N 10 (121) Октябрь 2007 года.

В России новое правительство

Просмотров: 4560

ПУТИН НАЗВАЛ ИМЯ ПРЕМЬЕР-МИНИСТРА, НО НЕ ПРЕЕМНИКА

Новый состав правительства России:

Председатель правительства Виктор Зубков.

Первый заместитель председателя правительства Сергей Иванов; первый заместитель председателя правительства Дмитрий Медведев; заместитель председателя правительства Александр Жуков; заместитель председателя правительства – министр финансов Алексей Кудрин; руководитель аппарата правительства – заместитель председателя правительства Сергей Нарышкин.

12 сентября в Кремле Михаил Фрадков обратился к президенту России Владимиру Путину с просьбой об отставке правительства. Путин Фрадкову не отказал. Главным кандидатом на пост главы нового предвыборного правительства эксперты несколько часов считали первого вице-премьера Сергея Иванова. Однако президент внес неожиданную кандидатуру - 66-летнего «финансового разведчика», главы Росфинмониторинга Виктора Зубкова.

Тем самым президент Путин очертил круг вероятных участников президентской гонки: по его словам, на пост президента РФ могут претендовать пять человек. Имена их не названы, однако новый премьер Зубков упомянут. Кроме того, Владимир Путин прояснил и причину отставки правительства: министры «сбавили обороты» и начали готовить себе плацдарм после выборов.

Все это Путин объяснил экспертам, собравшимся на встречу с ним на Валдае: причиной отставки правительства в значительной степени стало то, что члены кабинета министров «сбавили обороты» в своей работе. «К сожалению, члены правительства - это прежде всего люди, они сбавили обороты в своей работе и начали подумывать о том, как будет складываться их личная судьба после выборов», - сказал Путин. А ему нужно, чтобы «правительство в Москве, региональные власти и федеральные органы власти, как швейцарские часы, молотили бы, не переставая, вплоть до выборов и в период между мартом и маем 2008 года».

Поэтому Путин посчитал правильным отправить правительство в отставку именно сейчас, «с тем, чтобы расставить все административные акценты».

В день, когда президент назначил главу нового, предвыборного кабинета министров, только совершенно отрешенные от политической злобы дня граждане не вспомнили день 31 декабря 1999 года.

Кажется, целая жизнь прошла со дня отречения Ельцина от власти и назначения нынешнего президента премьером и преемником одновременно. Тем труднее удержаться от сравнения двух политических эпох и двух стилей.

Сценарий 1999 —2000 годов, ельцинский сценарий, подразумевал обращение президента к народу, объяснение своих намерений и сути производимых им перемен.

Сценарий 2007 года ничего, кроме лаконичного «наверное, вы правы», прозвучавшего в ответ на заявление уже бывшего премьера Фрадкова об отставке, не предполагает: не только многословия, но даже формального объяснения сути производимых перемен.

А объяснения требовались: первый раз фамилия нового главы кабинета министров в публичном политическом обиходе всплыла вне связи с его профессиональными обязанностями – борьбой с отмыванием денег – только в феврале 2007 года, когда его зять Сердюков был назначен министром обороны, сменив на этом посту Сергея Иванова. Маловато информации о втором человеке в государстве, но приходится мириться с тем, что Путину открытость, присущая некогда Ельцину, совсем несвойственна.

Сценарий 1999 года предполагал досрочную отставку президента. Ельцин ушел, освободив место преемнику и предоставив ему всю полноту власти.

В сценарии 2007 года такого поворота сюжета не предусмотрено. Хотя через год – новые президентские выборы, и по традиции страна настроилась узнать, кто же будет наследником нынешнего президента и его преемником во власти. С назначением нового премьера ситуация запуталась еще более.

Путин изменил саму модель преемственности, он не стал назначать на пост премьера того, кого все ожидали увидеть. Люди ждали Сергея Иванова, а появился, как из рукава фокусника, Виктор Зубков. И предшественник Зубкова – Михаил Фрадков возник точно так же: ждали кого-то из обоймы, а президент произнес никому не ведомую фамилию. Ждали, что кабинет будет «технический» и «временный», а правительство Фрадкова оказалось одним из самых долгоиграющих.

Да более того – давнее назначение самого Путина на пост премьер-министра сопровождалось недоуменным шепотом, долетевшим из самого Давоса: «Ху из мистер Путин?» Тогда вместо ответа повисла неловкая пауза. Сейчас на вопрос «Ху из мистер Зубков?» можно смело отвечать: «Кому надо – тот знает».

Двух очевидных и ожидаемых местоблюстителей – Сергея Иванова и Дмитрия Медведева – Путин оставил опять «при своих». И надежды не отнял, и обещания не дал. Но и ясности не внес: о своих президентских перспективах заговорил вдруг и вновь назначенный премьер Зубков: «Где бы я ни работал, я никогда не давал согласия, если что-то не сделал, будь то сельское хозяйство, налоговое поприще, финансовая разведка. Если я что-то сделаю на посту премьер-министра, то я не исключаю и такой вариант (выставить кандидатуру на президентских выборах. – «НК»)».Тут Виктор Зубков практически процитировал одного из своих предшественников – Евгения Примакова, находившегося в период премьерства в той же возрастной категории. И это тоже напоминает о сценарии 1999 года. Пост премьер-министра Примаков занял после кризиса 1998 года и занимал его довольно короткий период, рассматриваясь в качестве одного из преемников Бориса Ельцина, когда Борис Николаевич нервно перебирал возможные кандидатуры. На аналогичный вопрос журналистов тогдашний премьер также ответил: дескать, «я для себя ничего не исключаю».

От Путина подобной нерешительности и переменчивости настроения никто не ждет. Его выбор всегда делается среди узкого круга людей, так или иначе связанных с президентом общими этапами карьеры.

Биография нынешнего главы кабинета министров в этом смысле очень поучительна. После традиционного начала карьеры в советских и партийных органах власти, начал работать вместе с Путиным с 1992 года, став его заместителем на посту председателя комитета по внешним связям мэрии Санкт-Петербурга. Путин предложил Зубкова на пост начальника управления Министерства по налогам и сборам по Санкт-Петербургу. Затем Зубков последовал за Путиным в Москву, став заместителем министра по налогам и сборам. В марте 2004 года он возглавил финансовую полицию.

На предыдущем месте работы - в Комитете по финансовому мониторингу (ныне Росфинмониторинг) задачей Зубкова была борьба за исключение России из черного списка неблагона-

дежных стран, составленного FATF - Международной группой по противодействию отмыванию денежных средств. В 2002 году Зубков этого добился, благодаря чему у него сформировался неплохой имидж на Западе, где борьба с отмыванием денег всегда производит большое впечатление.

Другой заслугой Зубкова в глазах президента является то, что он не дал втянуть свою могущественную структуру в борьбу политических группировок, хотя именно Росфинмониторинг контролирует движение средств по банковским счетам и обладает соответствующей информацией практически о каждом члене политической элиты страны.

Политические связи Зубкова характеризует то, что в 1999 году он был кандидатом в губернаторы Ленинградской области, а начальником его предвыборного штаба - никому не известный в то время Борис Грызлов.

Семейные связи: дочь премьер-министра замужем за министром обороны Анатолием Сердюковым, также бывшим финансовым полицейским. Впрочем, Сердюков, соблюдая формальности, подал заявление об отставке с поста, однако президент его не принял.

Этим публичная информация о новом премьер-министре исчерпывается. Новый премьер не торопится вступать ни в «Единую Россию», ни в любую другую партию, оставляя себе возможность для маневра. Это, впрочем, не помешало всем фракциям Думы, кроме коммунистов, единогласно и в кратчайший срок утвердить его на посту. Более того, буквально через неделю шансы Виктора Зубкова войти в число кандидатов в президенты стали рассматриваться как реальные. Новому главе кабинета немало лет (с поста директора Росфинмониторинга его уже было собрались провожать на пенсию, когда он неожиданно сделал свой карьерный скачок). У премьера нет своей команды, как нет и амбиций – идеальная фигура для «промежуточного» президента, между двумя пришествиями Владимира Путина, между его вторым и третьим сроком.

Примечательно, что, хотя кабинет Фрадкова россиянам не нравился, особых надежд со сменой кабинета, по данным социологов, они не связывали. Положительный баланс доверия имели лишь восемь человек: Сергей Шойгу, Сергей Иванов, Дмитрий Медведев, Сергей Лавров, Рашид Нургалиев, Александр Жуков, Владимир Устинов, Александр Соколов. Всем остальным россияне, опрошенные ВЦИОМом, не доверяли. А почти половина россиян - 49% - при этом были уверены, что от смены правительства ничего не изменится.

Поэтому, наверное, перемены в составе совета министров оказались минимальные и ожидаемые. Отдан на съедение электорату непопулярный министр «социального блока» Зурабов.

Отставлен «уставший» Герман Греф. Выведен из правительства задержавшийся там «питерский», но совсем другого круга, бывший глава Минрегионразвития Владимир Яковлев.

Из знаковых перемен – возвращение из «кавказской ссылки» Дмитрия Козака. Эффективно поработавший в роли президентского представителя на юге России, полпред будет курировать всю региональную политику, а главное – контролировать инвестиционный фонд, куда аккумулируются нефтяные доходы страны.

Пресса легкую правку кабинета восприняла без особого энтузиазма, отмечая лишь «политическую и экономическую преемственность правительства» и отсутствие реформаторов.

Однако, несмотря на то, что Виктор Зубков назначен на пост, который делает его возможным преемником Путина, вопрос о том, действительно ли он выбран на эту роль, остается открытым. Возможно, на этот вопрос даже у самого действующего президента еще нет ответа.

Мария Лисина

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 4 человека