Мифотворчество без границ
Истерическая реакция азербайджанских официальных кругов и средств массовой информации на состоявшийся в Москве международный научный симпозиум «Кавказская Албания и лезгинские народы: историко-культурное наследие и современность» была предсказуема. Впрочем, одна только постановка вопроса должна была воздействовать на Баку, как красная тряпка на быка: связь Кавказской Албании с лезгинскими народами разрушает сколачиваемый десятилетиями учеными мужами Азербайджана миф об «албанских корнях» азербайджанского народа.
Истерическая реакция азербайджанских официальных кругов и средств массовой информации на состоявшийся в Москве международный научный симпозиум «Кавказская Албания и лезгинские народы: историко-культурное наследие и современность» была предсказуема. Впрочем, одна только постановка вопроса должна была воздействовать на Баку, как красная тряпка на быка: связь Кавказской Албании с лезгинскими народами разрушает сколачиваемый десятилетиями учеными мужами Азербайджана миф об «албанских корнях» азербайджанского народа.
Только этим объясняется нежелание азербайджанских исследователей участвовать в работе симпозиума, хотя они и получили официальное приглашение. В противном случае им пришлось бы отвечать на вполне законные вопросы, на которые у азеров нет и не было научно обоснованных, исторически выверенных и документально подтвержденных ответов, кроме мифов, которые строятся на фальсификации исторических фактов и свидетельств или просто на откровенной лжи. Зато нагрянул целый журналистский десант из Баку, надо полагать, не без указания свыше.
Выдумки бакинской прессы насчет «провокаций армянских подстрекателей», «происков российских спецслужб», «разжигания этнического конфликта на Кавказе» и «посягательства» на территорию Азербайджана надуманны и лживы по определению. Азеровских фальсификаторов от науки могли бы на симпозиуме «схватить за руку». Вот где «собака зарыта», вот где причина бойкота.
Поэтому вся последовавшая за симпозиумом пропагандистская трескотня призвана была прикрыть самое главное: не позволить историкам, языковедам, философам изучать прошлое, а народам – разобраться в своих корнях.
Если убожество мифологических построений азербайджанских историков станет предметом серьезных научных дискуссий, то это неизбежно разрушит их «карточный домик» мнимых «албанских предков». О каких лезгинских народах в контексте Кавказской Албании вообще может идти речь, посчитали в Баку, когда азеровские «корифеи» уже объявили азербайджанский народ «потомком» кавказских албан?
Вот уже более пяти десятилетий азеровские исследователи вопреки всем известным мировой науке фактам, историческим памятникам материальной культуры, свидетельствам древнейших историков – Геродота, Ксенофонта, Плиния Старшего, Страбона, Клавдия Птолемея, Диона Кассия, Стефана Византийского (живших в период с V века до н.э. и до начала V века н.э.), многих поздних историков и летописцев грубо сколачивали теорию о «происхождении» азербайджанцев от кавказских албан.
Такое шарлатанство сопровождалось беспардонной «албанизацией» и, как следствие, «азербанизацией» (они же ведь «потомки») всего средневекового архитектурного наследия на исконных армянских землях – историческом Утике, Арцахе, Сюнике, включающем Горийский, Сисианский, Ехегнадзорский, Варденисский районы современной Армении вплоть до восточного берега озера Севан.
Азеровские «исследователи», не предъявляя никаких убедительных документальных и археологических доказательств, объявляли известные всему миру памятники армянского зодчества «албанскими». А поскольку азербайджанцы являются «потомками албан», то и «азербайджанскими».
Историки Буниятов, Генюшев, Мамедова и другие объявили албанами всех историков и писателей в тех областях исторической Армении, которые оказались в пределах Азербайджанской ССР. Были «албанизированы» армянские историки Мовсес Каланкатваци и Киракос Гандзакеци, правовед Мхитар Гоши, поэт Давтак и многие другие, жившие и творившие в исторической Армении. Так Мовсес Каланкатваци, писавший свои труды на армянском языке, с легкой руки азеровских фальсификаторов стал Моисеем Каланкатуйским. Они утверждали, что этот историк якобы писал по-албански, но его рукописи почему-то дошли до нас лишь в переводе на древнеармянский язык (грабар).
Вообще азербайджанские «историки» нарисовали фантастическую картину – оказывается, «коварные» армяне в те далекие времена старательно уничтожали литературу на албанском языке, а оставшуюся часть перевели на древнеармянский, сознательно исказив при этом изначальные албанские тексты.
Уже в 1960-х годах стало ясно, что за всеми этими «историческими» построениями скрываются территориальные притязания Азербайджана.
Покойный Буниятов Кавказскую Албанию, которая включала и Дагестан, именовал Азербайджаном. Надо ли сейчас удивляться, что в Баку Дербент объявляют «древнейшим азербайджанским городом». Напомним, что на Парижской мирной конференции в 1919-20 гг. мусаватистский Азербайджан, правопреемником которого объявила себя нынешняя Азербайджанская Республика, предъявил территориальные претензии и на Дагестан, кроме Карабаха, Зангезура, Сюника и Нахичевана.
В академическом справочнике «Памятники истории Азербайджана», изданном в Баку в 1956 г. Музеем истории Азербайджана (переизданном и дополненном позже), не было сказано ни одного слова о древних армянских памятниках культуры – монастырях и церквях. О них составители справочника хранили гробовое молчание, словно на землях, оказавшихся в пределах Азербайджана, никогда не проживали армяне и не оставили никаких следов, никакого культурного и архитектурного наследия. А ведь в одном только Нагорном Карабахе насчитывалось не менее 60 монастырей и 500 церквей, в том числе уникальный по красоте Гандзасарский монастырь XIII века, этот типичный образец армянского зодчества того периода, на котором сохранились многочисленные армянские надписи. Ничего не говорилось и об армянских хачкарах Х-ХIII вв., переименованных азерами в «албанские хачдаши», – традиционных для армян надгробных памятниках с причудливыми узорами, которые создавали только армянские каменотесы, - во множестве рассеянных по территории Карабаха и в других южных районах Азербайджана, включая Нахичеван, где власти варварски уничтожили и захоронения, и хачкары, чтобы стереть последние свидетельства проживания веками там армян.
О проживавших в Азербайджане других народах – армянах, русских, лезгинах, талышах, курдах, татах, горских евреях, удинах, – об их культурных памятниках ни одним словом не обмолвились составители этой публикации Музея истории Азербайджана (кстати, это учреждение в 1920-е годы именовалось Музеем истории народов Азербайджана). Народы, веками проживающие в этой части Кавказа, имели свою историю и свои памятники культуры. Но в азербайджанских официальных публикациях они как бы исчезли. Мало того, в таких изданиях стала исчезать даже… Кавказская Албания. Речь шла только об азербайджанцах и их надуманных «предках». В фиговых листах Баку больше не нуждался!
Переписывание истории Азербайджана именно с этих позиций – это государственная политика, а не самостийная инициатива группы «ретивых ученых». Не кто иной, как Гейдар Алиев, призвал восстановить «искаженную армянами» подлинную историю азербайджанского народа. Вот они и «восстанавливают» в меру своей порядочности и присущих им этических норм и научной добросовестности.
Однако настойчивое и целеустремленное оболванивание народа в духе «албанских предков» (а некий историк Керимов к «предкам» азеров относит и удинов) в целях «научного» подкрепления сумасбродных претензий Азербайджана на чужие земли – это отнюдь не безобидные рассуждения «заблудших ученых». Это – господствующее в азербайджанской историографии направление. На этой лживой концепции выросло уже целое поколение. Похоже, политическому классу Азербайджана нужно сейчас зомбированное население.
Получается, что ради бредовых экспансионистских притязаний азербайджанские «ученые» готовы причислить к предкам своего народа кого угодно. А как же турки, эти единокровные братья азеров? Считают ли они также своими предками албан, удинов и бог весть кого еще? Своей фальсифицированной доктриной о «предках» азербайджанцы публично отмежевываются от единородства с турками и их предками.
Как же тогда понимать неоднократные заявления Гейдара Алиева, поддержанные президентами Турции, насчет «одного народа – двух государств»? Да и в прошлом году в Баку под этим девизом состоялся международный слет представителей азербайджанских и турецких национальных общин за рубежом.
Запутались азеровские фальсификаторы в трех соснах. Запутались потому, что лгут беспардонно. И хотят с помощью такой лжи «научно-исторически» обосновать агрессивные притязания на исконно армянские земли.
Артем Меликян, политолог
Оставьте свои комментарии