№ 8 (143) Август 2009 года.

Справедливость не обсуждают

Просмотров: 5503

10–11июля в Степанакерте прошла Всеармянская конференция по армяно-турецким отношениям и проблеме Нагорного Карабаха. Конференция была организована Центральным советом «Ай Дата» АРФ Дашнакцутюн под патронатом президента НКР Бако Саакяна и при поддержке фонда «Пюник».

Необходимость в организации конференции была вызвана обеспокоенностью армянского общества переговорами Армении и Турции и процессом урегулирования карабахской проблемы.

В конференции приняли участие 130 представителей армянской диаспоры из 25 стран, в том числе из России, представители политических партий и парламентских фракций Армении.

На открытии форума выступил президент Нагорного Карабаха Бако Саакян, который заявил, что любая попытка представить Нагорно-Карабахскую Республику в рамках территориальной целостности Азербайджана абсолютно неприемлема.

Он подчеркнул необходимость восстановления полноценного формата переговоров: «Арцах, основная сторона переговоров, сегодня не участвует в переговорном процессе, и мы должны восстановить этот важный принцип. Без согласия народа Нагорно-Карабахской Республики невозможно реализовать какое-либо решение».

Бако Саакян подчеркнул, что «сегодня, как никогда, мы обязаны иметь единый фронт для осуществления общенациональных целей, правильной оценки ситуации. Это касается как Армении, диаспоры, так и Арцаха. Нам нужна работа, которая консолидирует весь потенциал армянского народа, создав надежную опору для нашей борьбы».

Представитель Бюро АРФ Дашнакцутюн Грант Маркарян в свою очередь заявил, что конференция предоставляет уникальную возможность вместе с представителями различных частей нашего общества сформировать приоритетные интересы и единую позицию армянства. «Нет отдельной проблемы Нагорного Карабаха, нет отдельного вопроса армяно-турецких отношений, нет отдельной внутренней политики. Все взаимосвязано – прошлое, настоящее, будущее», – подчеркнул Маркарян.

По его словам, одна уступка может привести к цепи других. Именно поэтому Арцах не должен оставаться равнодушным к тому, что происходит в сфере армяно-турецких отношений, международного признания геноцида армян, реализации Джавахком своего права на автономию, борьбы за «Ай Дат».

Касаясь армяно-турецких отношений, Грант Маркарян отметил, что готовность армянской стороны к налаживанию отношений с Турцией без предварительных условий уже является большой уступкой.

Предводитель Арцахской епархии Армянской Апостольской Церкви архиепископ Паргев Мартиросян передал участникам форума благословение Католикоса всех армян Гарегина Второго.

На пленарном заседании конференции с докладами выступали министр иностранных дел НКР Георгий Петросян, заместитель министра иностранных дел Армении Шаварш Кочарян, бывший глава МИД Армении Вардан Осканян, член Бюро АРФД Давид Локян, представитель Верховного органа АРФД Армении Армен Рустамян и другие. Конференцию приветствовали секретарь фракции «Процветающая Армения» НС Армении Арам Сафарян, глава фракции «Наследие» НС Армении Армен Мартиросян, руководитель Демократической партии Армении, вицепрезидент Всемирного армянского конгресса Арам Саркисян, председатель партии «Рамкавар-Азатакан» Армении Арутюн Аракелян.

На форуме были проведены круглые столы, где у участников появилась широкая возможность для обсуждений и дискуссий. Свои точки зрения по актуальным для армянства вопросам высказали члены делегации из России: г е н е р а л - л е й т е н а н т Норат Тер-Григорьянц, главный редактор газеты «Ноев Ковчег» Григорий Анисонян, ведущий научный сотрудник Центрального математико-экономического института АН России Левон Бекларян, руководитель Ассоциации армянских студентов МГ У им. Ломоносова Нарек Асликян и автор данных строк. После обсуждений участники форума приняли совместную резолюцию.

Конференция подтвердила, что для мирового армянства высшими ценностями являются независимая Армения, свободный Арцах, организованная диаспора и непреходящие права армянского народа.

Резолюция зафиксировала, что Республика Армения, Арцах и диаспора могут стать организованной силой, проявить единую волю, проявить свой внутренний потенциал и доказать соседям и силовым центрам мира, что армянство не позволит попирать свои справедливые права.

Участники потребовали от властей Республики Армения и Нагорно-Карабахской Республики, чтобы при решении судьбоносных проблем они руководствовались исключительно интересами армянского народа и чувством ответственности перед грядущими поколениями.

Делегаты констатировали, что Армения и Турция, будучи соседними государствами, обязаны, в конце концов, установить нормальные отношения.

Однако Турция продолжает диктовать свои предусловия и на деле стремится не к урегулированию отношений, а к тому, чтобы ввести в заблуждение международную общественность и вытеснить армянский вопрос из повестки переговоров.

В данном контексте подписание 22 апреля 2009 г. совместного заявления считалось ошибочным и недальновидным шагом. Столь же опасными оценивались новые тенденции, когда силовые центры пытаются ускоренными темпами навязать те или иные решения арцахского вопроса, тем самым направляя армяно-турецкие отношения в выгодное для Турции русло. Очевидно, что Армения и армянство вынуждены противостоять единой политике турецко-азербайджанского тандема.

Конференция подтвердила, что по-настоящему добрососедские отношения могут быть установлены после признания Турцией геноцида армян и восстановления прав армянского народа, и призвала власти Армении переоценить и осмыслить ход и н и ц и и р о в а н н ы х ими год назад публичных отношений, уже имеющиеся неудовлетворительные результаты и прекратить переговоры.

По мнению участников конференции, путь окончательного урегулирования арцахской проблемы лежит через мирный переговорный процесс, в котором, однако, необходимо изменить формат, а НКР должна выступать в качестве полноправной стороны. К о н ф е р е н ц и я посчитала, что принятие какого-либо международного документа без непосредственного участия основной стороны конфликта – властей НКР недопустимо и лишено юридической силы. Участники форума подтвердили, что в решении этого жизненно важного для народа Карабаха вопроса Республика Армения не уполномочена подменять НКР .

Действительно, карабахское урегулирование и армяно-турецкие отношения остаются наиболее острыми вопросами, от решения которых напрямую зависит безопасность Армении и дальнейшее развитие армянской государственности.

Переговорный процесс по карабахскому урегулированию протекал вокруг Мадридских принципов, которые недавно стали достоянием широкой общественности. Суть этих принципов - возврат контролируемых армянскими силами территорий в обмен на отложенный статус Нагорного Карабаха.

Посредники, которые разработали эти правила, предлагают начинать урегулирование с проблем, которые являются последствиями конфликта – контролируемые территории, беженцы и т. д.

Мадридские принципы не отражают сути конфликта, предлагаемые уступки несимметричны. Это означает, что их применение нарушит равновесие сил в регионе. В таком случае невозможно достичь окончательного, всеобъемлющего урегулирования конфликта и обеспечения безопасности в регионе.

Главной же ошибкой миротворческой миссии Минской группы ОБСЕ является непризнание НКР субъектом переговорного процесса. Неучастие НКР в переговорах во многом предопределяет их неэффективность и отсутствие реального прогресса в поиске взаимоприемлемого компромисса.

При таком раскладе посредничество уже выглядит не столько как содействие окончательному урегулированию, сколько как целевое давление на Армению для обеспечения условий Азербайджана.

Всем участникам переговорного процесса вместо риторики стоит считаться с волеизъявлением народа Нагорного Карабаха. 10 декабря 1991 года народ Нагорного Карабаха в результате референдума подтвердил свои права на самоопределение, провозгласив Нагорно-Карабахскую Республику. Приверженность принципам независимой государственности выявил другой референдум по принятию Конституции НКР 10 декабря 2006 года.

Согласие на проведение повторного референдума и подтверждение юридического статуса Карабаха может иметь место на переговорах в качестве компромисса только до вывода армянских сил. Другим компромиссом может служить то, что Армения до сих пор не признала НКР .

Разумеется, армянская сторона все эти годы старается обеспечить выгодные условия. Но при нынешнем формате переговоров, когда не участвует одна из основных сторон конфликта - Карабах, добиться окончательного результата фактически невозможно.

Отсутствие НКР на переговорах стало следствием просчета армянской дипломатии, который оказался выигрышным для Азербайджана.

Именно сейчас, когда переговоры выходят на новый этап, во избежание дальнейших уступок Армения должна не согласовывать какие-то детали, а вести диалог о прямом участии Карабаха в переговорах как залоге эффективности мирного процесса.

Только при новом формате, отражающем истинную суть вопроса и реальное соотношение сил, можно будет достичь реальных компромиссов, обеспечивающих долговременную стабильность и мир.

Посредникам следует считаться с реальным фактом существования государства Карабах. Ведь оторванные от реальности искусственные схемы могут спровоцировать непредсказуемые процессы в регионе.

Сегодня Карабах выполняет стабилизирующую функцию, самостоятельно гарантируя сохранение поствоенного статус-кво.

Введение же многонациональных миротворческих сил, как уже показал опыт недавней истории, может обострить ситуацию в регионе и привести к новым столкновениям.

Мадридские принципы не гарантируют также геополитическое равновесие, не учитывают реальное и историческое присутствие сил в регионе.

В этой связи представляются важными региональные интересы России и армяно-российское стратегическое партнерство. Безусловно, Россия укрепила военно-политическое присутствие на Южном Кавказе после августа 2008 г. Естественно, армяно-российские межгосударственные отношения соответствуют условиям и принципам стратегического партнерства. В частности, они отвечают интересам национальной безопасности каждой из сторон, обуславливают единство или близость позиций по наиболее важным проблемам международной политики, глобального и регионального развития, в том числе определенную степень корреляции их внешнеполитических действий, охватывают довольно широкий спектр межгосударственных отношений и рассчитаны на долгосрочную перспективу.

Навязывание Мадридских принципов создаст вокруг Армении такую ситуацию, которая будет серьезным вызовом армяно-российскому стратегическому партнерству.

Кроме нарушения баланса сил в регионе, применение условий Мадридских принципов может вызвать также серьезную политическую нестабильность в Армении.

Для переосмысления национально-государственных интересов армянскому обществу необходим качественно новый уровень дискуссии и новая культура взаимодействий и поведения государственных и диаспоральных структур.

Прошедшая в Степанакерте конференция своим форматом, содержанием и значением стала одним из важнейших мероприятий новейшей истории Армении. Она позволила выявить современные вызовы по национально-государственным интересам и определить поведение игроков на общенациональном политическом пространстве.

Юрий Навоян, член Центрального совета «Ай Дата» АРФ Дашнакцутюн, президент организации «Русско-армянское содружество»

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 80 человек