Конфликт вокруг Нагорного Карабаха как часть нерешенного «армянского вопроса»
Конфликт вокруг Нагорного Карабаха возник не 1988 году и не в результате самоопределения армян НКАО и их требования выхода из состава Аз. ССР и возвращения в состав Арм. ССР. Основы конфликта были заложены в 1920-1921 годах, когда Республика Армения была подвергнута советско-турецкой агрессии, оккупирована и расчленена.
К концу 1920 года Армянская Республика (1918-1920) контролировала области Еревана, Нахиджевана, Карса, Ардагана, Карабаха и Зангезура. Согласно Севрскому мирному договору от 10 августа 1920 года «Турция признает Армению, как это уже сделали Союзные державы, в качестве свободного и независимого государства». В состав Армении должны были входить вилайеты Эрзерума, Трапезунда, Вана и Битлиса.
По Соглашению от 10 августа 1920 года между РА и РСФСР области Карабах и Нахиджеван, временно оккупированные Красной Армией, объявлялись спорными территориями, принадлежность которых должна была определяться Договором между РА и РСФСР, проект которого был согласован сторонами 28 октября 1920 г. Согласно статье 1 проекта Договора «РСФСР считает справедливым присоединение к РА областей Турецкой Армении и готова оказать свое дружеское влияние на союзные государства с целью фактического присоединения означенных областей или частей их к Армении».
Согласно статье 3 «Государственная граница между Арменией и входящей в состав РСФСР Аз. ССР будет определена на конференции представителей РА и Аз. ССР при участии представителей РСФСР. Конференция созывается незамедлительно по подписании настоящего договора. Если на конференции не будет достигнуто соглашение - вопрос разрешается референдумом».
Однако Договор не был подписан, большевистское руководство РСФСР приняло решение о насильственной советизации Армении. Республика в результате советско-турецкой агрессии была оккупирована, насильственно советизирована и расчленена.
В Москве были силы (Чичерин, Карахан и др.), которые считали нецелесообразным насильственную советизацию и расчленение Армянской Республики в пользу Турции и Азербайджана. Однако верх взяла линия Сталина на уничтожение Армении, при сильном давлении турок, шантаже азербайджанцев и слабости национально ориентированных армянских коммунистов.
В создавшихся условиях правительство Армянской Республики, во избежание новых кровопролитий, отказалось от сопротивления и согласилось на добровольную передачу власти коммунистам. Армяне лишились государственной поддержки в решении прерванного «армянского вопроса», и не только в отношении Западной, но и Восточной Армении, сохранения в составе Армении Карса, Нахиджевана, Арцаха, Джавахка.
В результате территории Армении были расчленены - Карс, Ардаган, Сурмалу были переданы Турции, Арцах и Нахиджеван - Азербайджанской ССР, Джавахк - Грузинской ССР. Ос-тавшаяся незначительная часть Восточной Армении была насильственно советизирована. Это расчленение Армении было оформлено преступным советско-турецким Московским договором от 16 марта 1921 г. и такими же решениями Кавбюро РКП( б) от 5 июля 1921 г.
После распада СССР появился шанс восстановить историческую справедливость, права порабощенных народов. Но в ответ на мирное решение армян Арцаха воссоединиться с Арменией азербайджанское руководство, пользуясь покровительством со стороны центральных советских властей, безнаказанно устроило погромы армян в Сумгаите, Баку и в других армянонаселенных местах Азербайджана. Однако в дальнейшем лишенные поддержки советских силовых структур азербайджанские агрессоры потерпели поражение, и армянам удалось частично освободить земли, незаконно включенные советской властью в состав Азербайджанской ССР. Армяне имели все права и основания освободить Нахиджван, северные земли Арцаха и армянский Гандзак, вплоть до реки Куры, исторической, естественной, безопасной от агрессивного соседа границы Восточной Ар-мении.
После поражения Азербайджана в развязанной им войне, подписания Бишкекских соглашений о прекращении военных действий, переговоры Армении с азербайджанскими властями могут быть только о следующем: о подписании мирного договора по признанию юрисдикции армян на контролируемые ими территории, в обмен на отказ армян от возвращения Нахиджевана и других исконных армянских территорий Армении; в обмен на отказ от возбуждения процесса наказания преступников, организовавших погромы армян в Азербайджане; в обмен на отказ от требований о компенсации многомиллиардного ущерба, нанесенного армянам в Азербайджане; в обмен на отказ от возвращения армянских беженцев в их прежние родные места, где они проживали с незапамятных времен до появления там кавказских татар, нынешних азербайджанцев, - что явилось бы единственно возможным для армян компромиссом и уступкой.
Переговоры же о восстановлении территориальной це-лостности Армении, соответственно, следует проводить с Российской Федерацией, правопреемницей Советской России, СССР (см. «Соглашение между РА и РСФСР о мире» от 10 августа 1920 года и проект «Мирного договора между РСФСР и РА» от 28 октября 1920 года, который остался не подписанным из-за насильственной советизации РА, «Армянский вестникъ» №1-2, 2002 г.).
Переговоры следует проводить о признании воссоединения Арцаха с Арменией, о судьбе Нахиджевана, «временно оккупированного» Красной Армией в сентябре 1920 года, статус которого (наряду с другими «спорными» территориями) должен был решаться, согласно соглашению от 10 августа 1920 года, только в переговорах между Россией и Арменией.
Это Соглашение и сегодня является последним единственным международным юридическим актом, имеющим отношение к территориальной проблеме между Арменией и ее агрессивным соседом и, в частности, Арцаха и Нахиджевана, незаконно переданных Азербайджану преступным советским режимом вопреки воле народа и вопреки подписанному самими Советами соглашению.
Не Аз. ССР захватила армянские земли, - они были оккупированы Красной Армией и незаконно и преступно переданы Аз. ССР Красным Кремлем. Новая Россия не может быть посредником в конфликте, пока она открыто и честно не заявит миру и Азербайджану, что осуждает преступления прежнего режима и готова содействовать исправлению результатов этих преступлений. Это и есть ключ к решению конфликта.
Республика Армения, Россия и вслед за ней Запад должны требовать немедленного прекращения блокады, что равносильно продолжению войны Азербайджана против Армении. Иначе политику России можно считать продолжением политики советской. Иная политика Запада, США способствует сохранению взрывоопасной ситуации в регионе, чревата непредсказуемыми катаклизмами, войной, терроризмом.
Поддержка же Россией, а вслед за ней, по ее примеру и Западных участников в переговорных процессах по конфликтам на постсоветском пространстве, так называемой территориальной целостности мини-империй, означает не что иное, как одобрение преступления советских властей, в результате чего Абхазия и Южная Осетия незаконно и преступно были переданы Грузинской ССР, армянские земли - Азербайджанской ССР, Приднестровье - Молдавской ССР, Крым и другие русские территории - Украинской ССР.
Армяне потеряли Нахиджеван, и не только этот исконный армянский край, из-за преступности и бездарности армянских и русских политиков. Но Арцах с освобожденными территориями еще можно спасти.
Необходимо вернуть цивилизаторский, освободительный образ России, фальсифицированный и подмененный в со-ветское время. Неоколониальная империя, Советский Союз, не был Россией - не типичной колониальной империей, (разве что как-то по отношению к Польше и Финляндии), как Англия, Франция со своими заморскими колониями и др. Россия была сама оккупирована и порабощена большевиками и коммунистами.
Большевики, коммунисты насильственно навязывали на-родам чуждую им идеологию и неэффективный, ненавистный строй. Россия же освобождала христианские народы от азиатско-восточной тирании, давая этим народам просвещение, развитие и прогресс. Кем были бы многие народы без русской (европейской) культуры?
Лучшим началом в возрождении прогрессивных российских традиций и в активном, конструктивном участии России в установлении нового, более гуманного мирового порядка явилось бы ее содействие по устранению результатов преступлений тоталитарного коммунистического режима, по справедливому урегулированию конфликтов на постсоветском пространстве.
Продолжение беспринципной, невнятной позиции, не основанной на исторических реалиях, общечеловеческих ценностях и целях, свободы и справедливости, приведет к полному отрыву России от ее исторической миссии, загнав ее на задворки истории. Конфронтационная, наполненная поисками врагов на Западе, в НАТО, в США, в Восточной Европе, в Прибалтике и т.д. политика России приведет к ее международной изоляции и к окончательному краху. Пример СССР неопровержимо доказывает это.
Сверхдержавой (superpower, сверхмощью) может быть государство, нация, которая обладает не только и не столько сверхсовременным оружием, но самое главное - имеет современный общественный строй, обеспечивающий своему народу современный высокий уровень жизни, здравоохранения, образования и т.д., общественный строй, основанный на целях и ценностях современной развитой мировой цивилизации.
Политику защиты российских национальных интересов следует вести не через поиски или провоцирование разногласий между ведущими европейскими странами и между Европой и США (большевистская тактика ведения международной политики), а через гармонизацию национальных интересов народов, крупных и малых, на основе общепризнанных ценностей и целей, на путях неизбежных глобальных экономических и политических процессов, не через возврат к блоковым противостояниям, сколачивание новых бесперспективных блоков неконкурентоспособных стран.
Мировое сообщество не признает правомерность роли России в разрешении конфликтов на постсоветском пространстве до тех пор, пока она не освободится от советского наследия, не осудит незаконное включение этих народов в состав советских республик, границы которых были преступно установлены сталинскими картографами. Кроме этого, нет другого правого, морального основания для России вмешиваться во «внутренние» дела Грузии и неприкосновенность ее «территориальной целостности».
А теперь Россия якобы защищает только «своих» граждан, миротворцев, не вспоминая об армянах, которые не являются гражданами новой России, несмотря на то, что они были освобождены от восточной деспотии и были подданными великой христанской державы до ее развала большевиками. И которые вот уже двадцать лет находятся в блокадном, осадном положении и под угрозой возобновления агрессивной войны со стороны еще одного российского «стратегического союзника».
Для разрешения конфликта т.н. посредники, а на самом деле ответственные за конфликты, ждут каких-то уступок, компромиссов от армян. И это при том, что в ся история страны является результатом бесконечных потерь, уступок и компромиссов. Начиная от Сан-Стефанского, Берлинского конгресса до пакта Ленина-Ататюрка, до Беловежских соглашений.
Осознали ли армяне, во что обошлись им уступки армянских коммунистов в черный день 5 июля 1921 г.? Поняли ли армяне, почему в отличие от армянских коммунистов национал-большевику Нариманову хватило духу не уступить Ленину? И когда осознают, наконец, новые русские, какой урон нанесли российской государственности большевики и как избавиться от их наследия?
Какие могут быть еще уступки, компромиссы со стороны армян: когда остается безнаказанным геноцид армян 1915-1923 гг., когда все еще оккупирована Западная Армения, Ванская, Эрзерумская, Битлисская, Трапезундская области которой по Севрскому договору должны были входить в состав Армении, на которые современная Республика Армения не имеет претензии, когда после того, как была расчленена Армянская Республика в результате советско-турецкой агрессии и пакта Ленина-Ататюрка 1921 г., Карс и Ардаган были переданы Турции, а Нахиджеван - Азербайджанской ССР, на возвращение которых Республика Армения не претендует. Какие переговоры об уступках после безнаказанных погромов армян, захвата их имущества в Баку в 1918 и 1991 годах, после безнаказанных погромов армян в Шуши и ее сожжения 1920 г., после безнаказанных погромов уже в наши дни в Сумгаите и Баку и изгнания всех армян с территории современного Азербайджана, где они проживали с незапамятных времен до появления там кавказских татар, именуемых с 1918 г. азербайджанцами, и т. д. и т.д.?
Предельной уступкой армян также является готовность Еревана без предварительных условий и территориальных претензий установить нормальные отношения с Турцией. Но, чтобы эта позиция была понята и принята мировым армянством, необходимо четко заявить, что то, что касается армянских требований к Турции по возмещению всяческого нанесенного ущерба, то это прерогатива представителей потомков бывших граждан Османской империи, западных армян, рассеянных по всему миру после череды бесконечных погромов и преследований после геноцида армян 1915-1923 гг.
Карен Микаелян, публицист
Оставьте свои комментарии