Головоломки вокруг Карабаха
ВАЖНЕЕ ВСЕГО БЫЛО ОСТАНОВИТЬ ВОЙНУ
По Нагорному Карабаху (НК) возобновлены контакты между двумя сторонами после волнений и смены администрации в Ереване и перед президентскими выборами в Азербайджане. Радует, что в отличие от других конфликтов на постсоветском пространстве, где переговоры блокированы, сопредседатели Минской группы ОБСЕ (Россия, США и Франция) 6 мая провели в Страсбурге встречу министров иностранных дел Азербайджана и Армении.
Общение Эльмара Мамедъярова с новым министром иностранных дел Армении Эдвардом Налбандяном неизбежно было ознакомительным, но уже с прицелом на встречу двух президентов – Ильхама Алиева и Сержа Саркисяна. Оба министра сочли беседу конструктивной, наметили рандеву президентов в Санкт-Петербурге на 7 июня с.г. Баку высматривает внутреннюю обстановку в Ереване, следит, как новая армянская команда поведет дела по Карабаху.
ВАЖНЕЕ ВСЕГО БЫЛО ОСТАНОВИТЬ ВОЙНУ
По Нагорному Карабаху (НК) возобновлены контакты между двумя сторонами после волнений и смены администрации в Ереване и перед президентскими выборами в Азербайджане. Радует, что в отличие от других конфликтов на постсоветском пространстве, где переговоры блокированы, сопредседатели Минской группы ОБСЕ (Россия, США и Франция) 6 мая провели в Страсбурге встречу министров иностранных дел Азербайджана и Армении.
Общение Эльмара Мамедъярова с новым министром иностранных дел Армении Эдвардом Налбандяном неизбежно было ознакомительным, но уже с прицелом на встречу двух президентов – Ильхама Алиева и Сержа Саркисяна. Оба министра сочли беседу конструктивной, наметили рандеву президентов в Санкт-Петербурге на 7 июня с.г. Баку высматривает внутреннюю обстановку в Ереване, следит, как новая армянская команда поведет дела по Карабаху.
12 мая исполнилось 14 лет перемирию в Карабахе в результате подписания соглашения о прекращении огня. Для России (в отличие от других стран-участниц Минской группы ОБСЕ) прекращение массового кровопролития было абсолютным приоритетом. Усталость от войны и примерное равновесие сил сделали все три стороны конфликта (Азербайджан, НК и Армению) немного сговорчивее. Упорные бои в районе Тер-Тера весной 1994 г. были чреваты новой катастрофой: выход армян на р. Куру отсек бы северо-западный выступ Азербайджана (как юго-запад при их выходе на р. Аракс в 1993 г.). Баку уже перестал выдвигать предварительные условия для прекращения огня, стал сам искать длительного перемирия.
Путь к соглашению казался приоткрытым, но все было крайне зыбко. Сдвиги на фронте могли все поменять. Подписав ранее ряд договоренностей с НК, Баку хотел теперь оформить все только с Ереваном, а тот и не допускал этого без участия Степанакерта. Сводить представителей сторон означало риск потери не только времени, но и шанса. Надо было как можно скорее добиться подписания документа в любой приемлемой форме, обойдя капризы сторон.
В Баку мной был подготовлен текст для подписания, как обычно, министром обороны АР и командующим армией обороны НК. Гейдар Алиев снова предложил подключить Ереван (мы много раз говорили руководству Армении, что она – прямой участник конфликта, но оно упирало на то, что основные участники - Азербайджан и НК). Однако в этот раз в итоге наших разговоров по телефону Ереван пошел на подписание соглашения.
Нашлось и вынужденное решение: подписать его текст порознь, раздельно в каждой столице или главном городе - каждая сторона на своем листе, но где проставлены должности от всех трех сторон. С благословения Г.Алиева министр обороны АР Мамедрафи Мамедов в моем присутствии подписал свой лист в Баку 9 мая, его тогдашний коллега Серж Саркисян (ныне - президент Армении) - в Ереване 10 мая, командующий армией НК Самвел Бабаян - в Степанакерте 11 мая. Эти три листа с обращением сторон к России как посреднику, сведенные в Москве воедино, и стали соглашением о прекращении огня в Карабахе. Оно вступило в силу в полночь на 12 мая 1994 г. после подтверждения идентичности всех трех текстов.
Никчемная возня сторон вокруг подписания соглашения не дала соблюсти все юридические формальности: в нем нет общих даты и места подписания, единого оригинала со всеми тремя подписями, красивой папки, депозитария. Но оно заключено по прямым указаниям высших руководителей сторон, не требовало ратификации, но однозначно одобрено народами. Крайне важно, что оно по умолчанию - бессрочное. Все стороны обязались выполнять его вплоть до заключения соглашения о прекращении конфликта.
Ревниво восприняв роль России в прекращении огня, Запад пытался его игнорировать, потом приписать Минской группе, справочники ОБСЕ годами числили его неофициальным, а ныне там о нем вообще ни слова.
К сожалению, немало путаницы и искажений вокруг этого соглашения даже в Азербайджане и в Армении, а возможно, и в НК. Целый ряд политологов и журналистов, не читавших или давно забывших документы тех лет, тиражируют неверные сведения. Одни утверждают, будто оно подписано в Бишкеке на встрече руководителей парламентских структур трех сторон 4-5 мая 1994 г., другие - на встрече министров обороны в Москве 16 мая того же года. Чаще всего приписывают это Бишкекскому протоколу.
На самом деле ключевое значение имел не этот документ, а два других: 1) Заявление Совета глав государств СНГ от 15 апреля 1994 г., в котором было подчеркнуто: «Главный приоритет, императив урегулирования - незамедлительное прекращение огня, всех военных действий и вслед за этим его надежное закрепление. Без этого не перейти к ликвидации последствий трагического противоборства» (слова, вполне актуальные и для нынешней фазы урегулирования). 2) Вышеописанное соглашение о прекращении огня. Предназначение Бишкекского протокола тоже было важным, но все же вспомогательным: поддержать заявление глав государств и конкретизировать призыв прекратить огонь (но призыв - не соглашение). После Бишкека стоило еще немало усилий собрать подписи всех трех сторон.
В карабахском политическом урегулировании и поныне есть важные и важнейшие проблемы, но ничего нет и быть не может существеннее, чем укрепить режим прекращения огня, не допустить военных действий, сделать безальтернативным мирное разрешение конфликта.
В. Казимиров, Чрезвычайный и Полномочный посол,
специально для газеты «Ноев Ковчег»
Оставьте свои комментарии