Насколько опасны «Свидетели Иеговы»
Деятельность религиозной организации «Свидетели Иеговы» в Армении продолжает оставаться предметом самых жарких споров. Неприятие вызывает главным образом отказ иеговистов от службы в армии, ну и от переливания крови.
Учитывая сложившееся в республике негативное в целом отношение к сектантам и иеговистам в частности, армянские и зарубежные правозащитные организации время от времени предпринимают попытки переломить ситуацию. Одну из таких попыток предпринял председатель Хельсинкского комитета Армении Аветик Ишханян, организовав круглый стол по проблемам деятельности и правам религиозных организаций в Армении.
Правозащитник призвал армянские СМИ отказаться от выражения «секта» по отношению к религиозным меньшинствам, действующим на территории республики. Он обосновал свою позицию тем, что «секта» - не юридический термин, а в христианском и мусульманском вероисповедании воспринимается как оскорбление и ярлык.
Власти Армении иначе относятся к проблеме и пытаются разрешить ее, борясь с сектантами на законодательном уровне, но соответствующий законопроект парламентом страны так и не был принят.
В ответ на эту и так еле заметную борьбу Госдеп США в отчете за 2009 год подверг Армению форменной обструкции за осуществляемую, по мнению американцев, дискриминацию в отношении «Свидетелей Иеговы». В частности, Госдеп раскритиковал правовое определение христианства в Армении как «веры в Иисуса Христа как в Бога и Спасителя и принятия Святой Троицы», под которое никак не подпадают иеговисты.
Также были упомянуты «распространение листовок и показ телефильмов с критикой и клеветой на «Свидетелей Иеговы», именование организации «Свидетелей Иеговы» «сектой» в средствах массовой информации». В прошлом году Госдепартамент опубликовал доклад «О религиозных свободах 2010», в котором отмечается, что религиозные меньшинства время от времени становятся мишенью для Армянской Апостольской Церкви, представляющей их как врагов государства и помеху для воссоединения нации.
Примечательно, что в реальности вся деятельность ААЦ в этом направлении сводится к предложению, чтобы традиционные вероисповедания, имеющие вековое присутствие, разделили часть прав ААЦ и не ставились бы в правовом отношении в один разряд с сектами. Армянские священнослужители неоднократно обращались к Национальному Собранию с просьбой, чтобы в Закон «О свободе совести и религиозных организациях» была введена трехступенчатая градация: Армянская Церковь, традиционные вероисповедания и все остальные. Этим все «притеснения» ААЦ в отношении «свидетелей», собственно, и ограничиваются.
Однако следует отметить и другую сторону медали: помимо иеговистов, ААЦ активно критикует и деятельность других христианских религиозных организаций в Армении, придерживающихся библейских постулатов, - к примеру, Церковь христиан веры евангельской.
Для того, чтобы обеспокоенность ААЦ стала понятна, опишем методы «работы» иеговистов. «Свидетели» приходят домой к незнакомым людям или же подходят на улице, предлагая изучать Святые Писания. Их миссионеры долго внушают потенциальному члену секты, что его жизнь вскоре должна измениться к лучшему, внушают надежду на счастливую и вечную жизнь. Изучение Библии мягко перетекает в изучение «Сторожевой Башни» и «Пробудитесь!» - журналов, являющихся главными идеологическими изданиями этой организации. Иеговисты интерпретируют текст Библии в соответствии со своими задачами, а через некоторое время Библия вообще подменяется «Новым переводом Священных Писаний». Примечательно, что в реальности этот перевод имеет очень мало общего с Библией, поскольку в нем все основные догматы христианской веры сильно видоизменены.
На все возражения и сомнения потенциальной жертвы они с постоянной счастливой улыбкой на лице безапелляционно заявляют, что Истина - только и только то, что они проповедуют, все остальное от сатаны, мир вскоре погибнет, останутся лишь «Свидетели Иеговы».
Меж тем на днях глава Центра реабилитации и помощи жертвам деструктивных культов Александр Амарян сообщил журналистам, что 24 молодых человека из числа «свидетелей Иеговы» отказались проходить альтернативную воинскую службу. Согласно вступившему в 2004 году в силу Закону РА «Об альтернативной службе» в Армении действуют два типа альтернативной воинской службы: специальная государственная служба в Вооруженных силах Армении, которую выбирают молокане, и альтернативная рабочая служба, не военная.
Если срок службы в ВС – 24 месяца, то альтернативной – 36 месяцев, а альтернативной рабочей службы уже 42 месяца. Более того, альтернативники по закону впоследствии не могут носить оружие, а также назначаться на высокие государственные должности.
Однако закон не привнес ничего нового в сложившуюся ситуацию. Сразу же после его вступления в силу 22 «свидетеля Иеговы» были направлены в больницы и сиротские приюты в качестве обслуживающего персонала, однако уже через пять месяцев они отказались служить, обосновав это тем, что надзор над ними осуществляет Министерство обороны.
После этого 15 человек были осуждены на 2-3-летние сроки заключения по обвинению в дезертирстве и оставлении места службы, однако, проведя в тюрьме около 7 месяцев, вышли на свободу.
Еще 35 иеговистов были осуждены за уклонение от альтернативной воинской службы с 1 июля 2009 года по 1 июня 2010 года. Сегодня в уголовно-исправительных учреждениях отбывают сроки наказания 76 иеговистов - за отказ от несения альтернативной трудовой службы по религиозным или идеологическим мотивам.
В целом же за годы независимости Армении за отказ служить в армии были осуждены 364 члена этой организации. Таким образом, несмотря на закон об альтернативной службе, «свидетели» отказываются проходить ее, предпочитая тюремное заключение. Более того, они начали обращаться по этому поводу в Европейский суд по правам человека. В конце минувшего года в Европейском суде по правам человека прошли слушания по иску члена религиозной организации «Свидетели Иеговы», гражданина Армении некоего Баядяна.
Отбыв уголовное наказание за уклонение от воинской службы, он обратился в ЕСПЧ с иском, считая, что уголовная ответственность за уклонение от предусмотренной Конституцией всеобщей воинской повинности является нарушением свободы вероиспо-
ведания, предусмотренной Конвенцией по правам человека. После того как нижняя палата ЕСПЧ со «свидетелем» не согласилась, он обжаловал ее решение уже в верхней палате, в которой ему было обещано вынесение решения в течение года.
Учитывая, что за последние два года в Армении не было зафиксировано ни одного случая прохождения альтернативной воинской или трудовой службы, можно решить, что эта практика в республике не прижилась. Однако в экспертном сообществе существует и другая точка зрения, согласно которой Армения практически не выполняет взятые на себя перед Советом Европы обязательства по внесению поправок в действующий Закон «Об альтернативной службе». В 2007 году СЕ призвал армянские власти пересмотреть принятый в 2003 году закон, однако до сих пор никаких шагов в этом направлении предпринято не было. Закон не работает, его положения не соответствуют международным стандартам, посему и члены «Свидетелей Иеговы» предпочитают альтернативной службе тюрьму.
С членами «Свидетелей Иеговы» связано и несколько громких преступлений в Армении. Так, 8 ноября прошлого года в городе Севан произошло зверское двойное убийство 23-летним Арманом Торосяном своих родителей – 64-летнего Хачика Бабаяна и 57-летней Мариетты Торосян. Торосян, называвший себя «свидетелем Иеговы», в разгар ссоры с родителями кричал, что, убивая дьяволов, выполняет приказы Иеговы. Он также заявил полицейским, что убитые не являются ему отцом и матерью, это два сатаны, которых он уничтожил по указу своего истинного отца - бога Иеговы…
А в ночь с 28 на 29 января нынешнего года некий Арман 25 лет, разбив в щепки двери ереванской церкви Сурб Саркис, расположенной в микрорайоне 5-й Нор-Норкский массив, метнул в помещение церкви мусорные урны, стоявшие у входа. После этого молодой человек зажег все свечи на алтаре храма и стал громко читать Евангелие, которое находилось на алтарном престоле. Чтение продолжалось до тех пор, пока подоспевшие полицейские не арестовали его. На расспросы о родителях и о том, с какой целью он осквернил храм, Арман отвечал, что у него нет родителей, оным является «только Святой Дух», и что его поступок был «Божьим велением».
97% населения Армении, подавляющее большинство, за небольшим исключением армян-католиков, являются приверженцами Армянской Апостольской Церкви. Число православных, приверженцев Евангелистской церкви, молокан, пятидесятников, баптистов, «свидетелей Иеговы», и прочих составляет лишь очень небольшой процент. При этом большинство граждан республики относятся к носителям традиционных религий толерантно, чего нельзя сказать об их отношении к сектантам.
Однако это не помешало официально зарегистрироваться в Армении 64 сектам и более 100 неофициальным религиозным организациям. Всего в сектах состоит порядка 100 тысяч человек. Более того, члены религиозных организаций работают во всех государственных учреждениях. По данным Министерства юстиции Армении, официально зарегистрированная в Армении только в 2004 году после 15 предшествовавших этому отказов, организация «Свидетели Иеговы» еще в 80-х годах насчитывала 100 членов, в середине 90-х - 8 тысяч, а сегодня уже 20 тысяч.
Подводя итоги, следует отметить, что в силу сложившихся исторических обстоятельств борьба армянского народа за сохранение своей веры приобрела характер борьбы за сохранение национальной идентичности, а Армянская Апостольская Церковь в условиях многовекового отсутствия государственности была важнейшим национальным объединяющим институтом. Именно отсюда и исходит особое отношение армянского народа к ААЦ как к символу единения армян всего мира.
Поэтому властям Армении, несмотря на их тяготение к Западу и западным льготным кредитам, рано или поздно, но придется определиться в своем отношении к нежелающим служить в армии, спасать своих детей от смерти посредством переливания крови и уничтожающим христианские святыни армянским последователям «Свидетелей Иеговы».
Давид Степанян, Ереван
Оставьте свои комментарии