N 7 (130) Июль 2008 года.

«CANDLE» в освещении изнутри

В 2002 году команда из 36 ученых, где наравне с маститыми были и молодые исследователи, и те, кто, оставив ведущие центры Европы и США, вернулись, чтобы быть полезными на родине, создала проект армянского ускорителя третьего поколения, «CANDLE» («Свеча») – аббревиатура «Центра передовых исследований с использованием синхротронного излучения».

Для обсуждения проекта в Вашингтоне был организован специальный экспертный совет из ведущих ученых США и экспертов Всемирного банка. После двухдневного заседания в Национальном фонде науки США комиссия подготовила специальный отчет, где проект был признан соответствующим лучшим мировым стандартам, блестящей инвестицией с научно-технической точки зрения и был рекомендован госдепартаменту США на финансирование строительства нового ускорителя в Армении.

Директором и научным руководителем проекта «CANDLE» является доктор физико-математических наук Василий Цаканов, главным научным сотрудником «CANDLE» – доктор физико-математических наук Эдуард Лазиев.

– Что представлял собой первый армянский ускоритель?

В.Ц.: Ереванский ускоритель планировался в конце 1950-х годов, когда стояли задачи по исследованию в области физики ядра и элементарных частиц. По инициативе Артема Алиханяна в 1960-х годах в Армении был создан самый крупный в СССР электронный кольцевой ускоритель.

– Получается так, что, когда ученые обнаружили это синхротронное излучение, они начали бороться против этого излучения, а после стало ясно, что оно имеет очень полезные свойства…

В.Ц.: Да, установку создавали физики, но то излучение, которое было обнаружено, привлекло внимание биологов, химиков, медиков и ученых, работающих в области прикладных наук… Дело в том, что это излучение имеет уникальные свойства, которые позволяют исследовать материю на уровне клеток и атомов, и, стало быть, появилась возможность использовать это в разработке новых технологий, в области электроники, в выращивании особых кристаллов, расшифровке белков, в археологии и геологии, в восстановлении утраченных технологий. Оно оказалось незаменимым и в фармакологии, особенно в развитии современной медицины при диагностике рака и сердечно-сосудистых заболеваний. Даже в изготовлении современной парфюмерии оно показало свою уникальность.

– Новые ускорители делались на основе прежних?

Э.Л.: Те требования, которые предъявлялись ускорителям в те годы, сейчас практически не могут быть использованы для развития современной науки. Это была не адаптация существующего ускорителя, просто мы начали работу по созданию новой машины, нового ускорителя.

В.Ц.: Это принципиально другая установка. Она превосходит по параметрам ускорители первого поколения буквально в миллиарды раз. Это все равно, что современный «Пентиум» сравнивать с существующими когда-то арифмометрами или с компьютерами самых первых моделей.

– Сегодня большинство работающих и проектируемых источников синхротронного излучения являются источниками третьего поколения. К ним относится и проект «CANDLE»?

Э.Л.: Этот проект был обсужден и одобрен не только специальной научно-технической комиссией госдепартамента США, но и Европарламентом и многими другими авторитетными международными экспертами, которые особо отмечали, что реализация проекта «CANDLE» дает возможность Армении совершить рывок как в научных исследованиях, так и в промышленном производстве, причем в тесной кооперации с ведущими зарубежными центрами. Как результат такой кооперации можно назвать поставку из DESY - ускорительного центра Германии - уникального оборудования.

В.Ц.: Очень важно сегодня осознавать, что развитие в мире может идти только в широкой международной кооперации, когда многие страны участвуют в реализации проекта. Это мы сегодня видим на примере проектов, реализуемых в США и Европе. Проект «CANDLE» получил поддержку ведущих европейских научных центров Франции, Германии, Италии. А недавно было принято специальное решение Международного комитета по будущим ускорителям (ICFA) - это аналог МАГАТЭ в области ускорительной физики, где выражена поддержка в реализации проекта в Армении.

– Маммография в Армении добилась немалых успехов: современная техника позволяет увидеть новообразование до 3 мм. Какие новые возможности открывает «CANDLE»?

В.Ц.: Синхротронное излучение позволяет на уровне 10 микрон выявить наличие опухоли. Но «CANDLE» дает возможность еще на ранней стадии диагностировать тромбы сердечно-сосудистой системы на уровне микронов. Причем доза облучения бывает меньше той, которую получает медперсонал в рентгеновских кабинетах. Пациент не более чем за 1 секунду получает сведения о состоянии своей сердечно-сосудистой системы. Или еще. В мире существует банк данных расшифрованных белков. Их насчитывается до 25 тысяч, из которых более 90% расшифровано именно с помощью синхротронного излучения. Если иметь в виду, что только геном человека производит около 1 млн белков, то представляете, какое открывается поле деятельности?!

– Вы работаете в тесном сотрудничестве с Ереванским госуниверситетом. Выбор государственного учреждения был не случаен?

В.Ц.: Проект с самого начала был разработан в тесном сотрудничестве с нашими коллегами из Ереванского государственного университета. В прошлом году был подписан соответствующий меморандум об объединении. Уже несколько месяцев, как центр «CANDLE» является научно-исследовательским институтом при Ергосуниверситете, что меняет базу и статус этого проекта. К тому же это доказательство поддержки и заинтересованности в реализации проекта.

– Но добро на строительство «CANDLE» вы так и не получили. Почему?

Э.Л.: Дело в том, что с развалом СССР мы потеряли ту инфраструктуру, которая существовала в Советском Союзе. Тогда действовало Министерство среднего машиностроения, существовало специальное 18-е управление, которое курировало строительство и стратегию этих ускорителей. Т.е. была соответствующая государственная и организационная инфраструктура. После того, как все это разрушилось, никакой аналогичной структуры в Армении на уровне комиссий по большим проектам не осталось. Сегодня мы рассчитываем на привлечение к делу международных фондов, а «доноры» хотят быть четко уверены в том, что с началом строительства нового центра точно в назначенное время ускоритель будет запущен. Ответственность большая, потому что речь идет не просто о проекте районного или республиканского масштаба - это проект международного масштаба.

В.Ц.: Все упирается в то, что необходимо принять политическое решение, чтобы открыть финансирование, - это было одним из основных требований госдепартамента США. Для реализации проекта необходимо, чтобы проект был признан стратегическим объектом развития страны. Такова мировая практика реализации проектов такого уровня, и Армения не может быть исключением. Когда проект только был начат и уже было получено добро от экспертной комиссии, мы были впереди многих аналогичных проектов в развитых странах. На сегодняшний день один за другим запускаются проекты источников синхротронного излучения во Франции, Германии, Англии, Австралии, Испании…

– Но не в деньги же упирается вся проблема?

В.Ц.: Я не могу найти логичную и обоснованную причину задержки в реализации «CANDLE». А ведь Армения на сегодняшний день имеет научный проект международного значения, который она смело может предложить мировому сообществу. Здесь нужна политическая воля: руководство страны открыто может привлечь заинтересованные страны и международные организации к реализации проекта. Я верю, что этот день настанет.

Кари Амирханян

1. Так в чем же доло, почему уже 6 лет стоим на месте? Наверно надо громче звонить в колокола!
  2. aiwmwspv edpuflup jzkvgqug