N 5 (128) Май 2008 года.

Европейцы и евробюрократы

Просмотров: 3212

Наблюдательская миссия ОБСЕ/ОДИПЧ опубликовала предварительный доклад о президентских выборах в Армении. Наблюдатели указали, что выборы соответствовали обязательствам, взятым Арменией при вступлении в ОБСЕ и в Совет Европы, а также стандартам, принятым в этих организациях. При этом в самом тексте доклада достаточно подробно дан перечень нарушений Избирательного кодекса и многочисленных случаев насилия на избирательных участках в день голосования. Если внимательно вчитаться в текст, то становится очевидным: зафиксированные краткосрочными наблюдателями нарушения скорее указывают на то, что ход голосования и подсчет голосов не имели никакого отношения к обязательствам Армении в рамках ОБСЕ и Совета Европы.

Рапорты наблюдателей - европейцев, которые, как показали дальнейшие события, добросовестно и честно выполнили свою работу, были положены на стол главы долгосрочной миссии во главе с послом Гертом Аренсом.

Наблюдательская миссия ОБСЕ/ОДИПЧ опубликовала предварительный доклад о президентских выборах в Армении. Наблюдатели указали, что выборы соответствовали обязательствам, взятым Арменией при вступлении в ОБСЕ и в Совет Европы, а также стандартам, принятым в этих организациях. При этом в самом тексте доклада достаточно подробно дан перечень нарушений Избирательного кодекса и многочисленных случаев насилия на избирательных участках в день голосования. Если внимательно вчитаться в текст, то становится очевидным: зафиксированные краткосрочными наблюдателями нарушения скорее указывают на то, что ход голосования и подсчет голосов не имели никакого отношения к обязательствам Армении в рамках ОБСЕ и Совета Европы.

Рапорты наблюдателей - европейцев, которые, как показали дальнейшие события, добросовестно и честно выполнили свою работу, были положены на стол главы долгосрочной миссии во главе с послом Гертом Аренсом. Последний вместе со своими коллегами по мониторинговой миссии и дал предварительную оценку выборам. Эта оценка евробюрократа, где зафиксированное краткосрочными наблюдателями масштабное насилие, по сути, были признано соответствующим принципам ОБСЕ и Совета Европы, стимулировала дальнейшее насилие со стороны властей Армении по отношению к оппонентам. Дальнейшие поствыборные процессы продемонстрировали, что карт-бланш, предоставленный властям Армении со стороны евробюрократов, был использован сполна. Более того, масштабы насилия были расширены, и их венцом стали события «кровавой субботы» - 1 марта, когда была применена сила против мирных демонстрантов и был введен режим чрезвычайного положения.

Следующий промежуточный доклад, представленный господином Г.Аренсом и его командой в начале марта, свидетельствует о том, что у евробюрократов появилось понимание того, что оценка выборов в Армении может быть уточнена или даже пересмотрена. Окончательный доклад миссии ОБСЕ будет готов в мае.

Пока же другие евробюрократы предлагают свои рецепты по выходу из внутриполитического кризиса в Армении, среди них и глава мониторинговой группы ПАСЕ господин Джон Прескотт. Последний, в частности, предлагает конфликтующим сторонам признать решение Конституционного суда (КС) по итогам выборов. Евробюрократ из Соединенного Королевства просто предлагает забыть то, что увидели европейцы из краткосрочной наблюдательной миссии ОБСЕ в день выборов, и то, как КС принимал решение по иску Л.Тер-Петросяна во время действия режима чрезвычайного положения. Мудрый совет, ничего не скажешь.

Так и хочется спросить руководство Совета Европы: проводит ли оно когда-либо внутренний анализ или расследование собственной деятельности и представленных официальному Еревану рекомендаций? В самом деле, когда Армения вступала в ПАСЕ семь лет назад, было наличие плюралистичной прессы, в том числе электронной, признанные обществом и европейскими структурами парламентские выборы 1999 года, реальная состязательность на политической площадке при умеренном использовании административного ресурса, а также отсутствие подкупа избирателей.

В целом за семь лет нахождения в Совете Европы Армения из частично свободной превратилась в несвободную страну, немалую часть элиты которой составляет криминал.

Другой пример из очередных предложений евробюрократа Дж. Прескотта: внести изменения в Избирательный кодекс Армении для восстановления доверия к избирательной системе. Разве то обстоятельство, что Армения с момента вступления в Совет Европы не смогла провести ни одних общенациональных выборов, итоги которых приняло бы общество, не свидетельствует о том, что доверие к избирательной системе «на нуле»? Или, может быть, следует напомнить, что все последние редакции Избирательного кодекса получали одобрение Венецианской комиссии. Венцом этих изменений, видимо, следует считать де-факто узаконенное разрешение голосовать на выборах без предъявления паспорта. Когда же оппозиция предложила внести в этот кодекс два принципиальных изменения (печатание избирательных бюллетеней за рубежом и маркировка пальцев избирателей), то это не было услышано евробюрократами.

Давид Петросян, Ереван

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 10 человек

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты