Нефтегазоносная горячая точка: каспийские вызовы
Недавняя встреча на высшем уровне лидеров стран Каспийского региона – мировой горячей точки нефти и газа – выявила непрекращающиеся разногласия между региональными прибрежными государствами.
Каспийский регион, вероятно, – нефтегазоносная золотая жила 21 века. Но его потенциал как мирового поставщика топлива осознали не сразу – из-за постоянных разногласий между прибрежными странами по поводу разделения Каспийского моря и других вопросов.
Лидеры бывших советских республик – Азербайджана, Казахстана, России и Туркменистана встретились 12 сентября в каспийском порту Казахстана Актау на неформальном саммите для обсуждения каспийского сотрудничества. Свидетельство природы каспийских споров – иранцы приглашены не были. Это вызвало словесные возмущения в Тегеране.
В Актау Азербайджан и Туркменистан, очевидно, воздержались от публичного обсуждения их недавних разногласий в сфере безопасности. В конце августа Ту р к м е н и с т а н а н о н с и р о в а л планы по строительству морской базы на побережье Каспийского моря, вызвав критику в Баку и спровоцировав министерство иностранных дел Азербайджана на призыв к «демилитаризации» Каспийского моря.
Планы Туркменистана вызвали озабоченность возможной гонкой вооружения в регионе. Официально у Туркменистана не было военно-морских сил. В отличие от Туркменистана, у Азербайджана есть военно-морские объекты в Баку, а также одна четверть бывшей советской каспийской флотилии.
В ходе разделения в 1992 году советской каспийской флотилии между Москвой и Баку Россия оставила себе три четверти кораблей и персонала. Вывод флотилии из ее бывшей базы в Баку вынудил Россию построить новую базу в Астрахани. За последние несколько лет Россия более чем в два раза увеличила свои каспийские военно-морские силы.
У Казахстана также есть довольно скромные морские силы, а вот Тегерану было запрещено иметь флот в Каспийском море условиями соглашений между царской Россией и Персией, а затем между CССР и Ираном. Однако на волне распада CССР Иран, по сообщениям, разрабатывал возможность превращения своих каспийских портов в базы. Тем не менее, подобные намерения Туркменистана вызвали беспокойство некоторых соседей.
Озабоченность вопросами безопасности отразилась в политических разногласиях. А именно: разделение всего Каспийского моря, поддерживаемое Ираном, будет означать, что российские силы не смогут свободно плавать через все Каспийское море. Россия, со своей стороны, выступает за «измененную срединную линию» для разделения каспийского дна и за общее использование поверхностных вод, в том числе военно-морскими силами.
Россия и другие прибрежные государства не согласны не только по поводу разделения моря, но и также по вопросу о подводных трубопроводах. Москва выступила против проекта поддерживаемого американцами трубопровода через Каспийское море, который бы шел в обход России, напрямую связывая центральноазиатские месторождения газа с Западом.
Азербайджан и Казахстан выступают за свободный транзит любого рода в Каспийском море, включая трубопроводы. Однако Россия настаивает на том, что все масштабные энергетические проекты в Каспийском море должны быть одобрены всеми государствами на основе консенсуса.
И все-таки хотя бы некоторые из каспийских экономических разногласий были решены. Сразу после саммита в Актау Россия и Туркменистан приняли меры по восстановлению их энергетических отношений. На встрече туркменского президента Гурбангулы Бердымухаммедова с его российским коллегой Дмитрием Медведевым стороны договорились восстановить поставки туркменского газа в Россию. Двусторонняя торговля газом была приостановлена в апреле 2009 года, и Туркменистан был вынужден проводить переговоры по альтернативным вариантам экспорта газа с Ираном.
Ожидалось также, что на саммите в Актау будет обсуждаться создание Каспийской организации по экономическому сотрудничеству, но после встречи никаких решений по этой теме объявлено не было. Организация должна была провести свою первую встречу в России в 2008 году, но встреча так и не осуществилась, очевидно, из-за перекрывающих друг друга экономических интересов прибрежных государств.
Собственно, последние встречи на высшем уровне лидеров стран Каспийского региона еще раз продемонстрировали сложности в достижении регионального консенсуса. В ближайшем будущем ситуация, скорее всего, сохранит status quo в ущерб сбалансированным решениям на основе консенсуса для решения политических, экономических проблем и проблем безопасности в стратегическом Каспийском регионе.
«ISN», Швейцария
Оставьте свои комментарии