N 7 (130) Июль 2008 года.

В повестке дня – расширение Шанхайской организации сотрудничества

Просмотров: 3623

На пресс-конференции в посольстве Исламской Республики Иран (ИРИ) в Душанбе начальник департамента по странам ЦА и Кавказа МИД Ирана Манучехри Муроди, заявил, что «Иран еще два месяца назад обратился Таджикистану, как к председательствующей в данный период в ШОС стране, с просьбой оказать содействие по вступлению в организацию в качестве полноправного члена».

Любопытно, что на официальном сайте Шанхайской организации сотрудничества, нет ни слова об этом, весьма знаковом заявлении иранского дипломата.

На пресс-конференции в посольстве Исламской Республики Иран (ИРИ) в Душанбе начальник департамента по странам ЦА и Кавказа МИД Ирана Манучехри Муроди, заявил, что «Иран еще два месяца назад обратился Таджикистану, как к председательствующей в данный период в ШОС стране, с просьбой оказать содействие по вступлению в организацию в качестве полноправного члена».

Любопытно, что на официальном сайте Шанхайской организации сотрудничества, нет ни слова об этом, весьма знаковом заявлении иранского дипломата.

Это далеко уже не первая информация, свидетельствующая о том, что Иран явно активизировал свои попытки по вступлению в ШОС на предстоящем саммите Организации в конце августе этого года.

Напомню, что не так давно состоялась встреча посла Ирана в Таджикистане Алиасгара Амира Шердуста с президентом Эмомали Рахмоном. После чего, иранский посол заявил журналистам, что его страна хочет сменить статус наблюдателя ШОС на статус постоянного члена этой организации, надеясь на поддержку Таджикистана, который является полноправным членом с момента основания региональной структуры наряду с Казахстаном, Китаем, Кыргызстаном, Россией и Узбекистаном.

Впервые Иран заявил о своем намерении стать полноправным участником ШОС в конце марта, когда подал соответствующее заявление в секретариат организации.

Известно и то, что президент Ирана Махмуд Ахмадинеджад намерен лично посетить саммит ШОС. Кстати, в конце мая генсек Организации Болат Нургалиев, выступая на конференции «ШОС - современная модель регионального сотрудничества», заявил, что «в повестке дня - тема расширения ШОС. Думаю, что аналитики и эксперты предложат свое видение критериев приема новых членов Организации, которые также будут приняты во внимание». При этом Болат Нургалиев сообщил, что члены Шанхайской организации сотрудничества в настоящее время разрабатывают критерии для приема в Организацию других стран региона в качестве ее полноправных участников. И заметил, что хотелось бы «определить оптимальный баланс числа членов ШОС и наблюдателей с тем, чтобы число последних не превысило количества постоянных членов». На данный момент статус наблюдателя в организации имеют Индия, Пакистан, Монголия и Иран, претендует на этот статус Афганистан. Примерно в это же время депутаты парламента Казахстана одобрили проект закона «О ратификации Соглашения между государствами - членами ШОС о проведении совместных военных учений». Суть которого, «объединение усилий по обеспечению эффективного реагирования ШОС на ситуации, ставящие под угрозу мир, безопасность и стабильность на пространстве ШОС».

Совсем недавно, на неформальном саммите президентов стран СНГ в Санкт-Петербурге, глава Узбекистана Ислам Каримов предложил объединить ОДКБ и ЕврАзЭС, чтобы «создать мощную организацию».

- Мы видим перспективы развития ШОС и ОДКБ, - отметил узбекский лидер и добавил, что «появится мощное объединение, способное стать противовесом НАТО и Евросоюзу».

В качестве аргумента приводиться пример подписания меморандума о сотрудничестве ОДКБ и ШОС, который на Западе окрестили «восточным Анти-НАТО».

Пока к идее Ислама Каримова, партнеры отнеслись сдержанно, так как не видят в этом объединении большого смысла, чего нельзя сказать о расширении ШОС.

Тем временем, в середине июня в селе Чоктал на берегу озера Иссык-Куль состоялась международная конференция «Афганистан, ШОС, безопасность и геополитика Центральной Евразии». В работе конференции участвовали эксперты из Афганистана, Ирана, Казахстана, Киргизии, Китая, Таджикистана, Узбекистана, России, Германии, Великобритании, Италии. После многочисленных круглых столов и обсуждений, участники конференции сошлись на том, что «если Афганистан превратится в стартовую площадку для нападения на Иран, то Иран намерен ответить самым решительным образом, превратив регион Центральной Азии в арену войны против США и международной коалиции». Данная перспектива, понятное дело, никого не радует.

Эксперт Института мировой экономики и политики при Фонде первого президента Казахстана Константин Сыроежкин, резонно отмечает, что «расширяясь, ШОС увеличивает количество проблем, с которыми она сталкивается. Потому что в ШОС стремятся далеко не беспроблемные государства».

Если в течение продолжительного времени существования ШОС не вызывала особого беспокойства стран Запада. То теперь, все кардинально изменилось. США с тревогой наблюдает за влиятельным игроком на евразийском пространстве. Можно вспомнить весьма показательные учения «Мирная миссия-2007» и предложения Владимира Путина о создании Энергетического клуба ШОС. Иначе говоря, Россия и Китай, в последнее время, не стесняясь, показывают все возрастающее влияние в рамках ШОС.

Вероятно, в самое ближайшее время США предпримут активные действия, чтобы наладить контакты между НАТО и ШОС. Это связано с двумя причинами. Во-первых, международная антитеррористическая коалиция во главе со США явно не справляется с «афганской проблемой». Во-вторых, вступление Ирана в ШОС, если конечно оно произойдет, поставит крест на изоляции Ирана. ИРА не только перестанет быть изгоем, а войдет в престижный геополитический клуб. Таким образом, это станет еще одним провалом американской внешней политики. Конечно, страны ШОС совсем не горят желанием, взвалить на себя решение проблемы Афганистана, но такие исламские страны как Иран и Пакистан могли бы вполне взять на себя миссию посредника в диалоге с талибами. Следовательно, потенциальное наступление мира в Афганистане в рамках миротворческих усилий Шанхайской организации, будет совсем не заслугой Евроатлантического альянса, а скорее провалом миссии НАТО.

Да, конечно, между странами участниками и кандидатами ШОС еще существует масса внутриполитических проблем: не самые добрые контакты между Индией и Пакистаном, подковерная борьба за Центральную Азию между Россией и Китаем, соперничество Казахстана и Узбекистана за региональное первенство, «антагонистическая любовь» Ирана и США неизменно отразиться бумерангом по всей организации…

Таким образом, можно предположить, что динамика всех телодвижений вокруг ШОС свидетельствует о том, что Шанхайская организация сотрудничества превращается в инструмент российской (антизападной) политики, в ответ на продвижении е НАТО на Восток. Что весьма печально. Как-то совсем не хочется менять, казалось бы, забытое европейское противостояния «НАТО» и «Варшавского Договора», на азиатское направление «НАТО» и ШОС.

Сергей Расов

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 6 человек