К 90-летию геноцида армян в Баку
Сентябрь олицетворяет еще одно трагическое событие, о котором не принято было вспоминать в советские годы «расцвета интернационализма и дружбы народов».
Ровно 90 лет тому назад, в сентябре 1918 г., армянское население Баку подверглось очередному геноциду, когда командующий турецкими войсками генерал Нури паша отдал армян захваченного города на растерзание азеровским и турецким убийцам. В течение трех дней – с 15 сентября – в городе было вырезано или бесследно исчезло, по самым скромным подсчетам, свыше 15 тыс. армян. В это число не входит много армянских мужчин, которых оккупационные власти регулярно отлавливали на улицах города, затем они бесследно исчезали.
В субботу, 14 сентября 1918 г., город трусливо покинули британские войска под командованием генерала Денстервиля, которые были в августе приглашены в Баку «Центрокаспием», взявшим власть в свои руки после падения Бакинской коммуны. Генерал Денстервиль при поддержке вооруженных формирований Национального армянского совета Баку мог бы обеспечить при желании успешную оборону города до подхода подкрепления из Энзели. Но Британия подло бросила мирное армянское население Баку на растерзание, хотя и осознавала прекрасно, что ждет армян, когда в город вступят турки.
Сентябрь олицетворяет еще одно трагическое событие, о котором не принято было вспоминать в советские годы «расцвета интернационализма и дружбы народов».
Ровно 90 лет тому назад, в сентябре 1918 г., армянское население Баку подверглось очередному геноциду, когда командующий турецкими войсками генерал Нури паша отдал армян захваченного города на растерзание азеровским и турецким убийцам. В течение трех дней – с 15 сентября – в городе было вырезано или бесследно исчезло, по самым скромным подсчетам, свыше 15 тыс. армян. В это число не входит много армянских мужчин, которых оккупационные власти регулярно отлавливали на улицах города, затем они бесследно исчезали.
В субботу, 14 сентября 1918 г., город трусливо покинули британские войска под командованием генерала Денстервиля, которые были в августе приглашены в Баку «Центрокаспием», взявшим власть в свои руки после падения Бакинской коммуны. Генерал Денстервиль при поддержке вооруженных формирований Национального армянского совета Баку мог бы обеспечить при желании успешную оборону города до подхода подкрепления из Энзели. Но Британия подло бросила мирное армянское население Баку на растерзание, хотя и осознавала прекрасно, что ждет армян, когда в город вступят турки.
В центральной части Баку, где жили в основном русские, армяне и евреи, обильно полилась армянская кровь. Число убитых армян на Сураханской улице могла бы пополнить и 7-летняя Маня, которая жила в типичном бакинском дворике недалеко от армянской церкви. В поисках очередных жертв убийцы-мародеры прочесали заброшенные жилища и обнаружили лишь Анну Бердникову с тремя детьми: младшую Маню отличали от белокурых Николая и Валентина крупные, необычайно лучистые карие глаза.
Учуяв, как ищейка, присутствие «эрмяни», один из палачей вырвал девочку из рук обезумевшей матери, несмотря на ее мольбы не трогать дочь. Этот изверг заподозрил Анну в укрывательстве соседского армянского ребенка и готовился уже пристрелить Маню. Но когда девочка, увидев наведенную на нее винтовку, в ужасе бросилась к Анне с криком «мама!», палач заколебался. Маня осталась жива, но сошла с ума. В те дни в армянских кварталах Баку бесчинствовали в основном азеровские бандиты, хотя и турки не чурались грабежей и резни. В последующие недели до начала ноября турецкое военное командование регулярно устраивало на улицах города облавы, охотясь на молодых армян и представителей армянской интеллектуальной и политической элиты. Их увозили за город, и они исчезали.
В одну из таких облав попал и 28-летний Ованес. Когда группа обреченных на верную гибель подходила к знакомому ему дому, он предложил турецкому офицеру за свободу николаевский золотой червонец. Тот взял монету и демонстративно отвернулся в другую сторону, дав Ованесу возможность юркнуть в подъезд дома. Спустя много, много лет он, мой отец, поведал об этом случае.
Санкционированную турецким военным командованием массовую резню армян в Баку, осуществленную главным образом азербайджанцами при поддержке турецких аскеров, глава мусаватистского правительства Хойский, который водворился в городе с помощью турецких штыков, назвал «некоторыми событиями, вызывающими лишь огорчение и сожаление».
Современный азербайджанский историк Солмаз Рустамова-Тогиди, касаясь сентябрьской резни армян в Баку в 1918 г., пишет: «Понятно, что взятие Баку не обошлось без жертв, в том числе и среди армянского населения… В первые дни взятия города местное мусульманское население… вместе с находившимся в городе небольшим числом турецких солдат напали на армянские районы города для утоления своей жажды мести и гнева».
Тогда позволительно спросить: а варварская резня беззащитных детей, женщин и стариков в феврале 1988 г. в Сумгаите, январе 1990 г. в Баку и ранее в других городах Азербайджана также была совершена ради «утоления жажды мести и гнева»? Или все же это был рецидив национального характера?
Но вернемся к сентябрьским событиям. Рустамова, конечно, лицемерит, когда пишет, что «не обошлось без жертв, в том числе и среди армянского населения». Город не оказывал никакого сопротивления турецким захватчикам, поэтому не могло быть никаких иных жертв, кроме резни армян. Но ее возмущает при этом то, что армянские источники «преувеличивают» число бакинских жертв. Поистине чудовищно! Как будто мартиролог, призванный заменить душевную боль голой статистикой, может в таких случаях служить утешением для матерей – независимо от национальности, – потерявших своих близких в бессмысленном, противоестественном сведении счетов! Затевать спор вокруг цифр убитых – безнравственно, ибо эти обобщающие статистические данные не говорят конкретно о младенцах, вырванных из рук обезумевших матерей и зверски убитых, об умерщвлении женщин и беспомощных стариков, а также юношей и девушек. Мирные люди, ставшие жертвами мести, ни в чем не были повинны, они не брали в руки оружие.
Геноциду армян в сентябре Солмаз Рустамова-Тогиди косвенно противопоставляет мартовско-апрельские события 1918 г., которые по существу легли в основу пресловутого президентского указа 1998 г., объявившего 31 марта «Днем геноцида азербайджанцев».
Монография Рустамовой-Тогиди о событиях в марте-апреле в Баку и в ряде уездов и губерний Азербайджана, призванная популяризировать тезис «геноцида азербайджанцев», – это политический заказ для обоснования легенды о совершенном «руками армян» «геноциде азербайджанцев».
Организованный турецкой агентурой вооруженный мятеж 30 марта 1918 г. в Баку и в ряде районов Азербайджана ставил целью свергнуть власть большевиков и провозгласить мусаватистский режим. После трехдневных ожесточенных боев в Баку большевикам удалось подавить этот мятеж. Партия «Дашнакцутюн» поддержала их действия, ибо ясно осознавала, что победа контрреволюции непременно обернется очередной массовой резней армян не только в Баку.
После подавления мятежа в Бакинский Совет народных комиссаров во главе с С.Шаумяном вошли также азербайджанцы – М. Азизбеков, Н. Нариманов, М. Везиров, Б. Эфенди, М. Исрафилбеков, Ю. Юсиф-заде, Д. Буниат-заде, Г. Мусабеков и другие. Эти фамилии я привожу для того, чтобы опровергнуть ложь о том, будто мартовско-апрельские события в Баку и в уездах, как утверждают сейчас азеровские фокусники от истории, были вооруженным противостоянием между армянами и азербайджанцами. Это чистейшей воды ложь, придуманная для обоснования тезиса о «геноциде азербайджанцев». Это была борьба за утверждение власти большевиков – борьба без правил, принимавшая зачастую формы гражданской войны со всеми ее издержками.
Ожесточенную вооруженную войну не на жизнь, а на смерть двух, как она заявляет, «антагонистических политических сил» – большевиков и мусаватистов – историк сознательно переводит в плоскость исключительно армяно-азербайджанского противостояния. Цель – подлить масла в развернувшуюся в последние десятилетия разнузданную пропаганду ненависти к армянскому народу, да к тому же «исторически» обосновать выдумку о «геноциде азербайджанцев» руками армян. Хотя в тех кровавых событиях на стороне большевиков активное участие принимали также и азербайджанцы, и евреи, и молокане, и грузины. Но все они, кроме армян, остались в тени.
Мир Джафар Багиров, полновластный правитель Азербайджана с 1933 г. по 1953 г. и активный участник мартовско-апрельских событий на севере Азербайджана, назвал мартовские события «вооруженным контрреволюционным мятежом против советской власти в Баку», организованным «предателями азербайджанского народа – мусаватистами». Авторы коллективного письма в ЦК РКП (б) от 10 июля 1920 г., под которым стоит и подпись председателя Ревкома Азербайджана Нариманова, называют мартовские события «ханобекским восстанием», которое, по их оценке, было «исключительно правильно подавлено» (Архив ЦК КПСС, д. 44—33-а, лл.72-73).
Большевикам надо было непременно удержать власть в Баку. Поэтому и борьба принимала весьма жестокие формы. Но при чем тут армяне? Тем не менее, несмотря на все бесспорные исторические факты, президентский указ преподносит эти события ни больше ни меньше как реализацию армянами «своих планов под знаменем большевизма».
Межэтническая ненависть не может служить оправданием убийств невинных людей, какой бы национальности они ни были. Но нельзя не считаться с такими трагическими фактами в истории отношений, если исследователь хочет оставаться на научной, объективной почве, а не скатывается в преступное политиканство, особенно опасное в период очередного противостояния между двумя народами. Но историк Рустамова-Тогиди (да и не только она одна) встала именно на этот скользкий путь армянофобства.
Вот типичный пример беспардонной лжи азеровских «баронов мюнхгаузенов». В президентском указе, например, утверждается: «Воодушевленные иллюзиями о создании «великой Армении»», армянские захватчики, не скрывая своих намерений, в 1905-1907 годах провели ряд широкомасштабных кровавых акций против азербайджанцев».
Приведу лишь один из бесчисленного множества примеров такой «широкомасштабной акции против азербайджанцев». Мехак Оганезов, владелец мясной лавки в Гяндже, не внял слезным мольбам молодой жены Соны остаться дома в тот роковой день. Накануне она узнала от соседки, что азербайджанские бандиты решили громить армянские кварталы Гянджи. Мехак, волевой и смелый по характеру человек, высмеял страхи жены. Мясная лавка открылась, как всегда, рано утром. Но в полдень Сона узнала, что муж убит и она в свои 28 лет стала вдовой с тремя детьми на руках и в ожидании четвертого.
Не думаю, что те, кто готовил на подпись президентский указ, не знали истинную подоплеку событий 1905-1907 гг. Им ведь достаточно было ознакомиться с текстом декрета АзЦИКа от 7 июля 1923 г., в котором черным по белому написано: «Армяно-мусульманская резня 1905—1906 гг. в Закавказье может служить лучшим доказательством пагубной политики великорусского самодержавия... рукой царских генералов воронцовых--дашковых были посеяны семена вражды» между армянами и татарами (Собрание узаконений Рабочее-Крестьянского Правительства АССР за 1923 г., Баку, сс. 384—385). Или даже, на худой конец, заглянуть в школьный учебник по истории, изданный в 30-40-х годах. То, что татаро-армянская резня 1905-1907 гг. была результатом откровенно антиармянской политики царского правительства и главноуправляющего Кавказа в 1896-1904 гг. князя Голицына – это хрестоматийная истина.
В пространном президентском указе есть все: и передел «исторических» азербайджанских земель, и «оккупация» оставшихся от передела земель, и «геноцид азербайджанцев», и «массовая депортация» в 1948-1953 гг., и «присвоение» армянами «самых выдающихся шедевров» культуры азербайджанского народа, его наследия, памятников культуры и т.д. и т.п. Когда о «советской оккупации» разглагольствует едва оперившийся Саакашвили, то подобные словесные кульбиты президента Грузии можно еще объяснить его любовью к эпатажу. Однако об «оккупации» Азербайджана читать в официальном документе за подписью аксакала Гейдара Алиева, бывшего председателя КГБ Азербайджана, первого секретаря ЦК КП республики и, наконец, члена высшего партийно-государственного руководства Советского Союза? Интересно, к какой же группе – «оккупантов» или «жертв оккупации» он относил себя?
В своем обращении 30 марта 2000 г. к азербайджанскому народу Гейдар Алиев призвал «правильно воспитывать нынешнее и будущее поколения в духе бдительности по отношению к вражеским силам и планам, действующим против нашего народа» и на основе «правдивой», а не «искаженной»… армянами истории азербайджанского народа.
Вот уже несколько десятилетий происходит «исправление» «искаженной» армянами истории азербайджанского народа. Но ничего, кроме откровенной лжи, подтасовки фактов и фальсификации, там придумать не могут.
Вот один из многочисленных примеров жульничества во имя «восстановления правды»: как повествуют авторы книги «Тайны Гандзака (Кировабада) и северного Арцаха» Б. и С. Карапетяны, германский путешественник Иоганн Шильтбергер в 1427 г. написал книгу о своем 30-летнем участии в военных походах турок-османов (он попал в плен к ним в 1394 г. во время похода крестоносцев). Шильтбергер вспоминает, что сын Тамерлана Шах-Рух «имел обыкновение зимовать на большой равнине, именуемой Карабаг и отличающейся хорошими пастбищами… Хотя эта равнина лежит в Армении, тем не менее она принадлежит язычникам, которым армянские села принуждены платить дань» («Путешествие Ивана Шильтбергера по Европе, Азии и Африке с 1394 г. по 1427 г.», Одесса, 1856 г., стр. 110).
Азербайджанцы, издавшие в 1984 г. эти воспоминания, в тексте книги вместо упоминаемой там «Армении» написали «Азербайджане». Вот вам один из образчиков «исправления» истории азербайджанского народа. В республике происходит зомбирование населения страны, особенно молодежи, в духе ненависти к армянскому народу.
То, что творят сейчас «горячие головы» в Баку, используя нерешенность нагорно-карабахского конфликта, еще более усугубляет проблему взаимоотношений между двумя народами, создает гораздо больше препятствий на пути абсолютно неизбежного в исторической перспективе примирения и сотрудничества, которые возможны только в обстановке прозрения. Но их, однако, нельзя достичь в условиях, когда в азербайджанском обществе осуществляется целенаправленная деградация менталитета и морали.
Артем Меликян, политолог
Оставьте свои комментарии