№ 9 (144) Сентябрь 2009 года.

Почвенники и эмигранты

Просмотров: 2859

Сегодня многие склонны думать, что переход из социализма неизвестно куда вызвал стресс, шок, которые стали причиной безудержной эмиграции из Армении. Уезжали с концами: продавали дома, оставляя родных, друзей… Многие и по сей день уезжают за «длинным рублем» и не ведают, когда вернутся в родные пенаты.

– Карен Араевич, Вам принадлежит мысль, что понятие «интеллигенция» не вхоже в армянский менталитет, что «мтаворакан» – это нечто совершенно иное, характеристика чисто армянская. По сей день существуют мтавораканы, которые имеют возможность уехать за границу и неплохо там устроиться. Однако они крепко держатся за эту землю и напрочь отказываются от подобной затеи… Почему?

– Сам импульс к эмиграции чисто инстинктивен. Это импульс выживания, и с этим нельзя не считаться. Труднее всего нынче приходится интеллигенции, у которой чаще всего возникают крайние ситуации – как заработать на кусок хлеба. Однако эти процессы никогда не бывают однотипными и однозначными. Я знаю людей, которые, несмотря на тяжелейшие условия проживания в Армении, не соглашаются выезжать в какую-либо иную страну. Они работают до завидного хорошо и самоотверженно. Они пишут и издают книги, погружены в свои идеи, заняты своей духовностью. И людей таких не так уж мало. Остаются они не из позерства, не из-за какого-то романтико-героического порыва – они просто остаются по-деловому, пребывая на своей земле и созидая. Я бы объяснил это их очень сильной привязанностью, как бы это высокопарно ни звучало, к Родине, Отечеству. И идейность эта не абстрактна – она сильно переплетена корнями с армянской почвой. И если люди потеряют ее, есть опасность, что они заболеют, «высохнут». Они «почвенники» – им очень трудно жить и думать в другой атмосфере, на другой почве. Но есть и другие, которым это удается, и процесс ассимиляции проходит безболезненно.

– Говорят, армяне за границей лучше информированы о событиях в Армении, да и вообще лучше знают свою бывшую Родину...

– Армяне за границей разные. В основном перед ними стоит проблема языка, особенно в странах, где проживает мало армян, в Германии. Так, я знаю армянскую семью, которая обосновалась в Берлине около 20 лет назад. В лексиконе старшего поколения еще сохранен армянский язык, а вот дети их уже говорят по-немецки, учатся в немецкой школе и т.д. Родители постоянно просят, чтобы они говорили на родном языке. Однако не так-то просто уговорить молодежь делать что-либо насильно. Я даже знаю курьезный случай, когда отец, желая создать материальный стимул, платил деньги своему сыну за то, чтобы тот говорил по-армянски. Есть, конечно, и такие, которые прекрасно осведомлены об Армении, но постепенно их становится все меньше и меньше… Хотелось бы знать ответ на один вопрос: «Зачем все это людям, которые живут там?» Ведь не все так просто, механически решается: вот мы – армяне, и давайте сохранять это армянство. Есть здесь какая-то инерция. И если у старшего поколения это получается как бы само собой, то у молодых все намного сложнее, ибо они пребывают в среде, где традиции обесцениваются, теряют смысл. Вообще же, на сегодняшний день в мире заметна мощная тенденция отказа от традиции, от своих истоков.

Идеология эта идет из Америки, и этому можно найти объяснение. Это страна, практически не имеющая истоков. А там, где нет прошлого, появляется потребность жить только будущим. Однако то, что хорошо для американца, вовсе не хорошо для европейца, который прекрасно сориентирован на свою историю. И уж совсем плохо это для армянина, у которого за плечами не просто прошлое и история, но который находит смысл своего существования в этом. Ведь если у него отнять все это, он потеряет смысл своего существования как гражданин.

Однако и сегодня какой-то части армян приходится становиться и американцами, и кем угодно. И порой они даже не задумываются над тем, какую судьбу себе выбирают. И таких людей – большинство. На Востоке, скажем, в арабском мире или в Китае, где очень сильны традиции, такие пертурбации, пожалуй, происходят крайне редко. А Армения – страна, которая находилась на историческом стыке между Востоком и Западом, сегодня встала перед выбором, причем не сознательным выбором. Чаще всего происходит это стихийно. Армянин отказывается от своих корней; он попадает в среду совершенно прагматическую, которая его заедает. В том мире, где старые механизмы, традиции или навыки прошлого не действуют, не может быть и речи о том, чтобы что-то сохранить. В этой связи, если сравнить нас с евреями, то они, за редчайшим исключением, сохранились как нация, определившая себя именно своей соотнесенностью с истоками, своим прошлым.

– Если все же армяне вернутся, как Вы думаете, смогут ли они обрести себя заново, все-таки большое психологическое испытание: «уйти, чтобы вернуться»…

– Все зависит от того, по какой причине они возвращаются. Бывают случаи, когда чисто материально они терпят фиаско. Если же там полный достаток, то здесь может сработать и фактор ностальгии, который настолько силен, что люди порой не в состоянии выдержать и возвращаются…

– Похоже, Вам знакомы такие случаи?

– Больше по рассказам. Лично я знаю людей, которые не возвращаются, но при этом сильно страдают. В ином случае им придется очень многое «сломать» из налаженного, чтобы вернуться. Бывает по-разному, хотя обобщения в данном случае неадекватны: ведь что ни человек, то случай, что ни человек, то судьба.

– Любопытно узнать, а какой тип социальной прослойки лучше всего приспосабливается за бугром?

– Наверное, тот, который меньше всего церемонится с окружающей ситуацией. Тот, который меньше всего благодарит, меньше всего просит прощения. Тот, кто внутренне не позволяет расслабиться до каких-то церемоний и нюансов. Но тяжелее всего приспосабливается в чужой среде интеллигенция…

Кари Амирханян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 11 человек

Оставьте свои комментарии

  1. У меня друг в Ереване. Знает кучу языков, умница. Его бы на Западе приняли с распростертыми объятиями. А он остался. Говорит, хочет что-то сделать полезного для родины на месте. И делает. Уважаю таких! Это очень важный разговор для нас. Особенно, когда многие уехали и уезжают, но многие и возвращаются. Однако интервью какое-то куцее вышло. Чувствуется, что много недосказанного. Собеседник ведь интересный. Жаль. НК порой не жалеет места для всякой ерунды, а тут такая важная тема... Обидно, что коротко.
  2. "НК" не печатает ерунды.Есть ерундовые армяне,которые не понимают,или не хотят понимать деятельность газеты в широком смысле.А статья хорошая и все понятно.
  3. На самом деле чрезвычайно сложная и неоднозначная проблема, требующая не одной статьи и не одного обсуждения. Люди по разным причинам уезжают и по разным возвращаются, и я бы не сказал, что интеллигенция труднее всего за бугром приспасабливается. Армяноязычная - да, возможно. Но я знаю интеллигентов, которые прекрасно приспособились в России и в Америке и чувствуют себя прекрасно. Ностальгия имеет место, но опять же есть немало случаев, когда человек, движимый ностальгией, приезжает в Ереван и через пару месяцев приходит к вывду: как же все-таки правильно, что я уехал и не завишу от местной рабизни. Мне лично не раз в этом признавались люди, кстати говоря, достойные. И я бы не сказал, что в Ереване их принимают с распростертыми объятиями. Самим бы прокормиться. Ведь каждый возвращающийся - это потенциальный конкурент. Есть немало таких, которые хотели бы, но не покидают Армению. Потому что это очень нелегко - в зрелом возрасте сорваться и в неопределенность, да еще в период кризиса. Потому что на чужбине нет ни родных, ни близких. Потому что здоровье не позволяет. Потому что там надо вкалывать до седьмого пота. Потому что ксенофобия. Потому что языковой барьер. Потому что жена против. Потому что престарелые родители... И так далее и тому подобное. Наиболее простое и пафосное объяснение всему этому - патриотизм. Допускаю, что в отдельных случаях и он имеет место, хотя многие предпочитают этим словом прикрываться. Некое альтернативное решение проблемы - двойное гражданство, но, помнится, в статье Р. Сагабаляна "Справочник гастарбайтера" рассказывалось о тех бюрократических препонах, которые придуманы для желающих стать законными гражданами на родной земле. Стоит себе представить, как несколько миллионов армян кинутся в Армению... Последствия такой акции непредсказуемы. Такого, собственно, и быть не может. Для этого Армения должна стать процветающей страной, нуждающейся в профессионалах во всех областях. Нам бы пока научиться ценить не только спонсоров разного калибра, раздаривающих деньги, но и тех соотечественников, которые хотят и могут что-то для родины сделать.
  4. С вами невозможно не согласиться.Не всем приятно приезжать в Ереван и видеть кому он достался.Сами виноваты,не нужно было уезжать....
  5. Браво, Миша, подписываюсь под каждым вашим словом! А тему эту редакции, мне кажется, надо продолжить Очень важная.
  6. Номер куцых интервью получился! С Шаваршем Кочаряном коротеньких разговор и это интервью короткое... Столько недосказанного получилось!
  7. Да уж... Настроился почитать беседу двух умных людей, хотел получить пищу для раздумий - а тут бац, и все обрубили. Для любого армянина разговор о почвенниках и эмигрантах очень важен. И разговор должен быть не таким коротким. Понятно, что толкает людей на отъезд, на разрыв с родиной. А вот что удерживает тысячи наших соотечественников-почвенников? Преклоняючь перед такими людьми. Если все нормальные люди уедут, то рабис целиком восторжествует! Хлеб чужбины горек.
  8. Дорогой Палыч, вы чуточку опоздали. Его величество Рабиз уже восторжествовал. А те из лучших, что остались, съедены им с потрохами.
  9. Не надо так пессемистично! НОрмальных и честных людей в Армении очень много. Во власти их почти нет. Вот что плохо.
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты