«Христианский мандат» Иракского Курдистана
Внимание мирового сообщества в последнее время приковано к событиям вокруг Иракского Курдистана, где состоялись очередные парламентские выборы. Выборы прошли по новому закону автономии, где армяне рассматриваются как самостоятельная община, имея отдельный от других христиан мандат. В целом за христианами Иракского Курдистана закреплено 6 квот. Говоря о христианском меньшинстве Иракского Курдистана, в первую очередь имеют в виду ассирийцев, представляющих разные христианские течения. В частности, ассирийцы-халдеи, имеющие тесные связи с Ватиканом, ассирийцы-несториане, сирийские православные или так называемые якобиты, а также сирийские католики.
Армянская община в Иракском Курдистане немногочисленна. Первые компактные поселения в Иракском Курдистане появились после геноцида армян в Османской Турции 1915-1923 гг. Но в дальнейшем многие эмигрировали во время ирано-иракской войны. Однако, по некоторым данным, сейчас в Иракском Курдистане проживают армяне – выходцы из разных регионов Ирака и курдоязычные армяне, которые, как и все иракские армяне, придерживаются традиций Армянской Апостольской церкви. Армяне проживают в ряде сел на севере Иракского Курдистана, а также в городах Захо и Дохук (в отдельном квартале), в Киркуке, в крупных городах Сулеймания, Ербил и Мосул. В последнее время руководство Иракского Курдистана довольно трепетно относится к проблемам местных христиан. Проект Конституции Курдской автономии гарантирует национальные и религиозные права христианских общин, насчитывающих более 20 тысяч семей.
Региональное правительство Курдистана оказывает каждой христианской семье материальную помощь. Христиане имеют школы с обучением на родном языке, телевизионный канал, участвуют в органах управления Курдистана. В вопросе вероисповедания и традиций они довольно свободны. С другой стороны, курдские и суннитские радикальные группировки периодически терроризируют местное христианское население, особенно в районе Мосула, где проживает самое значительное число христиан Ирака. В частности, в течение последних месяцев в Мосуле происходят погромы и убийства христиан, в том числе и армян. Более чем 15 тысяч христиан было депортировано из Мосула, многие до сих пор боятся возвращаться. Так или иначе, армяне Ирака связывают некие надежды с Курдской автономией. В последнее время именно туда стекаются оставшиеся в Ираке армяне. В свою очередь «армянский мандат» становится важнейшим явлением в жизни иракских армян. Благодаря «армянскому мандату» наши соотечественники в будущем смогут участвовать в общественно-политической жизни Ирака и в частности Иракского Курдистана, фактор которого в регионе постепенно возрастает. Регион известен своими нефтяными и газовыми месторождениями. Они оцениваются в 45 млрд баррелей из 112 млрд подтвержденных запасов Ирака, что ставит Иракский Курдистан по запасам на одно из первых мест на Ближнем Востоке и на 6-е место в мире. Умеренная политика руководителей автономии привела к тому, что многие на Западе стали отводить особую роль Иракскому Курдистану, где обстановка относительно стабильна и, самое главное, управляема.
Власти автономии пытаются усовершенствовать законы в избирательной системе, которая становится все прозрачнее и объединяет все этнические и религиозные группы. Даже езиды, с которыми у курдских лидеров были и есть противоречия, имеют трех своих представителей в новом парламенте. В свою очередь привлечение христиан к участию в выборах и их консолидация вокруг правящей коалиции Иракского Курдистана, возглавляемой Масудом Барзани, были весьма важны. Благодаря голосам ассирийцев и армян действующему президенту удалось существенно расширить электорат и, что самое важное, показать мировому сообществу усилия, которые предпринимают власти Иракской автономии для уважения прав христианских общин в регионе. Многие армяне Иракского Курдистана активно сражались в партизанских отрядах на стороне курдских повстанцев во главе с нынешним президентом Иракского Курдистана Масудом Барзани. Лидер Курдской автономии к армянам относится с особой симпатией. В числе его приближенных много этнических армян. Однако участие армян в парламентских выборах Иракского Курдистана вызвало ряд негативных действий в основном со стороны суннитских движений и туркоманов – этнически близких к азербайджанцам и туркменам. Последние были против предоставления христианам квот в парламенте. И все-таки, несмотря на усиленное давление со стороны суннитов и туркоманов, лидеры Курдистана поддержали «армянский мандат».
Избирательный бюллетень состоял из 21 партии. За армянский мандат боролись Арам Шахине Давуд Бакоян, Аертекс Мовсес Саркисян и Эшхан Мелкон Саркисян. Все трое – члены правящей Демократической партии Курдистана. Одержал победу соратник нынешнего президента Курдской автономии Арам Бакоян. Кроме него, в курдском парламенте от халдейской общины представлена этническая армянка – Байзар Мико Оган Саркис. С ее именем были связаны некоторые обострения внутри христианской - халдейской общины. В частности, ряд халдейских активистов высказывали мнение, что этническая армянка не может представлять халдейскую католическую общину. Однако, учитывая, что Байзар Саркис замужем за халдеем и вполне может отстаивать права халдейской общины Ирака, было принято решение позволить ей участвовать в выборах, в которых она и победила. Армяне Иракского Курдистана будут возглавлять также некоторые структуры в местной администрации, и распределение должностей лишь вопрос времени. Армяне будут представлены также в городских муниципалитетах Дохука, Киркука и Мосула.
За последние годы курдские и ассирийские лидеры стали инициаторами переселения армян в северные районы Ирака. Особую роль в этом сыграл бывший министр экономики Иракской автономии ассириец Саркис Агаджан, который организовал прием армянских переселенцев в более безопасных районах Ирака из столицы Багдада и из других районов страны. Были реконструированы множество христианских церквей, в том числе и армянских. В христианских частях Мосула и Киркука были размещены особые военные бригады для защиты местного христианского населения. На севере Ирака был основан ряд новых поселений для армян и ассирийцев. Усилия Саркиса Агаджана лишь частично оправдались, так как в дальнейшем часть армянского населения, в основном из Мосула, переселилась в так называемую «курдскую зону безопасности».
В Курдском регионе Ирака много армян – врачей, педагогов, банкиров, инженеров и ювелиров. В Киркуке и Эрбиле армянские семьи находятся под особой защитой местных властей. Правительство Курдской автономии старается максимально упростить систему взимания налогов и пошлин для армянских бизнесменов Иракского Курдистана. Готовится проект, по которому армянам будут предоставлены субсидии на развитие банковского и торгового сектора.
Примечательно, что Курдская автономия станет единственным в мире субъектом, в Конституции которого упоминается слово «армяне». По новой Конституции страны армяне официально признаются этническим меньшинством, и правительство обязуется нести ответственность за безопасность армянской общины Иракского Курдистана.
Ведь стабильная обстановка в автономии дает толчок развитию экономики, что в свою очередь положительно влияет на прирост населения, в том числе среди христиан. Большинство населения региона сосредоточено в городах, и это в основном является результатом нестабильного периода гражданской войны, когда была уничтожена значительная часть деревень (4000 тыс.), что привело к скоплению населения в городах. Именно тогда значительная часть армянского сельского населения была вынуждена либо покинуть Ирак, либо переместиться вглубь страны. В середине 60-х некоторые «курдизированные армянские аширеты» осознали свое армянство и перебрались в Европу. Осторожное проявление армянского самосознания среди курдизированных армян замечается и сейчас, что предполагает активную работу армянских лидеров Ирака в вопросе интеграции армянских этнических групп в армянскую общину Ирака, которая, безусловно, переживает самые трудные дни своего существования в этой стране.
Примечательно, что для развития Курдской автономии лидеры региона особые надежды возлагают также на армян Ирака, которые даже во времена правления Саддама Хусейна владели значительным капиталом и могли влиять на экономическую ситуацию в стране. Между тем, Армения не использует потенциал иракских армян. Многие армяне из Ирака переехали в Армению, но оказались в трудной ситуации, поскольку правительство не смогло оказать им должную поддержку. При создании определенных условий иракские армяне обосновались бы на освобожденных территориях, развивая экономику региона. Вместо этого государство устраивает «шоупрограммы», такие как «Вернись домой», цель которой – вернуть армян на историческую Родину. А ведь иракские армяне побывали на исторической Родине, и, кстати, за свой счет, только вот Родина их удержать не смогла.
Арман Акопян
Оставьте свои комментарии