№ 12 (159) Декабрь 2010 года.

«Я люблю все, что приперчено сумасшедшинкой»

Просмотров: 2735

Ереванский спортивно-концертный комплекс был забит под завязку. В зале на креслах умудрялись поместиться по двое, по трое, по лестницам нельзя было пройти: посетители плотно баррикадировали все пространство, сидели даже на полу.

С первых же нот знакомых песен - «You are so beautiful», «You can leave your hat on»,«Unchain my heart» - зал вторил певцу, раздавались бурные аплодисменты. Джо Кокер - легенда блюз-рока - помимо известных хитов решил представить армянской публике свой новый альбом под названием «Hard knocks», в котором фанаты сразу же распознали современное звучание соул-музыки, исполняемой все тем же низким хриплым баритоном «старого доброго Джо Кокера».

Он сразу же расположил к себе своим скепсисом, шокирующим обаянием и мощной энергетикой. Насмешливо-безучастный взгляд, каким он, должно быть, привык отстраняться от журналистов, при словах «Ноев Ковчег» сразу же сменился нескрываемым интересом, его губы сложились в неподдельную улыбку.

– Я ничего не знаю о вашей газете, но вот о ковчеге, который остановился на горе Арарат, я слышал не раз. От такой первозданной природы у вас в Армении, наверное, все становятся художниками и поэтами. И я сразу же превратился в поэта. Вот послушайте: «Над величественной горой обезумевшее солнце льется через край неба...» Неплохо, не правда ли? А я кажусь себе этаким голубем мира с оливковой ветвью...

– Не знаю, как насчет голубя с оливковой ветвью, но вот про то, что Вы своим голосом можете разогнать грозовые тучи над головами публики, пришедшей в непогоду на концерт, ходят легенды...

– Это всего лишь совпадение... Вообще-то мне ближе тот вокальный стиль, который я унаследовал от Рэя Чарльза. Мне не было и 12, когда отец водил меня на фильмы с Марио Ланца. У нас были все его арии, и отец часто их ставил. Но вот Рэй перевернул все в моем сознании. У меня до сих пор сердце болит от его голоса и от красоты его исполнения.

– Прошло время, когда в Вашем репертуаре преобладали перепевки песен других исполнителей. Сегодня Вы один из известнейших блюз-соул-певцов из Англии. И все же в мировом современном музыкальном пространстве какая музыка более всего признана?

– Я не буду говорить о том, что признано, а что нет. Мне нет до этого дела. Мой новый альбом - это моя двадцать вторая пластинка за сорок шесть лет, и я выпускаю их только тогда, когда чувствую, что да, настало время. По мне, так хорошо написано то, что через некоторое время предстанет перед тобой как совершенно незнакомое - второй раз такого не сделаешь. Мне всегда нравилось исполнение чернокожих парней, благодаря творчеству которых я, по сути, в свое время и стал заниматься музыкой… Фактически я получил свое образование на улице (в одной из моих новых песен я пою об этом). Сейчас я исполняю и рок, и блюз - все, что пел все эти годы. С той только разницей, что благодаря новейшей технике, в этих музыкальных жанрах нынче сложилась своя классика. Я в Армении впервые, и для меня было невероятно приятно узнать, что здесь так хорошо разбираются в музыке, так много людей по-настоящему умеют слушать музыку...

Меня обычно спрашивают: «А не устарел ли сегодня блюз?» Нет, конечно же, нет! Блюз еще отнюдь не исчерпан, чтобы «переливать ему кровь» других стилей. Просто для понимания этой музыки от слушателя требуется особая отдача, встречные усилия.

– Что Вам показалось особенно близким в Армении?

– Говорят, что природа не терпит архитектурных излишеств. В этом смысле мне очень понравилась средневековая красота армянских церквей. Особенно церквушка Гаяне, что находится в Эчмиадзине. Внешне она выглядела такой маленькой, игрушечной. А когда я вошел в нее, ощутил пространство, много пространства. Захотелось петь.

– Правда ли, что Вы неуживчивы и даже необщительны? Хотя в прессе не раз говорилось о Вашей демократичности ...

– Демократия для меня основывается не на свободе, а на уважении к человеку, к его пониманию жизни, к его системе мышления. А что касается моей неуживчивости, то не забывайте, что я уже сложившийся человек, наделенный всякого рода тяжелыми комплексами. И действительно, самое трудное для меня в этой жизни – это с кем-нибудь ужиться. И знаете, почему? Потому что этот кто-то не я. (Смеется.)

– Что Вас поддерживает в жизни, что помогает?

– Обычно люди верят в того, кто говорит правду, а не в саму правду, верят в личности, во вдохновение, а бывает, верят даже в невежество. Мне даже кажется, что Хаксли (Олдос Хаксли – английский писатель. – К.А.) был прав, утверждая, что человеком движет не инстинкт самосохранения или продолжения рода, а всего лишь жажда потреблять, которая в конце концов приведет человечество вначале к общему оглуплению, а потом и к вымиранию. Вообще же, мне интересен человек – тот, кто умеет одержать победу над собой. Знаете, почему? Потому что он тогда не страшится других. Просто в этой жизни надо научиться держаться, надо по лезвию идти и не перерезать себе что-нибудь. В будущем, если я когда-нибудь почувствую, что что-то не так, я тихо признаюсь себе: «Старина Джо, все, твое время вышло». Но пока, слава Богу, во мне еще полно энергии. Мне пока есть что сказать своим слушателям.

– А в чем для Вас смысл жизни?

– Я люблю все, что приперчено сумасшедшинкой. Жизнь – она должна быть неровной, сложной. А как же иначе! Но в том-то и дело, что смысл жизни – в самой жизни. Надо жить, просто жить – и всё... В последние годы я не особо люблю показываться на людях. Моя отдушина - это рыбалка с самыми близкими друзьями, где мы беседуем «за жизнь» и отдыхаем на всю катушку. А когда ночью вглядываешься в необъятное звездное небо и прислушиваешься, то замечаешь, что звезды шумят... Что это меня опять на поэзию потянуло? А, не знаете?

Кари Амирханян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 16 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Великолепное интервью, импровизация, не только запись слов, но и дыхания, не говорю уж о том, что автор в интервью воссоздает всего человека - в целый рост....Спасибо и за Депардье.
  2. спасибо редакции "Ноева Ковчега" за по-тря-са-ющее интервью. У меня даже появилось ощущение, что я сам говорил со стариной Джо)))))))
  3. Кари, совет: соедините все ваши интервью и издайте книгу. Такую книгу сразу раскупят, и не только армяне.
  4. Джо Кокер = это класс!
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты