№ 5 (164) Март (1-15) 2011 года.

Католикосы Армении

Просмотров: 9095

Армянская Церковь на протяжении веков составляла неразрывное целое со своим народом и сыграла значительную роль в национальной истории. Католикосы Армянской Церкви всегда рассматривались как гаранты стабильного существования и возрождения Армянской Церкви. Предлагаем хронологию правления армянских Католикосов. Следует отметить, что в истории Армянской Церкви с 302 г. и по сей день насчитывается 132 Католикоса.

105 Нахапет I

(1691—1705)

С первых же дней избрания занимался церковными строительными работами. Владения Эчмиадзина при нем продолжали расширяться. Особенно активно строил церкви в Ереване, в районах Конда, Канакера и в Араратской долине. Была отреставрирована церковь Дзорагюха в Ереване, построено новое здание церкви Шохакат в Эчмиадзине.

В 1696 г. Нахапет I в Эчмиадзине принял представителя польского царя Яна Собесского – этнического армянина Шимона Бедросовича, с которым вел переговоры относительно армяно-польского сотрудничества.

Армянский Католикос проводил очень осторожную политику и, чтобы не испортить отношения с Персией, решил не поддерживать армянского политического деятеля Исраэла Ори. При нем ухудшились отношения между Ахтамаром и Эчмиадзином.

106 Александр I

( 1706—1714)

Получил образование и был священником в Новой Джуге. Затем занимал различные церковные посты в том же регионе Восточной Армении. Имел влияние в кругу восточноармянских духовных деятелей. Как и предыдущий Католикос, Александр I проводил строительные и реставрационные работы в Эчмиадзине, расширяя владения Церкви. Благодаря его усилиям была разрешена проблема, связанная с пустующим троном Константинопольского армянского Патриархата. Александр I решил финансовые проблемы Церкви. Историки его считают одним из самых выдающихся армянских Католикосов. Он занимался также просветительской деятельностью. Сохранились оригиналы его работ. Именно Александр I был инициатором письма, отправленного 18 июля 1709 г. Святым Эчмиадзином русскому царю Петру I, в котором Католикос подтверждал лояльность Армянской Апостольской Церкви Российской империи.

107 Аствацатур I

(1715—1725)

Родился в городе Хамадан. Избран Католикосом 7 мая 1715 г. Во время своего правления установил дружественные отношения с Петром I. Россия стала союзником Армении против ее мусульманских соседей – Персии и Османской империи.

При нем значительно улучшилось состояние армянских церквей. Он призывал турок и персов облегчить налогообложение. Благодаря позиции Католикоса персидский шах издал закон, по которому принявшие ислам армяне не могли, как раньше, завладевать имуществом своих родственников-христиан. Католикос призвал состоятельных армян вернуться в Восточную Армению. Содействовал региональной политике царской России. Поддерживал борьбу армянского военачальника Давида Бека против персов. Был вынужден сменить резиденцию из-за османских вторжений. Похоронен в церкви Святой Рипсиме в Вагаршапате (Эчмиадзин).

108 Карапет II

(1726—1729)

После внезапной смерти Аствацатура I неблагоприятные политические условия воспрепятствовали проведению церемонии избрания нового Католикоса в Эчмиадзине. По инициативе армянского Патриарха Константинополя Ованеса Колота избрание нового Католикоса было решено провести в Константинополе.

Новоизбранный Карапет II сразу же отправил резкое письмо в Рим, осудив Папу Римского за миссионерскую политику в Западной и Восточной Армении. В результате политики Папы многие армянские общины массово принимали католичество, что не могло не беспокоить Армянскую Апостольскую Церковь. До того как возвратиться обратно в Эчмиадзин в 1728 г., Католикос посетил все Епархии Армянской Церкви. Вел просветительскую работу, благоустроил церковные владения, улучшил экономическую жизнь Католикосата.

109 Абраам II

(1730—1734)

Был учеником Вардана Бахешеци и Григора Шхтаякри. Служил в церкви в городе Бахеше и в Муше. Был избран Католикосом при поддержке османских правителей. Пользовался также поддержкой Армянской Патриархии Иерусалима и Константинополя. Во время правления создавал благоприятные условия для Церкви. Проводил реставрационные работы в Святом Эчмиадзине и в Восточной Армении. Писал религиозные тексты и музыку.

110 Абраам III

(1734–1737)

Один из самых достойных армянских Католикосов. Родился на острове Крит. Во время турецко-персидских войн благодаря своим личным качествам смог получить поддержку от персидского шаха Надира в освобождении Святого Эчмиадзина от налогов. Отстоял права Армянской Церкви. Благодаря вмешательству Католикоса из персидского плена были освобождены 7000 армян и грузин. Он пользовался огромным уважением персидского шаха Надира, который позволил армянскому Католикосу во время церемонии присяги преподнести ему символ Персии - меч. Первый и последний раз христианину в Персии было оказано такое доверие. Католикос Абраам III занимался также просветительской деятельностью. До нас дошли его историографические и церковные заметки.

111 Лазар I

(1737—1751)

Среди современников считался человеком эрудированным. Увлекался философией, наукой и поэзией. Персидские правители, и в особенности шах Надир, негативно относились к новому Католикосу. Его насильно пытались лишить церковного трона. Два раза он был сослан на остров Севан. Однако ему всегда удавалось выполнять свои обязанности. Проводил строительные работы. В 1741 и 1750 гг. построил ряд новых церковных сооружений в Эчмиадзине. До нас дошли его церковные стихи. Лазара I считали Католикосом с диктаторскими наклонностями. Он жестоко подавлял любое сопротивление, ненавидел своих оппонентов и проводил агрессивную политику по отношению к духовенству. Любил роскошь, дорогие подарки.

112 Минас I

(1751—1753)

Духовное образование получил в школе Амртолу в Багеше. Был самым юным учеником Вардана Бахешеци. В 1730-1749 гг. служил в армянской церкви Сурб Карапет в Муше. Был избран 15 сентября 1751 г. Современники описывают его как спокойного и уравновешенного духовного деятеля. Благодаря этим качествам его кандидатура была поддержана почти всеми епархиями Армянской Апостольской Церкви. Благодаря сбалансированной и миролюбивой политике сумел предотвратить разногласия среди церковных деятелей Эчмиадзина. Хотя у него было много планов, но реализовать их Католикос не смог, так как скончался 12 мая 1753 г. Похоронен во дворе церкви Св. Гаянэ в Эчмиадзине.

Отдел культуры «НК»

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 26 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Отличная публикация! Молодцы, ноевковчеговцы! / Новая Джуга находилась близ Исфагана(Сефевидский Иран), а не в регионе Восточной Армении и т. п.
  2. Уважаемый Модератор, пожалуйста нажмите на кнопку оценить (на 5), а то у меня в в браузере, почему-то эта кнопка не активирована.
  3. Глубоко изучив армянскую историю я знаю и историю Армянской апостольской церкви. К сожалению случалось и так, что кое-кто из каталикосов не поддерживал идею освобождения Армении от иноземцев. В частности Симеон Ереванци, занимавший святой престол в Эчмиадзине в 1763-1780 годах, так и не понял устремлений Овсепа Эмина и можно сказать всю жизнь преследовал его, даже тогда, когда Эмин жил позже в Индии. Но это из разряда исключений. Каталикосы всегда были духовными лидерами армянского народа с самого начала, начиная от святого Григора Лусаворича. А осуждать каталикоса С.Ереванци за то, как и святую армянскую церковь, я конечно же не вправе - это сейчас легко рассуждать, мол он не прав. В тот тяжелейший век вопрос стоял а самом выживании Армении, армянского народа и может каталикос Ереванци исходил из каких-то других патриотических позиций... Во-вторых я ведь даже не христианин, и у меня наверно вообще нет права комментировать действия человека высшего и святого сана. Но трагизм Эмина, положившего всю свою жизнь на алтарь свободы Армении, стоит таких комментариев. А в целом великолепная серия публикаций, спасибо редакции НК. Хотя допускались и ошибки - некоторые каталикосы раннего периода, не отнесенные армянской церквью в сонм святых, изображены таковыми, с нимбом. Имена не буду называть, как-то неудобно...
  4. По моему мнению, Симеон Ереванци (автор "Джамбра") проводил наиболее оправданную в тех сложных условиях политику; Эмин, воспринимался им, вероятно, как масон (так и есть по некоторым данным) и источник опасности для Армянской церкви. Советская историография несколько односторонне освещала деятельность Эмина. Автобиография И. Эмина издана несколько раз в Англии.
  5. Я слежу за этим чудесным циклом! Это огромная работа! Спасибо Ноев-Ковчегу и участникам форума, которые будучи не армянами ведут активные и приятные дискуссии.
  6. Молю бога, чтобы следующим католикосом стал милейший и обаятельнейший Навасард Кчоян, который знает толк в дорогих тачках. Да что "Бентли"! Такому милейшему и обаятельнейшему все армяне мира просто обязаны что-либо подарить - от авторучки до виллы на Лазурном берегу. Так служит Навасард Кчоян нашей церкви, так старается, круглыми сутками. Больше подарков этому главе Араратской епархии Армянской церкви!!! Ну просто честнейший и скромнейший человек этот Навасард Кчоян, посланный армянскому народу судьбой и богом.
  7. Таких как Кчоян полно в церкви.Какой католикос такие и его подданные.К сожалению
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты