№ 5 (164) Март (1-15) 2011 года.

Газопровод раздора

Просмотров: 4405

Начало 2011 года ознаменовалось определенным обострением напряжения в Закавказье, возникшим из-за активных и противоречивых слухов о возможной продаже Грузией газопровода «Север-Юг». Именно по этому газопроводу Армения получает российский газ, и попадание его в руки одной из заинтересованных сторон в армяно-азербайджанском противостоянии, несомненно, дало бы ей серьезный инструмент давления.

Но давайте обо всем по порядку.

Газопровод «Север-Юг» - это труба, связывающая российский Моздок с грузинским Тбилиси и идущая далее в Армению. Он обеспечивает основной объем газа для потребления внутри Армении, в то время как газопровод из Армении в Иран является лишь второстепенным, полученный по нему газ Ереван, как правило, напрямую потребителям не направляет.

Построенная еще в конце советского периода, во время грузинской независимости, труба не имела надлежащего ухода и обветшала настолько, что, по мнению специалистов, бесперебойная прокачка газа по ней сейчас обеспечивается лишь тем, что давление, при котором осуществляется прокачка, в три раза меньше запроектированного. Стоимость капитального ремонта трубопровода будет исчисляться многими десятками миллионов долларов, которых у Грузии просто нет, а есть, напротив, острая необходимость в деньгах, на которые покупаются самые передовые и демократические в нашей Галактике реформы и, следовательно, программа широкой приватизации доставшихся ей от «тяжелейшей советской оккупации» объектов собственности.

Если до 2005 года тот факт, что 10% газа, проходящего из России в Армению, Грузия оставляла себе в качестве оплаты за транзит, имел важное значение для обеспечения грузинского газопотребления, то по мере строительства несравнимо более мощного газопровода Баку-Тбилиси-Эрзерум становилось понятно, что нужный Грузии объем голубого топлива она возьмет оттуда, а труба Моздок-Тбилиси уже, в общем-то, и не нужна. Таким образом, еще в 2005 году газопровод «Север-Юг» попал в список предприятий, подлежащих распродаже, но, в отличие от других объектов собственности, продан не был.

В дело вмешалась большая политика. Оказалось, что в свете стратегических реалий, сложившихся в этом регионе, сравнительно небольшой и изначально тупиковый газопровод Моздок-Тбилиси имеет важное политическое значение, а продажа его из довольно заурядной экономической операции может превратиться в инструмент изменения баланса сил на Южном Кавказе.

Можно выделить как минимум три страны, которые получили бы прямую выгоду в случае приобретения ими газопровода.

Азербайджан. Понятно, что простое перекрытие трубы поставило бы Ереван в очень непростую ситуацию, а Баку, напротив, получил бы в свои руки очень мощное средство давления на Армению с целью вынудить ее вести нужную ему политику. Маловероятно, что при возможности получения газа из Ирана газовая блокада с севера могла бы заставить Ереван смягчить позицию по Карабаху, однако совершенно очевидно, что в долгом периоде это ухудшило бы ситуацию в экономике Армении, и без того очень непростую, и снизило бы доходы ее граждан.

Армения. Приобретение трубопровода дало бы ей немало выгод и преимуществ, правда, не в области армяно-азербайджанского противостояния, а в плане достижения большей независимости транзита через Грузию, что непрямым образом развязало бы Еревану руки и в защите интересов армян Джавахка.

Россия. Получение газопровода дало бы России сразу два преимущества – а) это повысило бы возможности бесперебойного снабжения газом своего стратегического союзника – Армении и таким образом усилило бы ее собственные позиции в Закавказье, б) с учетом иранской ветки это позволило бы замкнуть российскую и иранскую газотранспортные сети, что, теоретически, давало бы возможность транспортировки иранского газа в Европу, что, в свою очередь, могло бы изменить всю картину европейской нефтегазовой безопасности и снизить степень блокады Ирана со стороны Запада.

Таким образом, выгода от получения в свои руки газопровода «Север-Юг», усиленная иными средствами политического давления, дала бы возможность любой из указанных сторон упрочить свои позиции и в определенной степени изменить положение сил в Закавказье. Именно поэтому еще тогда – в 2005 году – США настойчиво попросили Грузию воздержаться от продажи газопровода и уж тем более не продавать его «Газпрому». Они даже передали Грузии 35 млн долл., которые были предназначены для поддержания трубы в работоспособном состоянии в течение пятилетнего периода.

Период, оплаченный американскими деньгами, заканчивается весной этого года, и уже с середины зимы оживились разговоры о грядущей продаже газопровода. Масла в огонь подлил грузинский парламент, который еще летом прошлого года принял закон, исключающий «Север-Юг» из списка стратегических объектов, не подлежащих приватизации. Естественно, все экспертное сообщество оценило этот шаг как начало подготовки к его продаже.

Немедленно отыскались заинтересованные в покупке стороны. Ими, что неудивительно, оказались российский «Газпром», его армянская «дочка» «АрмРосГазпром», казахский «Казмунайгаз» (в меньшей степени) и «Госнефтекомпания Азербайджана». Руководитель последней Ровнаг Абдуллаев неоднократно и публично заявлял о своей заинтересованности в приобретении этого актива и даже делился планами его последующего использования. Согласно г-ну Абдуллаеву, после покупки газопровода Азербайджаном прокачка газа в Армению должна была прекратиться, часть газопровода должна была быть демонтирована, а часть переориентирована на транспортировку голубого топлива на грузинское черноморское побережье, где он должен был быть сжижен и отправлен танкерами в Румынию для последующего поступления в газораспределительные сети Европы.

Конечно же, возможность подобного исхода не могла не волновать власти Армении. Вопрос о продаже газопровода и его перепрофилирования неоднократно муссировался в прессе, и можно с уверенностью предположить, что даже при отсутствии официального подтверждения от Еревана он становился предметом переговоров руководителей Армении и их грузинских коллег.

По мере разгорания страстей вокруг «газопровода раздора» реакция грузинской стороны в этом вопросе начала меняться. Из Тбилиси доносились довольно противоречивые сигналы, что в мировой дипломатии считается одним из признаков идущих переговоров и корректировки позиций сторон, возникала информация, что перепрофилирование газопровода не предусматривается, что к продаже планируется не весь объект полностью, а лишь его часть - 25% либо 10%, и только потом – 16 февраля - премьер-министр Грузии Ника Гилаури на совместной пресс-конференции в Ереване со своим армянским коллегой Тиграном Саркисяном официально заявил: «Правительство Грузии в будущем не будет продавать контрольный пакет акций газопровода. Есть стратегические объекты, управлением которых правительство Грузии будет продолжать заниматься и в будущем».

С одной стороны, на этом можно ставить точку и делать вывод, что тема продажи многострадального газопровода закрыта. Однако если в коротком периоде это так и выглядит, то в среднем и в длинном периодах вопросы все равно остаются.

Нынешнее положение не дает ответа на вопрос, кто будет нести расходы по содержанию газопровода и по поддержке его в рабочем состоянии. Американцы на это денег (по крайней мере пока) не выделили, а своих «лишних» средств у Грузии просто нет – экономическое положение этой страны довольно тревожно и реальная отдача от реформ очень мала. Тот факт, что в 2013-2014 годах Грузия должна будет выделить очень существенную сумму на покрытие своего внешнего долга и пока совершенно непонятно, откуда она эти деньги возьмет, ставит вопрос финансирования работы грузинского участка газопровода «Север-Юг» под еще большее сомнение.

Совершенно не исключено, что по мере нарастания финансовых затруднений у Тбилиси будет увеличиваться соблазн продажи большей доли собственности газопровода – его контрольного либо полного пакета, тем более, что юридические препоны для его полной продажи уже сняты. Что произойдет с газопроводом тогда, прогнозировать пока невозможно.

Андрей Епифанцев

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 10 человек

Оставьте свои комментарии

  1. стиль автора - фэнтэзи. То, что мечтает г-н Ровнаг Абдуллаев сделать с газопроводом - вверх сюрреализма.
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты