Армяне Ливана. Сильная община и слабое звено?
Еще в начале прошлого века христианские общины Ближнего Востока играли существенную роль в политической, экономической и культурной жизни региона. Однако в результате появления панарабской и панисламистской идеологии, а также арабо-израильских войн и этнических чисток численность христианского населения здесь резко уменьшилась. Его отток из Египта, Сирии, Ирака, Палестины и Ливана привел к изменению общественного устройства в этих странах, сменив политические и экономические ориентиры.
Особую роль в жизни ближневосточных стран играет армянская община. Принято считать, что армянская община появилась в регионе после геноцида армян в Османской Турции, однако исторически армяне проживали во многих странах Ближнего Востока. Армянская община, в частности, обладала значительным весом на палестинских территориях, на Cвятой Земле, а также в Антиохии и горном Ливане. Армяне активно участвовали в этногенезе ливанских христиан, в частности, маронитов, а также сирийских антиохских христиан. Киликийские армяне, в том числе княжеские рода, по экономическим и политическим причинам часто семьями переселялись на Ближний Восток, ассимилируясь с местными христианами. Неудивительно, что многие влиятельные кланы в Ливане имеют киликийское - армянское происхождение. Так или иначе, большинство армян Ливана - это потомки переселенцев из Османской Турции. Именно в Сирию и Ливан стекались тысячи армянских беженцев, образовав ряд компактных поселений. Христиане и мусульмане Ливана создавали все условия для армян-беженцев. Армяне получали право строить бараки в различных частях Бейрута, где тогда были болота. Затем им было разрешено возводить дома и здания, которые стоят и по сей день.
Армянская община Ливана в основном сосредоточена в столице Бейруте и в окрестностях, а также в районах Метн и Захле.
Армяне проживают также в отдельных кварталах таких ливанских городов, как Триполи, Тир, Сидон, и разрозненно в районах так называемого Горного Ливана, оплота христиан-маронитов.
Традиционно армяне Ливана считаются приверженцами трех основных христианских направлений.
Большинство – последователи Армянской Апостольской Церкви Великого Дома Киликийского.
Армяне-католики также широко представлены в Ливане.
Резиденция их патриарха находится в Бейруте.
Армяне-протестанты, в частности евангелисты, проживают в Бейруте и в его окрестностях, община имеется также в городе Айнджаре.
Следует отметить, что армяне Ливана внутри общины четко проводят разделительную линию по религиозному принципу. Однако в вопросе идентичности все эти группы Ливана настроены сплоченно, не отчуждая себя от армянства в целом. Более того, все христианские течения официально признаны и пользуются большим влиянием в стране.
Армяне-григорианцы имеют в Ливане 13 церквей. Армянам-католикам принадлежит 7 церквей, а армяне-евангелисты в Бейруте и Айнджаре имеют 6 действующих церквей.
Кроме того, имеются десятки учебных и духовных заведений армян-григорианцев, католиков и евангелистов. Армянские заведения весьма престижны среди ливанцев, как христиан, так и мусульман. Например, Армянский евангелический колледж популярен среди всех христианских групп Ливана. Армянский университет «Айказян» считается маяком западного образования, вместе с тем ведя активную арменоведческую деятельность. Особую роль играют армянские католические лицеи и другие образовательные заведения, где обучались также многие видные политические деятели Ливана. Католическое армянское братство священников в Бзуммаре располагает большой библиотекой и духовной семинарией, открытой в 1771 году. Высшее образование можно получить в Риме в основанном в 1883 году Армянском колледже. Армянские СМИ Ливана играют весьма заметную роль. Имеются печатные органы, такие как «Аздак», «Зартонк» и «Арарат». В Ливане вещают армянские телерадиокомпании.
Армянские благотворительные организации действуют во всех регионах Ливана. Во время последней израильской агрессии против Ливана, они помогали беженцам юга Ливана создавая для них медицинские пункты и центры для реабилитации. Армянские церкви стали местами приюта для вынужденных переселенцев – как христиан, так и мусульман.
Армянская община Ливана переживала трудные периоды выживания и становления.
Во время ливанской гражданской войны, когда конфессиональная конфронтация стала угрозой существованию Ливана, армянская община оставалась нейтральной, не поддерживая ни христиан, ни мусульман, из-за чего стала мишенью для нападок со стороны радикальных христианских группировок, которые имели свои интересы в ряде ключевых районов Ливана и пытались втянуть армянскую общину в религиозный конфликт, унесший жизни тысяч человек и ставший губительным для развития страны. Именно в период этих гражданских войн многие ливанские армяне выехали из страны. По неофициальным данным, с 1975 по 1990 г. Ливан покинуло 200 тыс. армян. В результате гражданской войны капитал ливанских армян в значительной степени пострадал. Однако, несмотря на эмиграцию, армянская община продолжает влиять на политические процессы в стране, где 60% населения мусульмане и 40% христиане. Политическая система Ливана построена именно на конфессиональных принципах, а в партийных списках места распределяются по клановому принципу. В парламенте 64 места занимают ливанские христиане и столько же мусульмане.
Следует также отметить, что по традиции пост президента занимает представитель христиан-маронитов – общины, которая наиболее влиятельна среди всех христианских общин страны и обладает рычагами давления практически на все круги ливанского общества. Экономический и финансовый капитал находится под контролем христиан-маронитов, которые имеют десятки политических партий, защищающих собственные интересы. А патриарх маронитов – один из влиятельных духовных лидеров страны. По той же традиции спикером парламента избирается мусульманин-шиит, а премьер-министром мусульманин-суннит. Главным министром назначается представитель греко-православной общины. Ранее армяне в правительстве имели два министерских портфеля, однако после проведенных реформ, инициатором которых был бывший премьер, суннит Рафик Харири, армяне потеряли одно министерское кресло. Второй представитель армянской общины назначается министром лишь в случае консенсуса между основными политическими силами страны.
7 июня в Ливане состоялись парламентские выборы. В новый парламент Ливана избрано 6 депутатов армянского происхождения, которые представляют три традиционные армянские партии: «Дашнакцутюн», Социально-прогрессивную партию «Гнчакян» и партию «Рамкавар Азатакан». В парламенте Ливана армяне имеют 5 представителей армяно-григорианской общины, 1 – армяно-католической, и один мандат предоставляется протестантской общине Ливана, которая состоит в основном также из армян. Таким образом, в парламенте Ливана 7 представителей армянской общины. «Дашнакцутюн» на этот раз имеет двух представителей из числа армянских парламентариев, а в прошлом партия занимала практически все парламентские кресла от армянской общины.
Новый расклад политических сил в Ливане впервые за всю историю парламентских выборов в этой стране разделил голоса армянской общины. Многие, как и принято, отдали свои голоса традиционным армянским партиям во главе с «Дашнакцутюн», которая в свою очередь поддерживала просирийские силы Ливана, в том числе и «Хезболлу», а также христианскую партию влиятельного генерала Мишеля Ауна. Другая часть армянской общины проголосовала за оппозицию во главе с сыном убитого премьер-министра суннита Рафика Харири – Саадом Харири и лидером друзов Валидом Джумблатом, которых поддерживают также многие прозападные х р и с т и а н с к и е партии и движения Ливана. Часть армян вообще не пошла на избирательные участки. «Дашнакцутюн» имеет свои мотивации относительно того, почему не встала на сторону оппозиции. Партия в первую очередь озабочена растущим влиянием суннитских движений, которые в ряде вопросов не совсем солидарны с армянской общиной. Благодаря суннитам Турция стала укреплять свои позиции и в Ливане, что, естественно, не может не тревожить армянство. Просирийские партии, наоборот, лоббировали также интересы армянской общины Ливана, всячески поддерживая «Дашнакцутюн», которая видит в Сирии гаранта и защитника армян Сирии и Ливана. Не зря в период выборов политические противники обвиняли армянские партии в том, что они встали на сторону «Хезболлы», чтобы защитить довольно многочисленное армянское население Сирии и Ирана. Так или иначе, коллективная память о геноциде армян помогает сохранить идентичность в далекой диаспоре. Значительное число ливанских армян в последние годы обосновались в Армении, многие выехали в США и Канаду, и этот фактор тоже беспокоит армянских лидеров Ливана. Ведь процессы ассимиляции армян в Ливане никогда не были интенсивными, как это происходит на Западе. Армянская молодежь Ливана активно эмигрирует, а численность общины продолжает уменьшаться, что в конечном итоге может привести к утрате политического веса армянских партий и в результате к сокращению квот, предоставляемых армянской общине.
От политического климата Ливана зависит и будущее армян в этой стране. Многие политические деятели страны являются сторонниками изменения системы распределения квот религиозным группам, учитывая последние демографические изменения, что в первую очередь отрицательно скажется на армянской общине, с другой стороны, армяне Ливана настолько тесно интегрированы в ливанское общество, что какие-либо изменения вряд ли смогут повлиять на их политическую активность. Единственной серьезной проблемой для армян Ливана, в сущности, является эмиграция. Одна из самых старых и весомых общин в диаспоре начинает переживать кризис. Многие эксперты давно уже бьют тревогу относительно уменьшения численности армян в Ливане. Республика Армения и, в частности, компетентные структуры должны вести агрессивную и целенаправленную политику для сдерживания оттока ливанских армян на Запад, где, как правило, ближневосточные общины армян растворяются среди местного населения. Так называемая политика комплементаризма в ливанском вопросе привела к тому, что Армения не смогла защитить интересы армян во время последней ливано-израильской войны. Между тем, соседняя Турция становится важнейшим игроком в регионе, ее присутствие в Ливане уже ощутимо в виде военной помощи и инвестиций в ливанскую экономику. Усиление роли Турции в Ливане объективно тревожит ливанских армян. Однако судя по тому, как проводится политика безопасности армянства в целом, вряд ли можно надеяться на то, что Армения сумеет защитить интересы армян Ливана, по крайней мере, до тех пор, пока не будет действовать концепция национальной безопасности Армении, включающая в себя и защиту интересов армянских общин.
Арман Акопян
Оставьте свои комментарии