Живем одной судьбой с Россией
Армянской общине Санкт-Петербурга в этом году исполнилось 300 лет. «За прошедшие три века наши предки прошли огромный путь и добились выдающихся результатов во всех сферах человеческой жизни. Россия может гордиться своими армянскими сыновьями, потому что это были 300 лет служения российской отчизне верой и правдой», – говорит председатель Санкт-Петербургской региональной армянской национально-культурной автономии, староста армянской церкви, член Консультативного совета по делам национально-культурных объединений при правительстве Санкт-Петербурга Карен Мкртчян.
– Карен Ромикович, как община отпраздновала такую серьезную, значительную дату своей истории?
– Нынешний год мы считаем юбилейным, поэтому отмечать его начали в январе, с празднования Старого Нового года. Мы собрались всей общиной, пригласили гостей из других общин, представителей городских властей, общественности и вместе очень дружно отметили 300-летие армянской общины Санкт-Петербурга. С тех пор каждый месяц мы проводим один-два серьезных, академического уровня концерта классической музыки. Наш танцевальный ансамбль дал сольный концерт, прошли выставки в музеях города, посвященные, например, образу женщины в армянской культуре, словом, мы старались представить петербуржцам разные стороны нашей национальной жизни.
Община занимается и книгоизданием. В этом году более 10 изданий уже вышли в свет и несколько еще готовятся. Например, мы стали переводить на русский язык наших армянских писателей, начали печатать русских философов – Соловьева, Флоренского на армянском для армянских читателей. Сейчас переводится сборник стихов Бориса Гребенщикова.
Мы и в Армении успели сделать немало: освятили часовню, посвященную 300-летию общины, в селе Агарак Аштаракского района.
Открыли в севанской Вазгеняновской семинарии классы усовершенствования русского языка, оснащенные по последнему слову техники. Наши семинаристы будут иметь возможность ездить на учебу в Петербургскую духовную академию, преподаватели академии будут приезжать в Армению читать лекции. Мы подарили Вазгеняновской семинарии библиотеку, которая состоит как из русской классики, так и из богословской литературы на русском языке.
Поэтому на сегодняшний день эту библиотеку можно считать лучшим собранием книг по богословию в Армении. Еще мы построили школу в селе Аракс Армавирской губернии - дети из бедных семей смогут учиться там художественной ковке.
Осенью планируем провести в Армении гастроли группы «Аквариум» и Бориса Гребенщикова, пригласили в Ереван приму-балерину Мариинского театра Ульяну Лопаткину, которая даст несколько благотворительных концертов.
Есть у нас и программы помощи детским домам и школам на родине, но она постоянная и не связана конкретно с юбилеем. Община ведет большую благотворительную работу как в Петербурге, так и в Армении, взяла попечение над детскими домами. Могу некоторые перечислить: это 9-й детский дом города Санкт- Петербурга, детский кризисный центр, ассоциация инвалидов «Феникс», Гатчинская школа-интернат, Ассоциация детей-инвалидов, благотворительный фонд «Ночлежка» в Санкт- Петербурге.
В Армении мы оплачиваем обучение детям, оставшимся без родителей после землетрясения, в педагогическом колледже в Гюмри. Помогаем школе №5 в Армавире, школе искусств села Аракс Баграмянского р-на, детдому «Мария Измирян» в Ереване и т.д.
– Вы столько успели! Сколько же армян сейчас живут в Санкт-Петербурге?
– Впервые данные об армянах в Петербурге появились в 1707 году. Указом императора Петра Первого армянские купцы получили разрешение поселиться здесь, чтобы торговать с Европой. К 1710 году в Санкт-Петербурге уже сложилась община: несколько десятков человек, в основном купцы и ремесленники. Поэтому мы и празднуем наш юбилей спустя 300 лет, в нынешнем году.
Точного числа, сколько армян в городе и области сейчас, никто не знает, потому что никто специально армян не считал. Но я думаю, что около 100 тысяч человек наберется. Есть официальная цифра в 45 тысяч, ее смело можно умножать на два, чтобы учесть и зарегистрированных, и незарегистрированных.
И конечно, в нашем городе есть большой слой армянской интеллигенции, здесь получали образование сотни армянских ученых, писателей, художников, многие впоследствии вернулись в Армению. Архитектор Таманян, который строил Ереван, учился здесь. Наша гордость – астрофизик Виктор Амбарцумян здесь начинал свой путь в науку. Минас Аветисян окончил Ленинградский институт живописи, ваяния и зодчества им. Репина.
Армяне заметны во всех сферах жизни Петербурга, особенно в культурной. Назову народную артистку России Рубину Рубеновну Калантарян, восьмидесятипятилетие которой мы справили недавно в Театре эстрады. Упомяну Марию Саркисовну Сафарянц, которая уже почти 20 лет является организатором и вдохновителем международного фестиваля классической музыки «Дворцы Санкт-Петербурга».
Назову замечательного солиста Михайловского оперного театра, лауреата международных конкурсов Карена Акопова, художников Захара Хачатуряна, который, кстати, совсем недавно был награжден медалью «Аршил Горки», Валерия Апиняна, Хачатура Арутюняна, скульптора Цолака Симоняна, театрального художника Леву Бейбутяна и многих других. В медицине я хотел бы назвать Эдуарда Карповича Айламазяна, всемирно известного академика, руководителя Института акушерства и гинекологии им. Отто, замечательного детского нейрохирурга Вильяма Хачатряна. Есть армяне, которые составляют гордость российской промышленности. Можно было бы назвать Ованеса Хореновича Гадяна, Эдуарда Гаспаряна, Вячеслава Лазаряна, Юрия Артемовича Саркисяна, которые еще с советских времен являлись крупнейшими промышленниками. И в бизнесе, разумеется, сегодня очень много армян, в сфере строительства, например.
К прискорбию, у нас есть потери – в прошлом году мы похоронили мировой известности востоковеда Карена Никитовича Юзбашяна. В этом году ушел из жизни всемирно известный биолог академик Армен Тахтаджян.
– Хватает ли общине денег на финансирование благотворительности?
– Все, что мы делаем, осуществляется только за счет благотворительных пожертвований прихожан нашей церкви и членов нашей общины. Никогда нам не помогали ни город, ни государство, ни международные благотворительные структуры - мы ни у кого денег не просили и все всегда делали сами.
– Армянская община сокращается или увеличивается, молодеет или стареет?
– К сожалению, она растет. Говорю «к сожалению», потому что я бы радовался, если бы она сокращалась. Это означало бы, что армяне возвращаются на свою историческую родину, строят на ней, заботятся о ней. Молодеет ли община? С сожалением скажу, что старшее поколение более активно, постоянно ходит в церковь, молодежь больше сосредоточена на своей личной жизни, на своих личных проблемах, поэтому очень тяжело интегрируется в общину.
При этом мы стараемся сопротивляться ассимиляции. Как всегда, нашу нацию спасают вера и язык. И в Петербурге, как и во всем мире, армянская община сначала строила церковь, а потом школы и типографию.
Все началось на Васильевском острове, где на углу 2-й и 3-й линий возникла армянская улица и была построена первая деревянная церковь, которая, к сожалению, до наших дней не сохранилась. Но именно с этой церкви началась армянская общинная жизнь, здесь впоследствии были открыты и школа, и типография, где мы уже 17 лет издаем, например, нашу церковную газету «Аватамк». Ее бессменным редактором является Армен Меружанян. При газете есть и издательский дом, который за 17 лет выпустил десятки книг - и духовных, и научных, и художественных.
– Есть ли в Петербурге у молодого поколения возможность учить родной язык? Да и знает ли армянский то поколение, что родилось уже здесь?
– Молодежь очень инертна, и в этом вопросе тоже. Те, кто хочет, чтобы дети оставались армянами и говорили по-армянски, водят своих детей в нашу воскресную школу. И конечно, многие дети разговаривают на родном языке, потому что в семье на нем говорят. Но боюсь, что очень многие владеют уже только разговорным языком, но не литературным армянским.
