Армянские монастыри в Иране под защитой ЮНЕСКО
В Квебеке (Канада) состоялась очередная сессия Комитета по всемирному наследию, пополнившая список наследия ЮНЕСКО девятнадцатью памятниками культуры и восемью памятниками природы.
Обычно сессии Комитета по всемирному наследию проходят если и не совсем уж скучно, то по крайней мере спокойно. И уж точно не вызывают какой-то невиданной реакции в странах, на территории которых расположены памятники. 32-я сессия была исключением. Народы сразу двух стран — Таиланда и Камбоджи — приняли происходившее в Квебеке весьма близко к сердцу. Причина — храмовый комплекс Преа Вихеар, расположенный на границе между двумя странами и поэтому ставший причиной приграничного конфликта.
В Квебеке (Канада) состоялась очередная сессия Комитета по всемирному наследию, пополнившая список наследия ЮНЕСКО девятнадцатью памятниками культуры и восемью памятниками природы.
Обычно сессии Комитета по всемирному наследию проходят если и не совсем уж скучно, то по крайней мере спокойно. И уж точно не вызывают какой-то невиданной реакции в странах, на территории которых расположены памятники. 32-я сессия была исключением. Народы сразу двух стран — Таиланда и Камбоджи — приняли происходившее в Квебеке весьма близко к сердцу. Причина — храмовый комплекс Преа Вихеар, расположенный на границе между двумя странами и поэтому ставший причиной приграничного конфликта. В этом году храм, изображенный, кстати, на банкноте в 2000 риелей, был предложен Камбоджей для включения в список всемирного наследия. Власти Таиланда, поначалу заявившие решительный протест в связи с самоуправством Камбоджи, впоследствии сменили гнев на милость и присоединились к предложению. Заявка Камбоджи была удовлетворена, на улицах Пномпеня начались народные празднества, а вот по Таиланду прокатилась волна протестов. Недовольные граждане выступили против действий правительства, которое, по мнению многих, «сдало» храм. Вопрос о действиях кабинета министров был поднят в парламенте, однако правительству удалось доказать, что действовало оно из лучших побуждений и от спорной территории не отказывалось.
По словам экспертов, храм — один из лучших образцов индуистской архитектуры. Он был построен в XI веке на вершине пятисотметровой скалы. Как утверждают эксперты ЮНЕСКО, храм хорошо сохранился, несмотря на то, что с 1975 по 1998 год находился под непосредственным контролем «красных кхмеров», которые прославились своей страстью к уничтожению культовых сооружений.
Для России сессия в Квебеке стала, пожалуй, первым поражением в цепи недавних побед в мировом спорте и культуре. Комитет без объяснений (он, собственно, и не обязан объяснять отказы) отказал России в придании статуса объекта всемирного наследия плато Путорана в Красноярском крае. Плато, на котором расположен государственный природный заповедник, считается в России уникальным памятником природы со своеобразным растительным миром и редкими видами животных, некоторые из которых занесены в Красную книгу России.
Новым объектом, включенным в список, стала система фортификационных сооружений Вобана во Франции — 13 групп укрепленных зданий, расположенных на протяжении восточной, северной и западной границ Франции. По мнению членов комитета, они представляют собой самые блестящие примеры работы Себастьена ле Претра де Вобана, маршала Франции и самого выдающегося военного инженера своего времени, служившего при дворе короля Людовика IV. Фортификационная система Вобана представляет собой построенные от начала и до конца крепости на равнинах, бастионы и укрепления в городских районах, башни и замок. Есть еще укрепления, выстроенные в горах, и морские форты.
Еще одной серией построек, объявленных объектами всемирного наследия, стали армянские монастыри в Иране. Это три ансамбля, расположенные на северо-востоке Ирана: монастырь Святого Фаддея, монастырь Святого Степаноса и часовня Дзордзор. Старейший из них—монастырь Святого Фаддея — был построен в VII веке.
Согласно преданию, монастырь основал проповедник Фаддей в 66-м году нашей эры на месте прежнего языческого храма. Комитет счел заявку Ирана достойной, поскольку монастыри «представляют исключительную всемирную ценность как памятники армянских декоративной и архитектурной традиций». Кроме того, они являются последними удовлетворительно сохранившимися объектами этой культуры, расположенными в регионе. Они остаются местами паломничества верующих, а потому являются «живыми свидетелями армянских религиозных традиций на протяжении многих столетий». Никаких политических заявлений в связи с неожиданным предложением исламских властей Ирана внести памятники христианства в список всемирного наследия не поступало, однако, по словам одного из экспертов, это решение «не останется не замеченным армянской диаспорой и, разумеется, пойдет на пользу иранским властям».
Что еще признано всемирным наследием
В список ЮНЕСКО также вошли следующие объекты:
– глиняные дома в провинции Фуцзянь и национальный парк «Гора Саньциншань» (Китай);
– святые места бахаистской религии в Хайфе и Восточной Галилее (Израиль);
– биосферный заповедник бабочки монарх (Мексика);
– горная тектоническая группа Сардона (Швейцария);
– город-крепость Сан-Мигель и церковь Иисуса Назарянина в Атотонилько (Мексика);
– ретийская железная дорога и культурный ландшафт Альбулы и Бернины (Швейцария/Италия);
– города Мантуя и Сабьонетта (Италия);
– деревянные церкви в Словацких Карпатах;
– укрепленные лесные поселения кайя народности миджикенда (Кения);
– города Мелака и Джорджтаун в Малаккском проливе (Малайзия);
– владения вождя Роя Тата (Вануату);
– исторические центры городов Берат и Гирокастра (Албания);
– древние сельскохозяйственные объекты Кука (Папуа-Новая Гвинея);
– вулканический остров Суртсей (Исландия);
– лагуны Новой Каледонии (Новая Каледония);
– культурный ландшафт Ле-Морн (Маврикий);
– скалы с окаменелостями в Джоггинсе (Канада).
Кого исключили из всемирного наследия
Незадолго до начала работы Комитета по всемирному наследию в Квебеке российский министр культуры Андрей Авдеев выражал беспокойство в связи с тем, что строительство на берегах Москвы-реки серьезно угрожает исключением комплекса Московского Кремля и Красной площади из списка всемирного наследия ЮНЕСКО. Этого не произошло. Возможно, потому, что в отличие от многих других объектов всемирного наследия Московский Кремль и Красная площадь упомянуты в списке сами по себе, и исключение им не грозит до тех пор, пока в самом Кремле или на Красной площади не будет что-нибудь построено или что-нибудь снесено, как это происходит сейчас с Дрезденом.
Григор Григорян
Оставьте свои комментарии