N 8 (131) Август 2008 года.

Абрикосовые дни «золотого фрукта»

Просмотров: 4698

В ЕРЕВАНЕ ЗАВЕРШИЛ СВОЮ РАБОТУ ПЯТЫЙ АРМЯНСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ «ЗОЛОТОЙ АБРИКОС»

Главный приз – «Золотой абрикос» в конкурсе игровых фильмов достался Анне Меликян за фильм «Русалка».

«Серебряный абрикос» получили таиландец Асарат за фильм «Прекрасный город» и израильтянин Эрам Рикли за фильм «Лимонное дерево». В документальном конкурсе «золотой фрукт» вручили голландке Ашер за фильм «Женщины многое видят», а «серебряный» – индуске Ништа Джаин. В «Армянской панораме» победил Эрик Назарян из США, а серебра добилась российская соотечественница Диана Мкртчян. Премией FIPRESSCI награжден турецкий режиссер Хусейн Карабей. Награду Экуменического жюри завоевал Эрик Назарян.

«Параджановский талер» за смелость в искусстве был вручен француженке Катрин Брейя, а также двум мастерам кино – Виму Вендерсу и Дариушу Мехрджуи.

Середина июля – пик абрикосовой поры в Армении. Плод этот становится особо сладким на вкус и розовато-золотистым на цвет. Похоже, не случайно именно в это время и открывается, вот уже в пятый раз, армянский Международный кинофестиваль «Золотой абрикос». 

В ЕРЕВАНЕ ЗАВЕРШИЛ СВОЮ РАБОТУ ПЯТЫЙ АРМЯНСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ «ЗОЛОТОЙ АБРИКОС»

Главный приз – «Золотой абрикос» в конкурсе игровых фильмов достался Анне Меликян за фильм «Русалка».

«Серебряный абрикос» получили таиландец Асарат за фильм «Прекрасный город» и израильтянин Эрам Рикли за фильм «Лимонное дерево». В документальном конкурсе «золотой фрукт» вручили голландке Ашер за фильм «Женщины многое видят», а «серебряный» – индуске Ништа Джаин. В «Армянской панораме» победил Эрик Назарян из США, а серебра добилась российская соотечественница Диана Мкртчян. Премией FIPRESSCI награжден турецкий режиссер Хусейн Карабей. Награду Экуменического жюри завоевал Эрик Назарян.

«Параджановский талер» за смелость в искусстве был вручен француженке Катрин Брейя, а также двум мастерам кино – Виму Вендерсу и Дариушу Мехрджуи.

Середина июля – пик абрикосовой поры в Армении. Плод этот становится особо сладким на вкус и розовато-золотистым на цвет. Похоже, не случайно именно в это время и открывается, вот уже в пятый раз, армянский Международный кинофестиваль «Золотой абрикос». На этот раз он оказался более чем урожайным – более 160 фильмов из разных стран мира. Начался он показом нового фильма Романа Балаяна «Райские птицы», а завершился фильмом Атома Эгояна «Поклонение», получившим приз Экуменического жюри на Каннском кинофестивале. На соответствующем европейском сайте армянский «Золотой абрикос» аттестован как серьезное и важное явление в мировом пространстве. И на этот раз в «звездный состав» жюри фестиваля вошли весьма знаковые фигуры: Дариуш Мехрджуи – ас иранского кино – возглавил жюри игровых фильмов. С ним работали не менее известные коллеги – лауреаты многочисленных киносмотров: Ульрих Зайдель (Австрия), Горан Паскалевич (Сербия), директор Стамбульского кинофестиваля Азизе Тан.

В номинации «Документальный фильм» председателем жюри был режиссер, оператор и писатель из Австрии Михаел Главогер, один из прошлых победителей «Золотого абрикоса». С ним работали украинский документалист Сергей Буковский, российский – Виталий Манский и Карла Карапетян из Великобритании, победительница «Золотого абрикоса-2007» в номинации «Документальное кино» (фильм «Кричащие»).

В первый же день фестиваля президент «Золотого абрикоса» Арутюн Хачатрян сообщил, что впервые в Армении Манташевской награды удостоился глава VIVAcell Ральф Йирикян – генеральный спонсор всех уже состоявшихся и, будем надеяться, будущих «Абрикосов». Благодаря стараниям этой компании стоимость билета на каждый фестивальный фильм была всего $1. Хотя сами фильмы были дорогостоящие. К примеру, за одну демонстрацию голливудского фильма «Человеческая комедия» (представленного в рамках юбилейной программы «Сароян-100»), снятого по сценарию Вильяма Сарояна, организаторам пришлось выложить 1000 евро. Благодаря стараниям профессора Южно-Калифорнийского университета Тиграна Гуюмчяна удалось заполучить целых три фильма, посвященных столетию Сарояна. Кстати, со своим фильмом «Магаданоси айги» на фестиваль приехал и племянник Вильяма Сарояна, кинорежиссер Хенк Сароян.

«Параджановского талера» удостоился Дариуш Мехрджуи, а также вдова Микеланджело Антониони – Энрика, впервые после смерти мужа покинувшая родную обитель. «Талер» ей вручил классик немецкого кино - Вим Вендерс.

В качестве почетного гостя на фестиваль прибыл и Атом Эгоян, который осенью нынешнего года собирается дать мастер-класс молодым армянским режиссерам, сняв вместе с ними фильм. Вообще же, мастер-классы, теперь уже при каждом кинофестивале, стали очевидной реальностью для армянских режиссеров.

К сожалению, на фестиваль не приехал Маэстро Пелешян. Тем не менее, наряду со 100-летним юбилеем Вильяма Сарояна было отмечено и 80-летие Артавазда Пелешяна. В кинотеатре «Москва» прошел ретроспективный показ его фильмов. Пришло много поклонников творчества Пелешяна, с желанием увидеть настоящее кино, прикоснуться к истинному киноискусству.

За время фестиваля состоялось также несколько заметных деловых акций. В первую очередь это второй региональный форум «Режиссеры без границ», который играет особую роль в работе фестиваля и в движении идей и проектов режиссеров региона. Тут уж важна, по словам Арутюна Хачатряна, «реализация проектов». Форум помогает найти спонсоров и начать кредитование режиссерских проектов. Прошедший форум «Всеармянский проект» концептуально подготовил два кинопроекта: игровой – на тему «Дом» и документальный – «Земля». Уже известно, что «Домом» будет руководить Атом Эгоян.

Когда же на последней пресс-конференции Арутюна Хачатряна спросили, были ли, на его взгляд, недочеты во время нынешнего кинофестиваля, тот ответил, что-де многое бы изменил на предмет качества пленки, DVD, синхрона и т.д. Также директор фестиваля обязался на следующий год больше внимания уделять четвертой власти, которая на этот раз незаслуженно была ущемлена в своих правах. Посетовал Арутюн Хачатрян и на невыносимую жару, «от которой некуда спрятаться». Но когда он высказал свое пожелание перенести «Абрикос» на осень, собравшаяся на конференции публика не на шутку возмутилась: «А как же абрикосы?..» То-то и оно. Арутюн Хачатрян вынужден был уступить: «абрикосовые дни» будут справляться, как и прежде, в надлежащее для «золотого фрукта» время.

УЧАСТНИКИ И ФИЛЬМЫ "ЗОЛОТОГО АБРИКОСА"

Вим Вендерс

Известный немецкий кинорежиссер, президент Европейской киноакадемии Вим Вендерс любит говорить с обычной для него шутливой серьезностью. Он ненавидит кинотусовки, но его больше всего притягивает европейское кино, ибо оно «построено на индивидуальности». Он снимает фильмы в разных странах. К тому же он любит путешествовать.«Каждый фильм для меня – это путешествие»,- признается Вим Вендерс. Посему он привез с собой в Армению специальные сапоги для путешествия пешком: «Буду двигаться в сторону горы Арарат. Такого чуда, как эта гора на закате, я, пожалуй, никогда еще не видел». А еще он признался, что съел более сотни абрикосов и спрятал косточки, чтобы высадить у себя на родине.

В рамках внеконкурсных «Ереванских премьер» «Золотого абрикоса» была возможность посмотреть последний фильм Вендерса «Съемки в Палермо». Каждый кадр здесь выстраивается как живописное полотно. «Человек что-то испытал, теперь он ищет историю того, что испытал… Нельзя долго жить, что-то испытав, если испытание остается без всякой истории», – говорит немецкий классик. Он вызывает доверие своим скепсисом, компетентностью и мощной энергетикой. Деньги для него не в счет. Он может сделать серьезный фильм и на $500. «Когда художник думает о деньгах, он теряет чувство прекрасного», – убежден Вендерс.

