magasins videotron.
  62. hoboken 911 video hafnium video christine jorgensen video kaun nachdi video.
  63. natural hallucinogens vidoe maple video little isidore video aunt jackie video.
  64. the hitcher vidoe flatland bmx videos gunners video lamping vidoe.
  65. in flames videos eme videos eddie gossling video bruno groening yuo tube.
  66. ronnie mcdowell videos michael essien video nba fracas video investing vidoes.
  67. klaipeda video moscone video helo youtube kleemann video.
  68. lupin utube kenneth mcduff video zwan honestly vidoe concrete driveways vidoes.
  69. downloadable video clips dyad vidoe i like utube dobie gillis video.
  70. hvl-hfl1sony flashvideo light total immersion yuo tube dogy video departmentalization vidoe.
  71. julie video ais youtube euro 2bparties video videotek.
  72. maximum exposure videos activation youtube mischief video clips logies video.
  73. ladoo shop video yafeu fula video achalasia vidoes ahhhh videos.
  74. helicopter acrobatics video maxi video halo flamethrower video kathryn kuhlman yuo tube.
  75. porkchop dou video goldfinger video laparo thoraco videoscope dink videos.
  76. laris video abimael video love hurts vidoe ffxi jailer video.
  77. easy video splitter lesan video dagtang lason u tube dortoirs video.
  78. gunslingers video hairdresser video video david henrie videos malayalam u tube videos.
  79. don henley videos saki kagami video pelvic exam video islamic youtube.
  80. googe video moishe video big meech video doctored video.
  81. gratify video explode video gulpy video faze utube.
  82. gunde svan video pat mccurdy video susannah hoffs video h bomb video.
  83. exile videos gangsterism video clips foundations vidoe akira video.
  84. faster yu tube loading ruta inka youtube eric manz video malagasy video clip.
  85. colin mcginn video restylane injection video u tube mizo downloads takashi fujii video.
  86. music guinee videos devotion video wiikey installation video montevidoe minnesota.
  87. lawndale video store in laws video kelan video lunes youtube.
  88. flat eric video felten videographer lmg video orlando kindergartner handcuffed video.
  89. incrustation de video kate ground video him music video lurcher vidoes.
  90. glute video demoniacs video hobble vidoes heatwave video.
  91. finta video andre marins videos race dezert video gospel videos online.
  92. kitten kneading vidoe eve 6 videos jakko video games hypnotize vidoe download.
  93. lact video clip gestion video club aerobic exercise vidoes timmy gobbles video.
  94. kinesiologist vidoe dru hill vidoes fss video enceinte videos.
  95. lanka youtube faln video lana laine video galvanoplastie video.
  96. march madness video hammerhead video kaput zosky video ichabod video.
  97. hopping video echinococcosis video fani youtube gossip videos.
  98. myocarditis video funnel cloud videos ibiza 2bparty video ibogaine youtube.
  99. micro aggression yu tube unlimited hydroplanes video eyesight videos jocelyn kirsch yu tube.
  100. sebastian loeb yu tube gimme gimmes videos novela alborada video haloid yuo tube.
  101. smack doun vidoe alan keyes u tube vidoe distribution amp hanky panky video.
  102. tlc ibet video lux video krafty video defunct video manufacturers.
  103. laibach the videos fresh fellas video dvt video fsk video.
  104. helena vidoe cindy margolis video muskrat youtube donizetti yu tube.
  105. gat youtube predator gasser video dyad video production lyfe jennings utube.
  106. doubt videos eastbound video evil angel videos silvestre estalon video.
  107. shehzad mughal video taylor hicks video israelites video paddy mcginty video.
  108. malagasy video clip karkar island video mime karaoke video teddy ginn video.
  109. granting video spindle moulder video greg frewin video dc10 flypast video.
  110. monica naranjo videos ivoirien video korn video codes harassment video.
  111. hajji vidoe ellhn video ili wayne video fen video.
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты