Россия в карабахском конфликте: ни войны, ни мира
Основным форматом вовлечения внешних сил в карабахский конфликт является переговорный процесс при посредничестве влиятельных международных акторов. В настоящее время он осуществляется исключительно Минской группой ОБСЕ, хотя за последние два десятилетия неоднократно предпринимались попытки одной из сторон конфликта перенести его в другие международные структуры. Однако все эти попытки оказались еще более безрезультатными, чем деятельность самой Минской группы, которая хотя бы обеспечивает «заморозку» конфликта и не допускает возобновления боевых действий.
Особенность МГ ОБСЕ в том, что входящие в ее состав страны-сопредседатели, находясь зачастую на диаметрально противоположных позициях по многим вопросам мировой и региональной политики, имеют схожие подходы к процессу мирного урегулирования карабахского конфликта. Более того, у сопредседателей существует консенсус в вопросе недопущения боевых действий в Карабахе. В последний раз он наглядно проявился в ходе саммита ОБСЕ в Астане в начале декабря 2010 г., где представители России, США и Франции достаточно резко выразили свое негативное отношение к попыткам военного шантажа со стороны Азербайджана, выборочной трактовки отдельных элементов переговорного процесса, которые должны рассматриваться лишь как единое целое. Такая политика стран-сопредседателей (а фактически – международного сообщества) позволяет сохранить и продолжать чрезвычайно трудный процесс переговоров в условиях неготовности обществ и элит конфликтующих сторон к каким-либо реальным компромиссам.
Вполне естественно, что подходы основных внешних акторов к карабахскому конфликту определяются, в том числе, их собственными интересами на Южном Кавказе и в прилегающих регионах. Это могут быть интересы в сфере как энергетики и коммуникаций (что особенно актуально для США и Франции), так и безопасности и геополитического доминирования (для России и США, а также региональных держав – Ирана и Турции). Подходы в карабахском конфликте могут определять и соображения иного порядка: идеалы и принципы демократии и интеграции (отраженные в позиции европейских стран); историческая и культурная близость к региону (что особенно актуально в случае с Россией и Турцией). Мирный способ урегулирования конфликта не отменяет различий в подходах, позициях и причинах активного вовлечения этих держав в переговорный процесс.
Позиция России по карабахскому конфликту двойственна. С одной стороны, экономическая и военная помощь Армении со стороны России стала причиной охлаждения отношений между Россией и Азербайджаном в первой половине 1990-х гг. Азербайджан не согласился на сохранение российских баз на своей территории (за исключением аренды Габалинской РЛС), хотя в 1994 г. Гейдар Алиев, в целях внутриполитической стабильности и в надежде на изменение российской позиции в карабахском конфликте, присоединился к Договору о коллективной безопасности. Не дождавшись от Москвы поддержки в карабахском вопросе, в 1999 г. Азербайджан вышел из ДКБ и присоединился к ГУУАМ.
В то же самое время существуют условия, которые заставляют Азербайджан и Россию придерживаться добрососедских отношений. В Азербайджане проживает около 140 тысяч русских, а в России, согласно официальной переписи 2002 г., – 621 тыс. азербайджанцев. Между странами действует безвизовый режим. По официальной статистике, трудовая миграция в Россию в 2008 г. составила 23,3 тыс. человек из Азербайджана и 35,2 тыс. из Армении. Для России Азербайджан важен и как региональный участник рынка энергоресурсов. В настоящее время на смену соперничеству 1990-х гг. в отношениях между Россией и Азербайджаном пришел этап более близкого сотрудничества. 3 сентября 2010 г. во время официального визита президента Медведева в Азербайджан был подписан контракт между Государственной нефтекомпанией Азербайджана и «Газпромом» об увеличении поставок в Россию каспийского газа, что укладывается в стратегию Москвы по противодействию попыткам европейских стран обеспечить альтернативный России маршрут поставок энергоресурсов в Европу.
Наряду со всем этим, российско-армянские отношения в военной сфере являются основой политики безопасности Москвы в регионе и единственным элементом, обеспечивающим деятельность на Южном Кавказе ОДКБ как военно-политического блока под эгидой России. Россия является главным инвестором в Армении, тесно сотрудничает в энергетической и коммуникационной сферах, несмотря на отсутствие прямой географической связи. Россия стремится проявлять беспристрастность в переговорном процессе вокруг Нагорного Карабаха и сохраняет видимый баланс в своих отношениях с Арменией и Азербайджаном. Предоставляя Армении гарантии безопасности в региональном формате и содействуя оснащению армянской армии современным вооружением и военной техникой, Москва одновременно расширяет военно-техническое сотрудничество с Азербайджаном. В августе 2010 г. в ходе государственного визита президента Д.Медведева в Армению, наряду с другими документами, был подписан дополнительный Протокол №5 к Договору 1995 г. о порядке функционирования российской военной базы на территории Армении. Согласно этому документу расширилась географическая сфера ответственности 102-й РВБ, включающая уже всю территорию Армении (а не только вдоль периметра бывших границ СССР с Турцией и Ираном, как в прежней редакции Договора), а также продлевалась длительность ее нахождения (вместо прежних 25 – 49 лет). Кроме того, в соответствии с Протоколом, Россия взяла на себя обязательство обеспечивать Вооруженные силы Армении современным и совместимым ВВТ.
В Армении склонны интерпретировать подписание этого документа как гарантии безопасности и военной помощи со стороны России в случае войны с Азербайджаном. Хотя формально двусторонние и многосторонние (в рамках ОДКБ) обязательства России в сфере безопасности и взаимной обороны распространяются только на границы Республики Армения, а не на территорию Нагорного Карабаха. Вместе с тем, вполне вероятно, что в силу чрезвычайной милитаризации региона и радикальности позиций конфликтующих сторон боевые действия не ограничатся лишь территорией Нагорного Карабаха и могут перекинуться по периметру протяженной границы между Арменией и Азербайджаном. Более того, даже просто наличие вдоль северо-восточных границ Армении и на армяно-нахичеванской границе частей Российской армии позволит высвободить значительную часть Армянских вооруженных сил и эффективнее использовать их в Нагорном Карабахе, что также будет иметь существенное значение для дальнейшего хода возможных боевых действий.
Вместе с тем, очевидно, что Россия не хочет, чтобы ее вовлекли в боевые действия вокруг Нагорного Карабаха, и в случае военной «разморозки» конфликта Москва может оказаться в трудном положении. Прямая военная помощь Армении со стороны России немедленно приведет к разрыву отношений с Азербайджаном, в том числе и в энергетической сфере. С другой стороны, невыполнение двусторонних и многосторонних обязательств по оказанию военной помощи Армении может лишить Россию репутации надежного партнера, дискредитировать функционирование ОДКБ как военно-политической организации, привести к выводу российской военной базы с территории Армении и потере единственного военно-политического союзника Москвы на Южном Кавказе. Если Москва не окажет военного содействия Армении, это поставит под угрозу дальнейшее армяно-российское стратегическое сотрудничество и лишит Ереван каких-либо стимулов к сохранению российской военной базы на своей территории. Потеряв Армению, Москва может одновременно также потерять политическое влияние и рычаги воздействия на Азербайджан и на весь Южный Кавказ, а в дальнейшем – создать себе проблемы и на Северном Кавказе.
Поэтому Россия заинтересована в сохранении status quo, поддержании военного баланса и невозобновлении боевых действий. Это проявляется, в том числе, в масштабных льготных поставках Москвой вооружения и военной техники своему союзнику по ОДКБ – Армении, которые в значительной мере компенсируют и нивелируют милитаризацию Азербайджана за счет продажи каспийских энергоресурсов. Как результат, Россия сохраняет в среднесрочной перспективе свое военно-политическое влияние в регионе, одновременно оказывая содействие Армении, замораживая карабахский конфликт и привязывая к себе Азербайджан. После «пятидневной войны» августа 2008 г. внимание к региону со стороны США и европейских стран ослабло, и поэтому России легче контролировать ситуацию и осуществлять посредничество между Арменией и Азербайджаном. А это фактически приводит к сохранению сложившегося в зоне карабахского конфликта status quo, т.е. состояния «ни войны, ни мира». А лучшего варианта, к сожалению, международное сообщество предложить Карабаху пока не может…
Сергей Минасян, политолог, Ереван
Оставьте свои комментарии