Роман Балаян

Это человек, с которым можно интересно и содержательно поговорить без привязки к торжественным событиям. По мнению режиссера, «Золотой абрикос» сегодня едва не единственная культурная акция, которая достойно представляет страну миру, а мир – стране. «Мне надо, чтобы мой фильм посмотрел обычный зритель», – признается Балаян. Он категорически отвергает мнение, высказанное на последнем Московском фестивале, о том, что в « Райских птицах» чувствуется сильная ностальгия по советскому времени. «Наоборот, в нем больше антисоветскости», – возражает режиссер. «Сегодня 70% населения бывшего СССР, находясь в неблагоприятных материальных условиях, мечтает о возвращении былого прошлого. А остальные 30%, его творческая часть, которая в то время страдала, не хотела бы этого. Я хотел напомнить своей лентой тем 70% о социалистическом прошлом России и сказать, что туда возвращаться нельзя».

«Все великие писатели умели летать», – говорит герой балаяновского фильма – старый писатель, решивший научить молодого летать. Балаян и в этом фильме остался верен своей эстетике, ведущей зрителя к психологической и эмоциональной разрядке. «Полетам во сне» нынче суждено было обратиться в «полеты наяву». Вот только насколько «наяву» оказалось более впечатляющим, чем «во сне», скажет массовый зритель, на которого и делал ставку Балаян.

Йос Стеллинг

Голландский режиссер Йос Стеллинг привез на фестиваль свой фильм «Душка», в котором в главной роли снялся российский актер Сергей Маковецкий. Как и «Стрелочник», фильм этот не мудрствует лукаво, прост до лапидарности. Режиссер схватывает мир там, где он творится. «Армению я принял сразу, – говорит Стеллинг, – все приглядывался и присматривался к армянам, прислушивался к вашей речи, языку, прочел кое-что из истории… И вы знаете, я понял, что армяне не настолько просты, как кажутся. И еще: вы не боитесь греха, потому что духовно преодолели грех, пережили его в своем многовековом историческом опыте». Особо волнует и вдохновляет голландского режиссера музыка. «Вот было здорово услышать старинную армянскую музыку – шараканы. Она насквозь духовная».

Энрика Антониони

Вдова Микеланджело Антониони – синьора Энрика Антониони приехала в Армению по совету Тонино Гуэрры. Как известно, она работала с супругом во время съемок фильмов в качестве ассистента, затем второго режиссера. А после смерти Антониони сделала два фильма о нем. Эти фильмы, как и фильмы самого Маэстро, были продемонстрированы на фестивале.

Приятным сюрпризом оказалась и открытая в Национальной картинной галерее Армении небольшая выставка рисунков Антониони и его фотографий, сделанных Пьером Марсели – единственным фотографом, которому позировал Антониони.

«Я впервые за этот год выехала из Италии и очень рада, что оказалась здесь», – призналась Энрика. А потом стало известно, что она задумала отметить годовщину смерти мужа в Армении, в ночь на полнолуние, вместе с друзьями в каком-нибудь отрешенном уголке природы или храме. Говорят, ее видели в Гегардском монастыре облаченной в темные одеяния… Сама Энрика по этому поводу ничего говорить не стала, она лишь таинственно улыбалась. А потом так же незаметно исчезла из гостиницы и уехала, должно быть, обратно в Италию, в свое поместье.

Катрин Брейя

Француженку Катрин Брейя - режиссера нашумевших фильмов, актрису, художника-постановщика - в прессе называют «скандальным режиссером». В рамках ереванского фестиваля были показаны ее фильмы «Старая любовница», «Роман» и «О моей сестре». Эти фильмы едва не получили гриф «порнография». «Есть режиссеры, которые, грубо говоря, сублимируют в творчестве свои сексуальные фантазии, – говорит Катрин, – я же, выставляя все напоказ, исповедую свободу в проявлении чувств между мужчиной и женщиной».

Армянский зритель ей понравился своей «способностью аналитически мыслить» и «эмоционально выказывать свои чувства». «Люди более чувствительны к боли, чем к наслаждению», – считает она. А на вопрос, насколько «психологичны ее фильмы», Брейя ответила, что в них «куда больше философии и одиночества». «Да, я изгнанница, и я счастлива. Я сама себе созвездие», – в этом признании Катрин Брейя слышится и отчаяние, и вызов одновременно.

Дариуш Мехрджуи

«Армяне – это народ с врожденным древним вкусом», – считает иранский режиссер Дариуш Мехрджуи. Он честно признался, что из армянских режиссеров знает только Сергея Параджанова и Атома Эгояна, причем последнего воспринимает исключительно как армянского режиссера по «энергетике ощущений».

Говорил Дариуш и о кризисе кино, который, по его разумению, «совсем не кризис его финансов. Это кризис усилий превратить в коммерцию свой личный комплекс. Кризис людей, попытавшихся сделать из духовной сферы сугубо телесную». Политика же для Дариуша – скучная обязанность. Он – за искусство свободное, искреннее. Ведь «мир – это огромная тайна, которая будет учить нас, если мы станем ее слушать». Демонстрируемые на фестивале фильмы – «Груша» и «Корова» – вящее доказательство этой эстетики иранского режиссера.

Анна Меликян

Московский сценарист и режиссер Анна Меликян закончила ВГИК, мастерские Сергея Соловьева и Валерия Рубинчика. 12 лет Анна уже не живет в Ереване, но на каждый «Абрикос» приезжает с показом своих фильмов.

Она признается, что «конечно же приятно золотые «сковородки» получать». Вот и на этот раз к коллекции ее «сковородок» прибавилась еще одна – Главная премия «Золотого абрикоса». Кстати, в день, когда в Ереване показывали ее фильм «Русалка», пришло сообщение из Карловых Вар, где проходил 43-й Международный кинофестиваль: «Русалка» получила приз чешского телевидения «Независимая видеокамера». Тут надо бы отметить, что «Русалка» уже была отмечена призами в Берлине, Софии, а в Штатах получила главный приз фестиваля «Санданс».

«Русалка» – фильм решительно индивидуальный. Он рассказывает о провинциальной девушке, отправившейся в поисках счастья в Белокаменную… Фильм этот лишен внешнего трагизма, но сколько в нем драмы, глубины переживаний… «Русалка», как и преды-дущий фильм – «Марс», снята при содействии кинообъединения «Централ партнершип» и МК Российской Федерации.

Кари Амирханян,

специально для «Ноева Ковчега»

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 14 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Очень рад, что у нас есть тайо замечательный фестиваль!
  2. Талантливые режиссеры у нас - Меликян, Балаян, Мкртчян, Назарян, само собой - Атом Эгоян... Но все они, друзья мои, из СПЮРКА. В советские годы, помню, как на Арменфильм зажимали "чужаков". Местная серость не терпела конкурентов. Даже Параджанову не удалось там поработать. Кстати, именно Параджанов призывал пригласить на Арменфильм Романа Балаяна и предложить ему снимать все что угодно. Увы, местная серость была против. Конкуренты им не нужны. Как и доморощенным рабисам из парламента не нужны конкуренты из диаспоры. Особенно этим республиканцам хреновым. Устроили КПСС-2. Уроды!
  3. Кто такой Арутюн Хачатрян?Чем прославился в кинематографе?Почему именно ему доверили возглавлять такой престижный фестиваль?
  4. Во дуболомы пошли! Обматерить друг друга на форуме - хлебом не корми. А про такой замечательный фестиваль - ни слова не говорят. Идиотиззм! "Золотой абрикос" становится таким же нашим брендом, как коньяк, гора Арарат, дудук... А с Максом я согласен. Местная серость никого со стороны к кормушке не подпустит. Из ереванских кинематографистов я бы отметил только сценариста Агаси Айвазяна и режиссера Фрунзе Довлатяна. И все.
  5. Согласен с Андреем.Злоба ни к чему хорошему не приведет.Смотрите на жизнь добрыми глазами и вам повезет.
  6. По поводу статьи,все отлично,но есть одно но....Дорогая Кари Амирханян,посмотрите пожалуйста дату рождения Артавазда Пелешяна,его 70 лет,а не 80.
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты