№ 08 (155) Август 2010 года.

Нагорный Карабах: Баку обнаружил фактор «третьей силы»

Просмотров: 4707

Президент Азербайджана Ильхам Алиев, подводя итоги социально-экономического развития страны за первое полугодие 2010 года, сделал любопытное заявление: «Азербайджанское государство и азербайджанский народ никогда не предоставят Нагорному Карабаху какой-либо статус, который может отделить его от Азербайджана. В вопросах, которые обсуждаются на переговорах, нет и не может быть никакого механизма, связанного с отделением когда-нибудь Нагорного Карабаха от Азербайджана». По его же словам, «Армения, или же пресловутые нагорно-карабахские сепаратисты, либо какая-то третья сила не могут в одностороннем порядке без участия и согласия Азербайджана предоставить Нагорному Карабаху какой-либо статус».

Вообще, с точки зрения канонов классического международного права, лидер Азербайджана прав. Для того, чтобы Нагорный Карабах приобрел статус или независимого государства, или вошел в состав Армении, необходимо формальное юридическое согласие метрополии. Однако конкретная практика большой политики - признание рядом государств независимости Косово, несмотря на возражения официального Белграда; признание Россией независимости Абхазии и Южной Осетии - убедительно демонстрирует, что в практику большой политики входят все же так называемые «иные стандарты» трактовки международного права. В конечном счете, все зависит от того, какая действительно «третья сила» заинтересована в изменении геополитической карты того или иного региона и какие при этом ставятся задачи. Вот почему понимание того, что президент Ильхам Алиев подразумевает под фактором «третьей силы», приобретает принципиальное значение.

Период с мая 1994 года, когда вступило в силу Бишкекское соглашение о прекращении военных действий в зоне Нагорного Карабаха, вплоть до 29 ноября 2007-го, когда появились так называемые Мадридские принципы, характеризуется ослаблением влияния России на процессы карабахского урегулирования. Как правило, те или иные переговорные инициативы, исходящие от сопредседателей Минской группы ОБСЕ, имели и имеют общий согласованный между Россией, Францией и США характер. В этом смысле именно Минскую группу ОБСЕ можно отнести к «третьей силе». Как известно, в данный момент переговоры по карабахскому урегулированию ведутся именно на основе Мадридских принципов, хотя они не имеют юридической силы, поскольку под ними нет подписей ни Азербайджана, ни Армении. Более того, время от времени Баку выступает с требованиями то поменять сопредседателей Минской группы ОБСЕ, то расширить ее состав за счет включения в нее Турции. Но после того, как Анкара, подписавшая с Ереваном известные цюрихские протоколы, стала связывать проблему нормализации своих отношений с Арменией с проблемами карабахского урегулирования, стало ясно, что она также не может рассматриваться в роли «третьей силы». Это союзник Азербайджана. Да и заявление президента Ильхама Алиева о «третьей силе» прозвучало не в этой связи, а после визита в Азербайджан госсекретаря США Хиллари Клинтон. Почему?

Действительно, недавний визит госсекретаря США Хиллари Клинтон в Закавказье в целом и в Азербайджан в частности можно во многих смыслах считать рубежным. Правда, США публично заявляют о приверженности принципам сохранения территориальной целостности Азербайджана, но быть в плену этого тезиса они долго не собираются. Этот вывод напрашивается со всей очевидностью, когда анализируешь, например, советы Хиллари Клинтон президенту Грузии Михаилу Саакашвили: «Укреплять экономику, политическую и судебную системы, чтобы вызвать у Южной Осетии и Абхазии желание быть частью Грузии». Аналогичная позиция распространяется и на Азербайджан: сделать свою страну настолько привлекательной, чтобы армяне Нагорного Карабаха изъявили желание оставаться в ее составе. В этой связи госсекретарь США Хиллари Клинтон обещала поддержку Баку в «деле строительства демократического государства». Что же касается предложений по карабахскому урегулированию, то госсекретарь считает, что решить этот конфликт можно только на основе принципов территориальной целостности и права наций на самоопределение. Но такой ход событий Баку не устраивает. По словам известного бакинского политолога Фикрета Садыхова, «нам от США нужны не рекомендации по развитию демократии, а реальная помощь в освобождении захваченных земель». В этом и заключается главная политическая сенсация, связанная с визитом в Баку Хиллари Клинтон: Азербайджан стал воспринимать США как опасную для себя «третью силу». Потому что он начинает ощущать, что американская дипломатия - «после многолетних усилий» - может предложить провести карабахское урегулирование по косовскому сценарию. Не случайно в своем заявлении в Ереване Хиллари Клинтон сослалась на Договор о прекращении огня на линии соприкосновения вооруженных сил Азербайджана и Нагорного Карабаха, который был подписан в 1994 году в Бишкеке с участием Степанакерта. Это можно рассматривать как намек на возможное возвращение Степанакерта за стол переговоров.

Станислав Тарасов, специально для «НК»

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 14 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Карикатура-Супер!
  2. В пригороде Баку состоялось открытие самого большого флагштока в мире с азербайджанским флагом.Но сразу,сильный ветер сорвал его и превратил в груду лохмотьев.Видимо,все это произошло из-за заявления Ильхама Алиева,что такой же флаг будет над Карабахом.Есть над чем задуматься,господин Алиев.Кроме тупых нефтедолларов,в мире,к счастью, существуют и другие правила.
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты