N 09 (120) Сентябрь 2007 года.

Крым: армяне. Десять веков созидания

Просмотров: 4662

Творческая группа влюблённых в древнейшую культуру авторов во главе с режиссёром Игорем Калядиным (член Академии российского телевидения, автор цикла документальных фильмов «Святыни христианского мира», «36 воинов») и сценаристом Кимом Бакши («Наш мир подобен колесу», «Орел и меч», «Судьба и камень» и др.) работает над документальным фильмом, посвящённым культуре «Морской Армении» (Armenia Maritima).

Чарующий звук дудука, насыщенный первозданной энергией, возникая из глубины веков, звучит на фоне живописных крымских пейзажей. Голос за кадром рассказывает древнюю армянскую легенду о возникновении Крыма.

Творческая группа влюблённых в древнейшую культуру авторов во главе с режиссёром Игорем Калядиным (член Академии российского телевидения, автор цикла документальных фильмов «Святыни христианского мира», «36 воинов») и сценаристом Кимом Бакши («Наш мир подобен колесу», «Орел и меч», «Судьба и камень» и др.) работает над документальным фильмом, посвящённым культуре «Морской Армении» (Armenia Maritima).

Чарующий звук дудука, насыщенный первозданной энергией, возникая из глубины веков, звучит на фоне живописных крымских пейзажей. Голос за кадром рассказывает древнюю армянскую легенду о возникновении Крыма. Занесённые сюда дыханием исторических бурь, армяне оставили неизгладимый след своей культуры. Христианская вера и 39 букв армянского алфавита как могучие охранники на протяжении веков оберегали её самобытность.

Как удалось народу, пройдя череду испытаний, сохранить свою сущность? Попытка осмыслить это – главная тема нового документального фильма «Крым: армяне. Десять веков созидания», обращающего взор нашего современника к духовным и культурным ценностям древнего народа.

В XI-XIII веках начался исход жителей древней столицы Ани. Спасительной землей для многих стал Крым. Легенда гласит, что несчастья обрушились на Армению после того, как исчез перстень могучего царя Ашота, и тогда отважные предки решили отыскать его. Кто-то видел перстень на пальце купца, который отправился на корабле в Крым. За ним и потянулись люди с мечтой вернуть Армении былое величие... Занесенные в Крым армяне вспоминали и воссоздавали свою неповторимую родину. Везде, где возникала армянская община, прежде всего строили церковь. Вокруг неё объединялся народ, сохранялся материнский язык и национальные обычаи.

Центральное место в фильме занимает уникальное творение армянских зодчих – монастырь Сурб Хач (Святой Крест), один из самых значительных и крупных армянских памятников Крыма. Монастырский храм, в стенах которого создавались шедевры крымской армянской миниатюры, наследует уникальные черты церковной архитектуры Великой Армении.

Монастырь Сурб Хач возвышается над одичавшими садами и террасами, «являя собою скорее вид неприступной крепости, нежели мирной обители», ведь строили его, чтобы защищаться от набегов врагов. Сейчас ведется реконструкция, и национальные праздники, как и прежде, отмечаются здесь. В монастыре находился хачкар – Пыргчакар (Спасский Камень), который принесли с собой жители Ани. Во время депортации в 1778 году его перенесли в Нор-Нахичеван. Сейчас он хранится в краеведческом музее Ростова-на-Дону.

Даже сегодня в Крыму вы можете встретить множество армянских церквей. Их не пощадило время, но есть не только хорошо сохранившиеся, отдельные святыни восстанавливаются и даже используются местными общинами.

Катерина Меньшова

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 25 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Я один из потомков крымских (Анийских) армян. Статье поставил тройку, потому что, на мой взгляд, статья получилась однобокая и не полная. Не написано, где сейчас Крыские армяне. Во-первых, наши предки из Ани обосновались сначала в Астрахани, а только потом перебрались в Крым. Во время царствования Екатерины великой, по её приказу, Суворов организовал переселение армян и греков Крыма из Крымского ханства в Ростовскую губернию и в Новороссийск, где крымские армяне получили земли близ молодого (около 30 лет, если не ошибаюсь) города Ростова-на-Дону. Сдесь армяне основали город Нахичевань-на-Дону и несколько сел. В Нахичевани раньше чем в Ростове появился театр. Сейчас Нахичеван-на-Дону это Пролетарский район Ростова-на-Дону. Названия сел были точно такими же, что и в Крыму. Построили церковь Сурб Хач (как и в Крыму), которая в советское время стала музеем. В школах Мясниковского района обучают армянскому языку. В Крыму же татары до сих пор очень хорошо относятся к армянам, и даже зовут обратно, за что проникаешся к ним глубокой благодарностью. Не написано и о деятелях культуры и науки. Короче, твердая троечка.
  2. я крымский татарин мне статья понравилась достаточно правдободобно считаю армян родствеными нам и рад видеть в крыму
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты