Армянские католические общины сегодня
Сегодня наряду с армянами – адептами Апостольской церкви в статусе отдельных религиозных общин существуют также большие и малые группы армян-католиков. К сожалению, сегодня игнорируется либо почти не говорится о деятельности этой имеющей достаточно большой потенциал иноконфессиональной общины армянства. А безразличие невольно изолирует их от общих задач, превращая в замкнутую, сосредоточенную на самой себе армянскую религиозную общину, которая, безусловно, исчерпав себя, перестанет существовать вообще.
Зачастую представления об армянах-католиках ограничиваются знанием о существовании Конгрегации мхитаристов, сирийской и ливанской общин или, в лучшем случае, «франгов» Армении и Грузии, тогда как они занимают достаточно широкий географический ареал.
Сегодня перед армянами-католиками стоит задача сохранения своего национального облика. Эту задачу по возможности решают служители Конгрегации мхитаристов, пытающиеся сохранить пока не угасающую деятельность школ и гимназий, находящихся в ее ведении в различных странах.
По разным данным, в настоящее время число последователей Армянской католической церкви в мире достигает 500-600 тысяч. Для удовлетворения их духовных запросов в различные исторические периоды создавались епархии; история большинства из них насчитывает всего несколько лет, каковой является, например, армянская католическая община Австралии.
Восточно-европейская епархия (ординариат)
В о с т о ч н о - е в р о п е й с к а я епархия занимает довольно большое географическое пространство, включая всех армян-католиков Армении, Грузии и стран СНГ. Епархия была создана сразу после распада Советского Союза, резиденция предводителя находится в Гюмри. В 1992 году Армянская католическая община получила в Армении официальное признание, что было закреплено на основе Меморандума по правам человека. В 1993 году в Гюмри состоялось официальное открытие епархии. Число католиков в Армении составляет 180 тысяч; они в основном проживают в северных областях республики, в частности, в Ширакской, Таширской и Лорийской областях, отчасти в городах Ереван, Гюмри и Артик.
Около 50 тысяч армян-католиков проживают в армянонаселенных селах Самцхе-Джавахкского района Грузии – Ниноцминды, Ахалкалаки, Ахалцихе. Из-за тяжелого социально-экономического положения Джавахка, как среди всего армянства региона, так и среди католиков, высок процент эмиграции. Следует констатировать, что армяне-католики во все времена имели крепкие связи с местными армянами-григорианцами.
Католики-армяне проживают также в Батуми и Поти: их не так много, и у них нет организованной общины. Сформированных в Тбилиси и различных районах Грузии некогда традиционных армянских католических общин уже не существует. Это – результат последовательной политики грузинских властей по отчуждению армян-католиков.
Самой организованной в Российской Федерации, пожалуй, является армянская католическая община Москвы, действующая с 2000 года. Изначально армяне-католики собирались в московской церкви Св. Людовика под руководством монахини Нуне Погосян, однако после ее ухода на некоторое время собрания прекратились, и только с 2002 года они опять возобновились – под архипастырством итальянского игумена Михаила Басалея. Представителями общины являются мигрировавшие из Армении и Грузии и переехавшие из различных городов России в столицу армяне-католики, пытающиеся таким образом самоорганизоваться. Небольшие группы армян-католиков проживают в Краснодарском крае, Пскове, Ростове, Абинске, Сочи, Адлере и других городах, однако церковных обрядов они не проводят.
Апостольский епископосат Латинской Америки
Эта епархия, имеющая 20летнюю историю, была основана в 1989 году папой Иоанном Павлом II. Центр находится в Сан-Пауло. За исключением Аргентины, имеющей статус отдельного епископосата, в эту епархию входят армяне-католики всех латиноамериканских стран, в том числе Мексики, общая численность которых составляет 12 тыс. человек. Наиболее организованные общины армян-католиков есть в Уругвае (Монтевидео) и Бразилии (СанПауло).
В плане сохранения армянской идентичности армянская католическая община Бразилии более активна. Здесь основаны культурные – театральные, молодежно-юношеские, спортивные кружки, хоры. Живущие изолированно от общинной жизни небольшие группы армян-католиков разбросаны по всей Южной Америке (в частности, в Венесуэле, Парагвае, Мексике), и определить их приблизительное число сложно.
Армянская католическая епархия Латинской Америки есть в Буэнос-Айресе. Это Епископосат Св. Григора Нарекаци, основанный в 1989 году. По данным Ватикана, в Аргентине насчитывается 16 тысяч армян-католиков. Удивительно, что эта цифра за прошедшие 20 лет не изменилась. Это объясняется тем, что несколько поколений армян-католиков, либо, ассимилировавшись, ушли из своей общины, либо вернулись в лоно Апостольской церкви. Этому способствовал также экономический кризис Аргентины (эмиграция в США).
У общины есть школа – гимназия Мхитарян, имеющая в этой стране полувековую историю. Усилиями епархии издается республиканский справочник «Вардананк», освещающий культурную жизнь, задачи армянской католической общины. Действуют также кружки по обучению искусству, танцу, творческие объединения. Как бы вышеупомянутые факторы ни способствовали сохранению общины, тем не менее, кажется вполне реалистичным, что армянская католическая община Аргентины имеет все предпосылки, чтобы ассимилироваться с единоверными аргентинцами.
Ирак. Багдадский архиепископосат
Немногочисленная католическая община Ирака была сформирована в 17–18 веках.
Большую работу по в е р о о б р а щ е н и ю армян развернули здесь католики-миссионеры.
Центр арабоязычной иракской армянской католической общины в основном всегда находился в Багдаде, где около 18 лет действует принадлежащая общине церковь. Задачи здесь несколько иные: это обусловлено иракской войной. До войны число армян-католиков превышало две тысячи. В дни войны армянская католическая церковь Багдада служила местом сбора иракских армян (независимо от вероисповедания).
Однако нападения исламских радикалов на христианские меньшинства нарушили налаженную жизнь двух армянских религиозных общин. Убийство нескольких армян-католиков послужило причиной тому, чтобы около сотни арабоязычных армян-католиков мигрировали в Сирию и Ливан. Армянскую католическую общину Ирака можно причислить к числу малых общин, переживающих тяжелые дни, как и все армяне Ирака.
Турция. Стамбульский архиепископосат
Когда в 1830 году по специальному манифесту султана Махмуда Второго проживающие на территории Османской империи армяне-католики были признаны отдельной общиной (миллиет), в Константинополе была создана епархия, действовавшая со статусом старшей епархии.
Общинная жизнь армян-католиков в Турецкой Республике изначально была сосредоточена в Стамбуле. Часть из них (около 60 семей) проживала в Анкаре. Они имели весьма слабые связи с местными армянами-некатоликами. Это серьезный вопрос, имеющий историческую основу: постепенно усугубляясь, он оставил большую трещину между двумя армянскими религиозными общинами. Армянская католическая община Анкары продолжает вести довольно изолированный, замкнутый образ жизни. В 1970-х годах число членов армянской католической общины достигало 14 тысяч, однако сегодня оно составляет около 3 тысяч. Согласно ряду неподтвержденных данных, их число составляет 25 тысяч, что кажется невероятным, поскольку, по официальным статистическим данным Ватикана, эта цифра составляет 3 тыс. или чуть больше. В вопросе раздувания цифр Ватикан проявляет значительную активность: так он пытается обеспечить превосходство своей Церкви над другими. Так что информация Ватикана представляется более достоверным источником, нежели данные, приводимые в турецких научно-аналитических статьях.
Исходя из наших наблюдений, констатируем, что турецкое информационное пространство содержит весьма скудные и противоречивые сведения о современной деятельности этой общины. В частности, обсуждения о проживающих на территории Турции армянах ограничиваются либо вопросами самой армянской общины, либо исламизированных или криптоармян, а что касается католиков, то отмечается лишь их численность.
В Стамбуле, являющемся ныне духовным центром армян-католиков, действуют 12 армянских католических церквей, одна церковь есть в городе Мардын, где армян-католиков уже нет. Действуют также находящиеся в ведении Конгрегации мхитаристов начальные учебные заведения, гимназии для мальчиков и девочек. Из благотворительных организаций следует отметить принадлежащие общине структуры: Благотворительный орган Святого Акопа и медицинское учреждение Святого Акопа. Однако армяне-католики Анкары не причастны к жизни общины и даже не имеют возможности ходить в церковь.
Нынешняя ситуация в основанных в различных странах армянских католических общинах нуждается в изучении. Нужно попытаться найти средства и пути сохранения этих общин. Подходы должны быть уточнены, по сути, с учетом того обстоятельства, что каждая из них живет в системе ценностей, сформированной различными культурами. Необходимо также учесть, что проблемы армян-католиков в корне отличаются от проблем слоев, имеющих иное вероисповедание: например, исламизированные армяне в армянской действительности – это отдельный, особый случай.
Арестакес Симаворян, фонд «Нораванк», специально для «НК»
Оставьте свои комментарии