Для тех, кто хочет научиться армянскому языку, у нас в Петербурге есть две школы. Первой открылась наша церковная воскресная школа – Духовно-просветительский центр им. Лазаревых. Но уже несколько лет, как нам передали городскую 259-ю гимназию с армянским этнокомпонентом. Это большая красивая школа в центре рядом с Мариинским театром, где дети факультативно могут изучать армянский язык, литературу, культуру, историю. В школе учатся дети разных национальностей, большая часть, конечно, это русские и армяне, но учатся и азербайджанские дети, и татары, и афганцы. Школа наша является замечательным примером толерантности: все мирно уживаются. На меня, например, большое впечатление произвел день Азербайджана, когда дети сделали красивую презентацию, читали стихи, посвященные Азербайджану, угощали блюдами национальной кухни. У нас в школе это абсолютно нормально, и мы рады, что можем друг с другом дружить…
Сейчас совместно с городом школу ремонтируем, оборудуем, реконструируем и очень надеемся, что через некоторое время туда будет очередь из детей, которые захотят у нас учиться.
– А легко ли вновь приехавшим в Петербург армянам интегрироваться в общину?
– Вспомню себя. Когда я приехал в 1985 году поступать на исторический факультет университета, общины еще не существовало. Но уже в 1986 году было создано первое русско-армянское общество, которое возглавил Карен Никитович Юзбашян. В 1987 году к нам был назначен иеромонах Езрас Нерсисян, который сейчас всем известен в качестве главы Нор-Нахичеванской и Российской епархии Армянской Апостольской Церкви. Вот он-то совершил в полном смысле этого слова чудо.
Именно с него началось возрождение нашей общины: нам вернули церковь Святого Воскресения на Василевском острове, где мы построили церковную пекарню, она уже много лет помогает детдомам, отправляя туда первый свежий хлеб. Потом огромными усилиями была возвращена наша церковь Св. Екатерины на Невском проспекте, «голубая жемчужина», как ее называли в исторической литературе.
Третью церковь в городе Всеволожске построил наш филантроп Самвел Мовсесян. Город Всеволожск - второй после Петербурга в нашем регионе по количеству армян. Поэтому там построена церковь, есть воскресная школа, строится культурный центр, и благодаря нашему Самвелу все это живет. Сейчас мы с полным правом можем сказать, что многого добились, многое сделали и обустроили.
При этом наша община может считаться образцовой не только в России, но и во всем армянстве. Чем? Тем, что она в городе единственная. В Москве их около 20, мировая диаспора разделилась на разные церкви, партии, на мой взгляд, все это ослабляет нас. В Петербурге же община сплочена вокруг своей церкви и остается монолитной. Есть у нас общество художников, совет ветеранов, есть молодежная организация «Нор Серунд», женский союз «Рипсиме», и школа, и хлебопекарня, и газета, и издательский дом – все они входят в одну общину.
– Расскажите, пожалуйста, о Церкви – какую роль она играет в жизни общины Санкт- Петербурга?
– Я бы сказал, что ее роль основополагающая. Вера, язык и культура позволили нам сохраниться в мировой истории, благодаря им мы выжили. XX век был тяжелейшим временем для нашего народа, и в 1915 году наш народ взошел на свою голгофу, Господь попустил нам тяжелейшие испытания и страдания, но все же окончательно нас не оставил. И теперь у нас есть независимое и целеустремленное государство, созидательная и сплоченная мировая диаспора.
Мы никогда не призывали к мести и всегда были готовы простить, потому что исключительным правом простить своих палачей обладает жертва. Но мы знаем, что прощение всегда следует за покаянием – и именно этого покаяния мы ждем от наших соседей и будем приближать этот день, как можем.
– Стала ли Россия Вашим домом? Легко ли армянам стать частью русского мира, принять его как свой?
– Мой папа служил в России, моим первым языком был русский, я окончил русскую школу, университет в Ленинграде, служил в рядах вооруженных сил, после армии я воцерковился и могу сказать, что Россия стала моей духовной родиной. Я люблю и понимаю Россию: от частушки до молитвы, я понимаю всю ее широту и глубину, и поэтому для меня отношения наших стран и народов являются, без преувеличения, главным направлением в моей работе, практически смыслом моей жизни.
Все, что от меня зависит, я делаю, чтобы наши страны стали еще ближе друг другу и чтобы наши отношения были не просто дружественными, а братскими во Христе. Слава Богу, отношения наших стран развиваются очень плодотворно, но я считаю, нужно идти на еще большее сближение. Поэтому, понимая важность русско-армянской дружбы, наша община так активна в Петербурге. Этим мы хотим сказать, что живем одной судьбой с Россией.
Беседу вела Луиза Погосян
Оставьте свои комментарии