№ 8 (143) Август 2009 года.

Армяне Ливана. Сильная община и слабое звено?

Просмотров: 14775

Еще в начале прошлого века христианские общины Ближнего Востока играли существенную роль в политической, экономической и культурной жизни региона. Однако в результате появления панарабской и панисламистской идеологии, а также арабо-израильских войн и этнических чисток численность христианского населения здесь резко уменьшилась. Его отток из Египта, Сирии, Ирака, Палестины и Ливана привел к изменению общественного устройства в этих странах, сменив политические и экономические ориентиры.

Особую роль в жизни ближневосточных стран играет армянская община. Принято считать, что армянская община появилась в регионе после геноцида армян в Османской Турции, однако исторически армяне проживали во многих странах Ближнего Востока. Армянская община, в частности, обладала значительным весом на палестинских территориях, на Cвятой Земле, а также в Антиохии и горном Ливане. Армяне активно участвовали в этногенезе ливанских христиан, в частности, маронитов, а также сирийских антиохских христиан. Киликийские армяне, в том числе княжеские рода, по экономическим и политическим причинам часто семьями переселялись на Ближний Восток, ассимилируясь с местными христианами. Неудивительно, что многие влиятельные кланы в Ливане имеют киликийское - армянское происхождение. Так или иначе, большинство армян Ливана - это потомки переселенцев из Османской Турции. Именно в Сирию и Ливан стекались тысячи армянских беженцев, образовав ряд компактных поселений. Христиане и мусульмане Ливана создавали все условия для армян-беженцев. Армяне получали право строить бараки в различных частях Бейрута, где тогда были болота. Затем им было разрешено возводить дома и здания, которые стоят и по сей день.

Армянская община Ливана в основном сосредоточена в столице Бейруте и в окрестностях, а также в районах Метн и Захле.

Армяне проживают также в отдельных кварталах таких ливанских городов, как Триполи, Тир, Сидон, и разрозненно в районах так называемого Горного Ливана, оплота христиан-маронитов.

Традиционно армяне Ливана считаются приверженцами трех основных христианских направлений.

Большинство – последователи Армянской Апостольской Церкви Великого Дома Киликийского.

Армяне-католики также широко представлены в Ливане.

Резиденция их патриарха находится в Бейруте.

Армяне-протестанты, в частности евангелисты, проживают в Бейруте и в его окрестностях, община имеется также в городе Айнджаре.

Следует отметить, что армяне Ливана внутри общины четко проводят разделительную линию по религиозному принципу. Однако в вопросе идентичности все эти группы Ливана настроены сплоченно, не отчуждая себя от армянства в целом. Более того, все христианские течения официально признаны и пользуются большим влиянием в стране.

Армяне-григорианцы имеют в Ливане 13 церквей. Армянам-католикам принадлежит 7 церквей, а армяне-евангелисты в Бейруте и Айнджаре имеют 6 действующих церквей.

Кроме того, имеются десятки учебных и духовных заведений армян-григорианцев, католиков и евангелистов. Армянские заведения весьма престижны среди ливанцев, как христиан, так и мусульман. Например, Армянский евангелический колледж популярен среди всех христианских групп Ливана. Армянский университет «Айказян» считается маяком западного образования, вместе с тем ведя активную арменоведческую деятельность. Особую роль играют армянские католические лицеи и другие образовательные заведения, где обучались также многие видные политические деятели Ливана. Католическое армянское братство священников в Бзуммаре располагает большой библиотекой и духовной семинарией, открытой в 1771 году. Высшее образование можно получить в Риме в основанном в 1883 году Армянском колледже. Армянские СМИ Ливана играют весьма заметную роль. Имеются печатные органы, такие как «Аздак», «Зартонк» и «Арарат». В Ливане вещают армянские телерадиокомпании.

Армянские благотворительные организации действуют во всех регионах Ливана. Во время последней израильской агрессии против Ливана, они помогали беженцам юга Ливана создавая для них медицинские пункты и центры для реабилитации. Армянские церкви стали местами приюта для вынужденных переселенцев – как христиан, так и мусульман.

Армянская община Ливана переживала трудные периоды выживания и становления.

Во время ливанской гражданской войны, когда конфессиональная конфронтация стала угрозой существованию Ливана, армянская община оставалась нейтральной, не поддерживая ни христиан, ни мусульман, из-за чего стала мишенью для нападок со стороны радикальных христианских группировок, которые имели свои интересы в ряде ключевых районов Ливана и пытались втянуть армянскую общину в религиозный конфликт, унесший жизни тысяч человек и ставший губительным для развития страны. Именно в период этих гражданских войн многие ливанские армяне выехали из страны. По неофициальным данным, с 1975 по 1990 г. Ливан покинуло 200 тыс. армян. В результате гражданской войны капитал ливанских армян в значительной степени пострадал. Однако, несмотря на эмиграцию, армянская община продолжает влиять на политические процессы в стране, где 60% населения мусульмане и 40% христиане. Политическая система Ливана построена именно на конфессиональных принципах, а в партийных списках места распределяются по клановому принципу. В парламенте 64 места занимают ливанские христиане и столько же мусульмане.

Следует также отметить, что по традиции пост президента занимает представитель христиан-маронитов – общины, которая наиболее влиятельна среди всех христианских общин страны и обладает рычагами давления практически на все круги ливанского общества. Экономический и финансовый капитал находится под контролем христиан-маронитов, которые имеют десятки политических партий, защищающих собственные интересы. А патриарх маронитов – один из влиятельных духовных лидеров страны. По той же традиции спикером парламента избирается мусульманин-шиит, а премьер-министром мусульманин-суннит. Главным министром назначается представитель греко-православной общины. Ранее армяне в правительстве имели два министерских портфеля, однако после проведенных реформ, инициатором которых был бывший премьер, суннит Рафик Харири, армяне потеряли одно министерское кресло. Второй представитель армянской общины назначается министром лишь в случае консенсуса между основными политическими силами страны.

7 июня в Ливане состоялись парламентские выборы. В новый парламент Ливана избрано 6 депутатов армянского происхождения, которые представляют три традиционные армянские партии: «Дашнакцутюн», Социально-прогрессивную партию «Гнчакян» и партию «Рамкавар Азатакан». В парламенте Ливана армяне имеют 5 представителей армяно-григорианской общины, 1 – армяно-католической, и один мандат предоставляется протестантской общине Ливана, которая состоит в основном также из армян. Таким образом, в парламенте Ливана 7 представителей армянской общины. «Дашнакцутюн» на этот раз имеет двух представителей из числа армянских парламентариев, а в прошлом партия занимала практически все парламентские кресла от армянской общины.

Новый расклад политических сил в Ливане впервые за всю историю парламентских выборов в этой стране разделил голоса армянской общины. Многие, как и принято, отдали свои голоса традиционным армянским партиям во главе с «Дашнакцутюн», которая в свою очередь поддерживала просирийские силы Ливана, в том числе и «Хезболлу», а также христианскую партию влиятельного генерала Мишеля Ауна. Другая часть армянской общины проголосовала за оппозицию во главе с сыном убитого премьер-министра суннита Рафика Харири – Саадом Харири и лидером друзов Валидом Джумблатом, которых поддерживают также многие прозападные х р и с т и а н с к и е партии и движения Ливана. Часть армян вообще не пошла на избирательные участки. «Дашнакцутюн» имеет свои мотивации относительно того, почему не встала на сторону оппозиции. Партия в первую очередь озабочена растущим влиянием суннитских движений, которые в ряде вопросов не совсем солидарны с армянской общиной. Благодаря суннитам Турция стала укреплять свои позиции и в Ливане, что, естественно, не может не тревожить армянство. Просирийские партии, наоборот, лоббировали также интересы армянской общины Ливана, всячески поддерживая «Дашнакцутюн», которая видит в Сирии гаранта и защитника армян Сирии и Ливана. Не зря в период выборов политические противники обвиняли армянские партии в том, что они встали на сторону «Хезболлы», чтобы защитить довольно многочисленное армянское население Сирии и Ирана. Так или иначе, коллективная память о геноциде армян помогает сохранить идентичность в далекой диаспоре. Значительное число ливанских армян в последние годы обосновались в Армении, многие выехали в США и Канаду, и этот фактор тоже беспокоит армянских лидеров Ливана. Ведь процессы ассимиляции армян в Ливане никогда не были интенсивными, как это происходит на Западе. Армянская молодежь Ливана активно эмигрирует, а численность общины продолжает уменьшаться, что в конечном итоге может привести к утрате политического веса армянских партий и в результате к сокращению квот, предоставляемых армянской общине.

От политического климата Ливана зависит и будущее армян в этой стране. Многие политические деятели страны являются сторонниками изменения системы распределения квот религиозным группам, учитывая последние демографические изменения, что в первую очередь отрицательно скажется на армянской общине, с другой стороны, армяне Ливана настолько тесно интегрированы в ливанское общество, что какие-либо изменения вряд ли смогут повлиять на их политическую активность. Единственной серьезной проблемой для армян Ливана, в сущности, является эмиграция. Одна из самых старых и весомых общин в диаспоре начинает переживать кризис. Многие эксперты давно уже бьют тревогу относительно уменьшения численности армян в Ливане. Республика Армения и, в частности, компетентные структуры должны вести агрессивную и целенаправленную политику для сдерживания оттока ливанских армян на Запад, где, как правило, ближневосточные общины армян растворяются среди местного населения. Так называемая политика комплементаризма в ливанском вопросе привела к тому, что Армения не смогла защитить интересы армян во время последней ливано-израильской войны. Между тем, соседняя Турция становится важнейшим игроком в регионе, ее присутствие в Ливане уже ощутимо в виде военной помощи и инвестиций в ливанскую экономику. Усиление роли Турции в Ливане объективно тревожит ливанских армян. Однако судя по тому, как проводится политика безопасности армянства в целом, вряд ли можно надеяться на то, что Армения сумеет защитить интересы армян Ливана, по крайней мере, до тех пор, пока не будет действовать концепция национальной безопасности Армении, включающая в себя и защиту интересов армянских общин.

Арман Акопян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 73 человека

Оставьте свои комментарии

  1. Много интересного про ливанских армян! Спасибо!
  2. Армяне в Ливане всегда были у власти и я думаю еще долго будут, потому как много этнических армян в среде маронитов и арабов-христиан.
  3. Интересно имеет ли армянские корни нынешний президент Ливана Мишель Слейман ?
  4. Да Бог, чтобы во всех армянских общинах было все так устроено, как в Ливане! Бейрут - столица Спюрка, однозначно!
  5. Честь и хвала ливанским армянам. Они построили в своей стране маленькую, но цивилизованную и европеизированную Армению. Очень жаль, что из-за войны многие армяне покинули страну. Было когда-то 250 тысяч. Сейчас около 100 тыся осталось. В основном уезжают в США и во Францию.
  6. Да, очень толковая статья. Твердая пятерка. Все по делу написано, правильно расставлены акценты. Главная проблема ливанских армян - эмиграция (кстати это главная проблема всех ливанских христиан). Вот что больше всего должно беспокоить не только их, но и нас. Процесс распыления общин в странах Ближнего Востока нам совсем не на руку, так как процесс ассимиляции в них идет гораздо медленнее чем на Западе. Нам конечно сложно противодействовать переезду ближневосточных армян на Запад, но мы просто обязаны создать условия для репатриации тех, кто спасаясь от гражданских войн и общей нестабильности в ближневосточных странах готов вернуться на историческую родину. Таких людей не так много, но они есть и в Ираке и в Ливане и им надо активнее содействовать.
  7. Многое узнала о жизни армян в Ливане, спасибо!
  8. Beуrutn mijin arevelki hayutian mayraqaxaqne!
  9. За ливанских армян всем нам надо молиться каждый день. То, что сделали они, не сделал никто! В соедней Сирии, в частности, в леппо, армян тоже много. Но уровни просто несопоставимы. Потому что Ливан был и остается самой продвинутой арабской страной на Ближнем Востоке. И все из-за своей христианской составляющей. Увы, марониты покидают страну, армяне уезжают. А все из-за палестинских мутильщиков. В 70-х годах их пустили в страну, вот они и затеяли веселую жизнь. Кровопролитная гражданская война продолжалась почти 15 лет. Бедный и несчастный Ливан!!! НАТО и Франции прежде всего (это была бывшая французская колония, французский язык там второй государственный, в Париже писали конституцию Ливана) надо было высадить десант и разгромить этих мутильщиков Арафата в пух и прах. А сегодня шииты из Хезболлах воду мутят... Вот наши и покидают эту замечательную страну... И мусульман в процентном отношении становится все больше. Увы!
  10. В Ливане позиции христиан все еще очень сильны не смотря на то,что многие христиане выехали.Однако я был в Ливане совсем недавно и должен сказать, что христиане там везде и на всех уровнях.Должен также отметить, что армяне в очень хороших отношениях с мусульманами Ливана даже лучше чем местные арабы- христиане. Рождаемость среди местных христиан арабов довольно высокая!
  11. Вглядитесь в благородные и интеллигентные лица лидеров армянской общины Ливана. Вот бы таких на должности президента, премьера, спивера Армении!!! А теперь посмотрите на шелупень, которая возглавляет Республику Армения. Овики, сержики, галусты, гагики... Рабизостан рулит!
  12. Знаете, что меня всегда поражало в Армении? Местных никогда не интересовали наши собратья из спюрка. Их интересовало одно - что привезли ахпары и по какой цене? Один разъединенный народ и такие мы разные были. Хорошо, сейчас инетересуемся диаспорой. А бейрутские армяне всегда были и остаются образцом. С ними могут сравниться разве что армяне Лос-Анджелеса.
  13. В Ливане всегда функционировали исторические армянские партии, которым больше 100 лет. Дашнаки, рамкавары и гнчаки. Вот это настоящие защитники интересов армянства. А нынешние партии в Армении, особенно республиканцы и Процветающая Армения Царукяна, созданы для защиты награбленного богатства кучки аморальных типов, разных там олигархов, высокопоставленных чиновников, депутатов, министров. Ливан и Армения - небо и земля!
  14. Вместо того чтобы ругать рабизов-правителей нашей страны лучше мобилизируйте силы спюрка чтобы проникнуть во властные структуры Армении и свергнуть этих дебилов.Это просто мое предложения братья джан!
  15. Самый ярый Ливанский националист Карим Пахрадуни также этнический армянин и этого он не отрицает а вот многие российские армяне даже бояться говорить о своем армянском происхождении.Счастлив должен быть тот человек кто родился армянином братья наши подданные Российской Империи!
  16. Обожаю Бурдж Хамуд!!! Там чувствуешь себя, как в Ереване. ТОлько в Ливане армяне напоминают единую семью (правда, там тоже есть социальное расслоение), а в Армении, извините, люди стали врагами друг для друга. Не удивительно - с такой властью... В Ливане - культ патриотизма, в Армении - культ денег.
  17. Слабое звено? Что-то новенькое. Все бы армянские общины были такими организованными, как в Ливане. Это образец для спюрка.
  18. Действительно пример для всех армян! Ливан - сейчас действительно слабое звенно для исламского мира ,все хотят разрушить последний христианский очаг на Ближнем востоке.Дай Бог чтобы христиане в Ливане остались на позициях всегда-это и плюс для нас.
  19. Надо молиться за армян Ливана. И вообще за всех тамошних христиан.
  20. Спасибо автору за статью! Я многое узнал об армян Ливана из статьи.И вообще спасибо газете за объективность!
  21. Я бывал в Ливане. Приятно было видеть наш армянский флаг рядом с флагами других стран. Мало где в мире такое увидишь. Ливан - очень дружественное для нас государство.
  22. Точно, брат-джан, надо рядом с портретами ливанских армян поставить портрет нашего красавца Галуста Саакяна. Из грязи в князи. У этого лидера фракции республиканцев в парламенте, все прекрасно и все хорошо. Тактика и стратегия одна - в Армении ничего не должно меняться, и эти рабисы должны еще долго у власти оставаться. Ливан для наших должен быть образцом!
  23. Я русский сам из Еревана.Такие как Галуст Саакян действительно позорят нашу страну Армению -остатки чер те знает кого и чего.....весь этот дребанный клан республиканцев нужно на помойку и всех остальных шакалов тоже.Все время думаю как же нам жителям Армении удалось продвинуть таких дебилов а может так и должно было быть ? полагаю что рабисы долго не продержутся если будет реальная и качественная оппозиция.
  24. Так где же она?Или умнее Левона никого там нет? Цирк какой-то! Мне кажется, что половина армян стала просто аполитична - все до фени, кроме заработков! А вторая половина - малограмотна, вот и подается на дешевые уловки сержиков, гагиков, левонов... Тоскливо все это... А армянами Ливана я просто горжусь! И тоже советую почитать в Сети очерк "Ливанские эскизы" на сайте aniv.ru
  25. Так господа умники! перестаньте тут оскорблять жителей Армении среди которых, очень много образованных и интеллектуальных людей.То что вы пашите для русских это не означает, что вы можете оскорблять население Армении.Славо Богу в нашем обществе много адекватных людей а неадекватные собрались где попало.....А власть всегда бывает идиотской, нет страны где общество обожает своих правителей.Так уж сложилось что у нас у власти много дормоедов но много также цивилизованных людей за счет которых и держится страна.
  26. Арману Акопяну за статью спасибо, но я бы хотел сказать, что нет Армяно-григорианской церкви, это заблуждение кочует от одного издания к другому, причем не один десяток лет. Ни в одном армянском манускрипте такого названия не встречаем. Оно вошло в обиход, причем тогда в довольно ограниченный, после присоединения Восточной Армении к Российской империи 10 (22) февраля 1828г по Туркменчайскому договору. Когда на территории Восточной Армении стала действовать конституция царской России (она кратко именовалась "Положение"-м) в ней было закреплено это чуждое для Армянской Апостольской церкви название, дабы отсечь нашу Церковь от апостольских корней (как известно в Армении проповедовали и стали мучениками апостолы Фадей и Варфоломей, которые и основали нашу Церковь). К сожалению автор не говорит, что в Ливане близ Бейрута, в Антилиасе находится католикосат Великого Дома Киликийского, который имеет более 20-и епархий по всему миру и который играет очень весомую разнохарактерную роль особенно в жизни армянской общины Ливана. Кстати Киликийский католикосат существует отдельно от Ечмиадзинского с 1446г. и на территории Восточной Армении не действовал. Посему то название не приемлемо в этом случае тем паче.
  27. А почему вы за всех жителей Армении отвечаете? Вы за таких идиотов голосуете, за весь этот рабисский плебс, что стыдно всем нам в диаспоре. А в Армении много духовных, трудолюбивых, интеллигентных и патриотичных людей. И очень добрых. А уроды всегда наглее, локтями умеют работать. Вот и пробрались к власти. И ливанское армянское руководство с ереванским не сравнишь. Это точно... Спасибо Арутюну за реплику. Статья хорошая, спору нет. Но вот игнорирование Антилиаса, Киликийского Дома наводит на мысль, что автор не захотел раздражать Эчмиадзин. Полуправда - такая же неправда. Антилиас очень много делал и делает для сплочения армянства.
  28. Армяне Бейрута - ходящие институты. Какие умные, благородные лица! Какие мощные личности! Вот это Армяне! Апостольские! Не надо их григорянами обзывать… Да здравствует Ливан!
  29. В том, что в статье пишется армяно-григорианская церковь весьма логично если учесть, что в во многих оффициальных документах Святого Эчмиадзина фигурирует именно название "армяно-григорианская" .Спасибо автору за статью!
  30. Учитесь, тов. Абрамян, у ливанских армян. Вы же нескромно претендуете на всеармянское лидерство. Вашему САР далеко до армянских структур Ливана, как до Луны. Увы, это так...
  31. В 70-е годы в Ливане был президент Илиас Саркис с амянскими корнями. Бывший президент Эмиль Лахуд также имеет армянские корни. Его жена - из древнего княжеского рода Аматуни. Именно в Ливане был цвет нашей нации. А рабис расцветал пышным цветом на родине. И продолжает цвести. А вот относительно Мишеля Сулеймана ничего не известно. Вряд ли что-то армянское в нем есть. По Конституции эту должность занимает только христианин. А именно - маронит (ливанский католик). МАрониты - самая влиятельная сила в Ливане. Армяне вынужденны сохранять нейтралитет и варьировать между маронитами и суннитами, которых поддерживает (и справедливо!) Запад, и шиитами, за которыми стоят Хезболлах, Иран и Сирия.
  32. Я полагаю, что как раз таки не логично использовать навязанное нам это название, тем более, что в Ливане, церкви под названием "армяно-григорианская" не зарегистрировано
  33. Один из Ливанских националистов , в частности, Карим Пахрадуни армянин-он христианский фалангист.
  34. Земляк, Армянская Апостольская Церковь никогда не использует это название. Григорианская церквоь - это при русском царе так говорилось. Автор тут был небрежен. И про "христианскую партию Мишеля Ауна" тоже написал небрежно. Это конкретная сила - марониты, ведущая конфессия Ливана. А всего в Ливане 17 конфессий. Там вообще сложная политическая система.
  35. Уважаемый! Название «григорианская церковь» - историческая ошибка и полное недоразумение. Нечего тиражировать ложь! Надо раз и навсегда забыть эту глупость и использовать оно и только одно название - Армянская Апостольская Церковь – ААЦ.
  36. Дорогие мои ничего общего Илиас Саркис с армянами не имеет.У христиан арабов и ассирийцев часто встречаются имена Саркис- особенно у греков-православных и ассирийцев.Так что это не основание считать Саркиса армянином.А насчет григорианской церкви можно сказать, что термин употребляется в русскоязычных научных кругах и ничего грешного в этом нет.
  37. Я тоже так думаю, ничего грешного здесь нет. Хотя официальное название - ААЦ. "Григориане" используются в русских трудах. В России как бы подчеркивали - мы православные, а вы - григориане, считая слово "апостольцы" тут неуместным. Статья полезная, хотя и грешит такими легкими ляпами. Илиас Саркис внешне совсем не был похож на армянина, но все же считаю, что корни армянские у него были. Среди греков и ассирийцев с фамилией или именем Саркис никого не встречал. А статью "Ливанские эскизы" я бы тоже всем посоветовал почитать в журнале "Анив". Читайте в Сети, а еще лучше - подписывайтесь на этот превосходный журнал, поддержите его издателей. Успехов, братья!
  38. Честно говоря статья мне очень понравилась.Лаконичная и в тоже время насыщенная.Что касается христианской партии Мишеля Ауна- то здесь автор прав.Это именно христианская партия потому как в списке Ауна только лидеры христиан Ливана( часть лидеров).Так что формулировка точная.Ведь бывают и исламские партии а у Ауна в оригинале " christian party " of Mishel Aoun.
  39. У ассирийцев имя Саркис действительно встречается, причем довольно часто. Например нынешнего лидера ассирийцев Ирака зовут Саркис Агаджан. В России ассирийцев с фамилией Саркисов хватает. Вполне возможно, что у этого президента Ливана именно ассирийские корни, а не армянские. А вот насчет того есть ли имя Саркис у маронитов ничего не могу сказать. Не знаю.
  40. Имя Саркис а также имена Елиас,Бутрос и Николла самые распротраненные имена среди Маронитов,Греко-православных,Коптов и Ассирийцев из числа сиро-православных и сиро-католиков.Так что ничего общего эти имена с армянскими не имеют.Разве что возможны ассимилиационные процессы среди христиан Ближнего Востока с местными армянами.Такие процессы шли в регионе всегда. Я согласен с автором статьи относительно христианской партии Мишеля Ауна.Написано довольно грамотно.Партия Ауна формально христианская.
  41. Это Вы не правы! Кроме Маронитов также другие религиозные группы восточных христиан.
  42. Есть принципиальная разница между понятиями «Армянская апостольская церковь» и «Армяно-григорианская церковь». ААЦ образовалась в 33 году в Едиссе усилиями царя Малой Армении Абгара IV и апостола Фаддея (поэтому церковь называется апостольской), присланного для крещения Армении Иисусом Христом. АГЦ – произведение 301 года.
  43. А почему в церковных документах периода Царской России пишется Армянская Григорианская Церковь и с позволения Эчмиадзина? Спасибо за коммент заранее :)
  44. Потому что велика сила инерции: и ныне считается, что Армения приняла христианство в 301 году стараниями Григора. Но историческая правда указывает на другую дату – 33 год. Армяно-гигорианскую церковь нельзя назвать апостольской, т.к. апостолы жили в начале первого, а не четвёртого века. Раз есть правильное название – Армянская Апостольская Церковь, - то зачем продолжать ошибочное название?
  45. САР никогда не достигнет уровня ливанских армян. Ара Абрамян может даже не стараться. Там патриоты настоящие. Уважаю!
  46. Да, лица благородные на фото. С нашими правителями не сравнишь.
  47. Я думаю мы очень остро воспринимаем все.На самом деле в Ливане у армянской общины свои особенности и это заметно в районе Бурдж- Амуда. А ведь предки ливанских армян- киликийские армянские роды а значит - породистыые армяне!
  48. Как правильно заметил автор Турция пытается проникнуть в Ливан благодаря суннитскому фактору.Это действительно дожно беспокоить наших соотечественников в Ливане.
  49. Причем тут сунниты и турецкий фактор, дорогой! Там все живут, как на пороховой бочке. А больше всего мутят воду шииты и Хезболла, которых поддерживает Иран. А наши армяне - тружениеи. Им мир нужен, а не война. Вот и покидают Ливан. А вы все про турков...
  50. войны в Ливане нет а Хезболла лишь одна из сил Ливана.Сунниты в Ливане не турки а арабы, которые постепенно начинают попадать под турецкое влияние.Лишь об этом речь.Ну а усиление турецкого фактора вряд ли на пользу армянству. Так или иначе армяне в Ливане будут всегда.Слишком много капитала у наших там.
  51. Среди ливанских армян нет единства так же, как в Армении. Мы нуждаемся в новых идеях,новых людях, рожать которых пока не способна наша деградирующая нация. Вохбум эм кез, хаёц ашхар!
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты