Человек – дух во плоти или биоробот?
Человечество со времен Адама прошло долгий путь, прежде чем вступить в 2008 год от Рождества Христова. В знаке «8» Ида Акопян - доктор философских наук, сотрудник института философии и права Академии наук Республики Армения – видит скрытый, а точнее, «сакральный смысл»:
– В древности все числа имели сакральный смысл. Это были символы, собирающие, как в фокусе, многомерность смыслов, как духовных, так и материальных. Даже в современной математике, где «8» – это только цифра, ею обозначают бесконечность, правда, в положении «лежа». Сегодня этот знак вечности принимает вертикальное положение и демонстрирует нам, хотя и крайне схематически, всю историю от Адама до наших дней.
Человечество со времен Адама прошло долгий путь, прежде чем вступить в 2008 год от Рождества Христова. В знаке «8» Ида Акопян - доктор философских наук, сотрудник института философии и права Академии наук Республики Армения – видит скрытый, а точнее, «сакральный смысл»:
– В древности все числа имели сакральный смысл. Это были символы, собирающие, как в фокусе, многомерность смыслов, как духовных, так и материальных. Даже в современной математике, где «8» – это только цифра, ею обозначают бесконечность, правда, в положении «лежа». Сегодня этот знак вечности принимает вертикальное положение и демонстрирует нам, хотя и крайне схематически, всю историю от Адама до наших дней. Самая верхняя точка пересечения восьмерки с вертикальной осью – момент ухода Адама из Дома Отца, самая нижняя – конец очень большого цикла, когда человечество со своими научно-техническими и технологическими достижениями, глобальным планетарным кризисом и проблемой выживания встало перед необходимостью выбора: идти вверх по эволюционной кривой восьмерки или падать вниз.
– Но за восьмеркой следует девятка, которая, по идее, должна быть полной ее противоположностью …
– Именно, один из сакральных смыслов девятки означает интенсивную духовную жизнь. И весь вопрос состоит в том, какой выбор совершит человечество: идти вверх по пути духовности или вниз – в дальнейшее падение, вылет «во внешнюю тьму», в так называемый научно-технический конец света.
– Человечеству всегда предрекали конец света: всевозможные секты тем и занимаются, что вечно запугивают свою паству. Но человечество живо и продолжает жить.
– Да, предсказания о конце света мы слышим вот уже две тысячи лет. Но дело в том, что говорить о конце мы можем только тогда, когда уже обозначилось новое начало. Но лучше об этом сказать апокрифическими словами Иисуса Христа. Ученики сказали Иисусу: «Скажи нам: каким будет наш конец?» Иисус сказал: «Открыли ли вы начало, чтобы искать конец? Блажен тот, кто будет стоять в начале: и он познает конец, и он не вкусит смерти». Новое начало – начало жизни – открыл нам Христос Своим Деянием две тысячи лет тому назад. Оно было утрачено Адамом и его родом, отпавшим от единого с Богом существования и ставшим смертным.
Сегодня человечество, этот блудный адамов род, на своих познавательных путях подошло к самой низшей точке эволюционной кривой. Эта точка Великого Перехода – перехода из эры Разума в новую эру Сознания.
…Как можно совершить переход от неживого к живому?- задается вопросом физик, который со времен Галилея и Ньютона называет свою науку – «наукой о неживой природе». Но разве не естественно, что смертный Адам – физик подходит к жизни со стороны смерти? И поднимает проблему перехода от смерти к жизни, т.е. в сущности - проблему воскрешения из мертвых. Свое познание человек начинает с закона. И если ветхозаветный человек получал закон в виде заповедей, записанных на Моисеевых скрижалях, то человек Нового времени сам открывает их, исследуя природу. И закон воспринимается как абсолютный. Но в нашем дуальном, двойственном поляризованном мире нет ничего абсолютного, и закон есть другой полюс свободы. Путь к свободе для человека разумного пролегает через познание закона. Пока он не познал закон, на другом полюсе для него - хаос и анархия. И только тогда, когда человек усвоил законы и не делает ошибок, не грешит, не потому, что ему поставят двойку, накажут или пошлют в ад, а потому что грамотный, ибо законы стали его сущностью, и он владеет законом, именно тогда для него открывается путь к свободе, к богосыновству. «Ибо раб не наследует Царство Отца, но только сын». И об этом человек знает уже не только из Священного Писания, но и из опыта своего научного познания. Закон в классической физике воспринимался как абсолютный. Но нарушение одного из законов – закона сохранения четности – стало началом обнаружения относительности и других законов, которые в современной физике локализуются в определенных границах.
– Но ведь закон – это порядок. Не ведет ли нарушение закона к дисгармонии, беспорядку?
– Очень естественный вопрос. Да, закон – это описание существующего в мире порядка. Но какого порядка? Мы знаем порядок кристалла, снежинки, например, и порядок «метаболического вихря» – упорядоченность организма. Это два типа закона: порядок покоя и порядок движения, или равновесие покоя – симметрия, и равновесие движения – асимметрия. Это еще Марина Цветаева писала: «А ведь вся радость людей моей работы – выявить равновесие движения». Сказав это, Цветаева фактически опередила развитие науки, которая хотя и нынче на переднем крае поднимает проблему «перехода от неживого к живому», но делает она это все еще на языке симметрии, ибо жизнь на научном языке звучит как нарушение симметрии, в переводе – нарушение смерти.
– Но ведь смерти-то нет. Вы сами только что сказали об этом…
– Разумеется, смерти нет как абсолютной смерти или «неживой» природы. Но она фигурирует в нашей науке как абсолютная симметрия, как абстракция «остановленного мгновения», как замкнутость, как абсолютный закон. А живое – как нарушение этого закона. Наука все еще продолжает говорить на языке смерти и сотворять «неживую природу» машин и автоматов, вплоть до компьютера, который по скорости логических операций побивал все рекорды, а искусственный интеллект ныне грозит стать идеалом для человеческого мозга. Так, на Международном симпозиуме «Новые вызовы и глобальные угрозы международной безопасности в начале 21 века» выступил один докладчик – руководитель Института предвидения в Европе – Ван Недервелд. Отмечая, что технологии, как «обоюдоострый меч», могут, с одной стороны, быть «разделяющими и разрушительными силами в области безопасности и стабильности», а с другой – «служить для примирения людей и стран», он перешел к самым оптимистическим прогнозам по поводу человеческого долголетия. Идут новые разработки по замене хрупкого и недолговечного человеческого мозга, основанного на углероде, протезами, изготовляемыми на основе кремния. Он почему-то не упомянул о другом не менее хрупком органе – сердце, которое тоже надо бы изготовить из камня, и тогда человек(?) мог бы жить 500 с лишним лет. Но это еще «цветочки» по сравнению с теми идеями, которые развивает профессор американских университетов А.Болонкин. В статье «Прорыв в бессмертие» он предлагает собирать человека… из чипов. Такой человек (автор называет его Е-существом) «будет иметь огромные преимущества по сравнению с биологическими людьми». Нет смысла перечислять преимущества такого «электронного существа», скажу только о главном: общество из таких «Е-существ» будет легко управляемо из одной точки планеты… Тот факт, что это будет концом человечества как вида, разумеется, вопрос второстепенный для столь бурно развивающейся науки о «неживой природе».
– Стало быть, грядет время, когда мы встанем перед жестким выбором: или дух во плоти, или биоробот?
– Да. И знаете, для меня всегда было очень трудно, если не невозможно, объяснить физику-специалисту, что «неживой природы» не существует в природе, что это абстракция, с самого начала заложенная в основу его науки постулатом об инерции. Смысл его в том, что объект исследования не имеет никакой внутренней активности и движется силами, приложенными извне. В результате мы получаем «неживую природу», планетарный кризис, проблему выживания человечества, а в обществе – зомби, которым можно управлять. А постулат, доведенный до абсурда, уже грозит нам необратимым падением, концом человека как вида и заменой его электронным монстром – биороботом. Можно прийти в отчаяние? Не торопитесь. Ибо самое неожиданное и потрясающее заключается в том, что прорыв в будущую духовность делают не они, и даже не церковь, но… сама наука, которая поднимает проблему перехода от неживого к живому – проблему Великого Перехода из эры Разума в неслыханно новую эру Сознания. Ведь проблема жизни – это шаг в будущую духовность.
Кари Амирханян
Оставьте свои комментарии