№ 8 (143) Август 2009 года.

Горе не выбирает национальности

Просмотров: 4073

15 июля стало черным днем для сотен встречающих в ереванском аэропорту «Звартноц» регулярный рейс 7908 Тегеран – Ереван. Поначалу никто не хотел верить в случившееся, а потом горе и скорбь охватили всех, чьи близкие и родные находились в злополучном самолете. Вместе с тем, эта страшная трагедия повергла в шок всех, кто о ней узнал. В Армении был объявлен национальный траур по жертвам авиакатастрофы.

Они провели в воздухе всего 16 минут. Потом последовали запрос аварийной посадки, возгорание, и регулярный рейс 7908 иранской авиакомпании «Caspian Airlines» Тегеран–Ереван пропал с радаров. По одной из версий, в воздухе загорелся двигатель, и лайнер рухнул на землю. Через несколько часов в окрестностях города Казвин на территории Ирана были найдены обломки самолета. 168 человек погибли.

С первых же минут катастрофы появилось несколько предположений о причинах трагедии: возгорание в одном из двигателей, ошибка пилотов, пресловутый человеческий фактор. Не исключалась и версия теракта. Однако лишь расшифровка данных с бортовых самописцев может дать окончательный ответ на вопрос, почему разбился самолет. Все три найденных «черных ящика» сильно повреждены. Российские специалисты пытаются справиться с их расшифровкой. Кстати, за месяц до аварии самолет прошел техосмотр в аэропорту российских Минеральных Вод и был в хорошем состоянии. Однако, как говорят на самарском предприятии «Авиакор», где выпускают Ту-154, этот борт был достаточно старый. Самолет был выпущен 22 года назад. Сначала он попал в Афганистан, а последние годы принадлежал компании «Caspian Airlines».

На борту воздушного судна находились 153 пассажира и 15 членов экипажа. По данным МИД Армении, в самолете было около 40 армян, в том числе шесть граждан Армении. Этим же рейсом летели два гражданина Грузии - жена руководителя грузинской миссии в Иране и финансовый менеджер посольства Грузии в Армении, и два гражданина Австралии. Среди пассажиров рейса были четверо детей, а также первая юношеская сборная Ирана по дзюдо в полном составе. Президент Армении Серж Саргсян, прервав запланированную поездку, вернулся в Ереван. Соболезнования в связи с катастрофой высказали президент России Дмитрий Медведев, главы других государств. В Армении был объявлен день национального траура. В Первопрестольном Эчмиадзине Католикос всех армян Гарегин II провел заупокойную службу по пассажирам и членам экипажа рейса Тегеран– Ереван, а в иранской столице прошла литургия памяти жертв катастрофы.

Семьям погибших граждан Армении обещана компенсация в размере 4 тысяч долларов от государства и 32 тысячи евро по страховке.

Никто из экспертов не сомневается в том, что причиной катастрофы стало техническое состояние самолета. Авиакомпания, самолетный парк которой состоит всего из пяти самолетов, совершает более 40 рейсов в неделю. Разбившийся Ту-154М был включен в черный список авиаперевозчиков, которым запрещено находиться в воздушном пространстве Евросоюза. Учитывая тот факт, что и прежние владельцы состарившихся самолетов не слишком хорошо о них заботились, удивительно не то, что самолет упал, а то, что другие еще летают.

Иран возлагает ответственность за сложившуюся ситуацию на санкции США, запрещающие американским компаниям продавать иранцам новые самолеты. Иранские авиакомпании делают попытки обновить парк самолетов европейскими моделями, однако США оказывают давление на Европу, призывая ее не иметь дел с Ираном. В сентябре 2006 года самолет российского производства Ту-154 загорелся при посадке на северо-востоке страны, жертвами катастрофы стали 30 пассажиров и членов экипажа.

Последние 10 лет Иран вынужден был покупать и арендовать бывшие в употреблении самолеты, однако серия трагических катастроф и низкое техническое состояние самолетов, закупленных в Турции, делают такую практику невозможной.

Закупка новых самолетов в России решает многие проблемы гражданской авиации Ирана. Напомним, что в сентябре 2007 г. Тегеран принял решение, что Иран будет закупать самолеты российского производства для замены изношенного авиапарка, состоящего, в основном, из старых американских, европейских самолетов, а также российских самолетов советского образца.

«У нас нет другого варианта, как закупать самолеты российского производства, поскольку нации необходимо удовлетворять транспортные нужды. Иран не позволит, чтобы американские санкции погубили наш авиационный флот», – заявлял ранее глава организации гражданской авиации Ирана Саид Хесами.

О ПРИЧИНАХ АВИАКАТАСТРОФЫ ГОВОРИТЬ ПОКА РАНО

После крушения самолета Ту-154М иранской авиакомпании «Caspian Airlines» один из арабских телеканалов со ссылкой на экспертов сообщил, что используемые в странах Ближнего Востока самолеты марки Ту находятся «не в самом лучшем состоянии». Построенные еще во времена СССР, они якобы полностью исчерпали свой технический и летный ресурс. На вопросы «НК» отвечает президент Национальной авиационной ассоциации Армении заслуженный пилот СССР Дмитрий Атбашьян.

– Дмитрий Александрович, в последнее время проблему морального и физического износа летающих «секонд-хендов» принято связывать с возросшим количеством авиакатастроф…

– Это действительно больная тема. Но не потому, что самолеты старшего поколения плохие. Плохо то, что для их ремонта зачастую используются некондиционные или, как теперь принято говорить, контрафактные детали и узлы. Стало нормой, когда старые запчасти слегка полируются и фактически без устранения недостатков выдаются за новые. Что касается Ту-154, то с конца 60-х годов он претерпел около двух тысяч доработок, в том числе по конструкции планера, системам самолета и, что особенно важно, эргономике кабины. Можно сказать, что в последней модификации осталась лишь общая архитектура. Этот самолет производят и сегодня, но уже по конкретным заказам, что говорит о признании его летных характеристик. Это хороший и надежный самолет.

А вот относительно статистики аварийных рейсов на старых самолетах я не столь категоричен. Возраст самолета еще не повод для отказа от его эксплуатации. Неполадки могут случиться и с более современными моделями. Например, в 1998 году на «Армянских авиалиниях» (ААЛ) стал летать французский аэробус А-300, на котором практически с первых же дней начались осложнения из-за отказа основных систем и двигателей.

Тяжелых авиационных происшествий тогда удалось избежать лишь благодаря мастерству армянских летчиков. Тем не менее, следует признать, что из года в год индекс по безопасности полетов в СНГ снижается, и только в прошлом году он был в 9 раз ниже, чем в странах Африки.

– Можно ли считать возрастной ценз самолета причиной июльской авиакатастрофы?

– Летный парк совместной ирано-российской компании «Caspian Airlines» составляют в основном российские самолеты, которые с 1993 года осуществляют внутренние рейсы по Ирану, а также в Армению и Украину. Насколько мне известно, в долевом участии Иран обеспечивает летную и коммерческую эксплуатацию, а Россия - исправность самолетного парка. По утверждению иранской стороны, разбившийся самолет Ту-154М был выпущен в 1987 году, находился в исправном состоянии и имел допуск к полетам до 2010 года. К сожалению, за последние четыре года это вторая авария «тушки» в иранской авиакомпании. Да, следует признать, что сегодня Иран действительно находится в сложном положении из-за экономических санкций США, запрещающих поставки оборудования. Однако технический осмотр и профилактика самолета в этом случае, по-моему, соблюдались. Со своей стороны замечу, что календарный срок эксплуатации этого типа самолетов 30 лет, из которых он налетал всего половину.

– Одной из основных причин внештатных ситуаций в небе часто называют человеческий фактор.

– Во всем мире человеческий фактор считается главной составляющей безопасности полетов. На мой взгляд, при воздушных ЧП в первую очередь недостатки следует искать в несовершенстве техники. Что касается иранского самолета, хочу заметить, что уже появились предварительные версии, однако уверенно говорить об истинной причине катастрофы можно будет только после расшифровки «черных ящиков», которые, как известно, сильно повреждены. Пока лишь точно известно, что в одном из двигателей возник пожар. Предположение о некачественном топливе для богатой нефтью страны я считаю несостоятельным, хотя оно, конечно, еще будет проверяться. Разрушение двигателя и возникновение пожара на борту авиалайнера можно теоретически обосновать сбоем в системе управления, отказом в топливной системе, усталостью материалов. Не исключается и вариант пролета через область песчаных бурь, которые характерны для этого региона. Абразивный материал, попавший в двигатели при наборе высоты, за несколько минут мог бы стать причиной пожара на высоте 8000 метров. С другой стороны, можно предположить, что самолет находился в технически исправном состоянии, но при наборе высоты попал в так называемый «термический пузырь», в котором температура значительно выше окружающего его пространства. В подобной ситуации от попадания в теплый воздух тяга двигателей резко падает, соответственно за несколько секунд происходит резкое торможение, падение скорости самолета и затем сваливание в штопор. При этом не исключается возгорание двигателей. В соответствии с международным воздушным законодательством в МАК уже сформирована группа квалифицированных специалистов для расследования этого авиапроисшествия. Ее деятельность будет осуществляться во взаимодействии с руководством Ирана на основании Конвенции о международной гражданской авиации и положения о «Расследовании авиационных происшествий и инцидентов». От Армении принимают участие специалисты Главного управления гражданской авиации РА

Сегодня, пользуясь случаем, я хочу от себя лично и от Национальной авиационной ассоциации Армении выразить соболезнование семьям и близким тех, кто летел 15 июля рейсом 7908 Тегеран–Ереван.

Сергей Натанов

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 18 человек