Трехсторонняя встреча в Сочи понизила градус напряженности
5 марта в Сочи состоялась трехсторонняя встреча президентов России, Армении и Азербайджана. В ходе переговоров Дмитрия Медведева, Сержа Саргсяна и Ильхама Алиева обсуждались актуальные вопросы нагорно-карабахского урегулирования.
Состоялся обмен мнениями о ходе реализации совместного заявления, подписанного 27 октября 2010 года в Астрахани. Инициатором нынешней встречи, как и прежде, выступила российская сторона. Похоже, данный формат уже превращается в традицию. Это, кстати, свидетельствует о том, что Москва несколько дистанцируется от западных партнеров по Минской группе ОБСЕ.
Пока что Вашингтон вроде бы спокойно реагирует на односторонние посреднические усилия России в карабахском урегулировании. Например, помощник госсекретаря США по вопросам Европы и Евразии Филипп Гордон заявил недавно, что Вашингтон в этом вопросе доверяет Москве. «Некоторые утверждают, что российская сторона, организовывая встречи между Арменией и Азербайджаном, постепенно берет процесс под свой контроль, но проблема здесь совершенно другая: географическое положение России позволяет ей легче организовывать встречи», – заявил он. Гордон также отметил, что между посредниками существует взаимное доверие по данному вопросу, «поскольку они выступают в защиту общих интересов, которые заключаются в императиве обеспечения всеобъемлющей безопасности в Европе».
Возможно, такая сдержанная реакция США объясняется тем, что их активное противодействие российским инициативам сразу раскрыло бы истинные цели Вашингтона на Южном Кавказе. Пока же американцам удается маскировать эти намерения благозвучной риторикой. Между тем, у России достаточно оснований, чтобы не доверять Западу в карабахском вопросе. Прежде всего, следует обратить внимание на весьма пассивную позицию западных столиц и ОБСЕ по поводу целой череды воинственных заявлений, звучащих в последнее время из Баку. То же касается и регулярных нарушений режима прекращения огня азербайджанской стороной на линии соприкосновения войск. Баку не только не подвергается критике за подобные действия и заявления, но нет даже намеков на обеспокоенность Запада этими событиями. Создается впечатление, что рост напряженности в зоне конфликта Запад вполне устраивает. Но это категорически неприемлемо для Москвы. Ведь в случае возобновления боевых действий России придется делать болезненный выбор, кого поддержать в политическом, а может быть, и в военном отношении. Понятно, что если войну начнет Азербайджан, то Москве придется поддержать Армению. А это неминуемо оттолкнет Азербайджан от России и приведет его в ряды НАТО.
Между тем, Россия заинтересована в хороших отношениях и с Арменией, и с Азербайджаном. Армения наш единственный военный союзник в Закавказье, член ОДКБ, своеобразный форпост России в этом взрывоопасном регионе. Здесь развернута российская военная база, а инвестиции крупных российских компаний в армянскую экономику исчисляются многими миллиардами долларов. С другой стороны, Азербайджан наш сосед, с которым Россия имеет общую границу в районе, где продолжается война с вооруженным исламским подпольем. Поэтому поддержание безопасности на общей границе с Азербайджаном для России – важный приоритет. Азербайджан является членом СНГ и соответственно партнером России в рамках этой организации. Азербайджан также является важной страной с точки зрения энергетики и сотрудничества на Каспии. Все это Москва вынуждена учитывать, выстраивая свои отношения с Азербайджаном и Арменией.
Что касается Запада, то приоритетом для него является именно Азербайджан. Так как через Азербайджан и Грузию можно осуществить выход к энергетическим ресурсам Каспия и Центральной Азии, минуя Россию. Отсюда давнишняя цель Запада – втянуть Азербайджан в НАТО и тем самым поставить под свой военный контроль стратегические коммуникации в Центрально-Азиатском регионе. Однако этому мешает неурегулированность нагорно-карабахского конфликта. Азербайджан хочет вернуть территорию Карабаха, хотя и проиграл армянской стороне в вооруженном конфликте. Обычно на уступки вынуждена идти именно проигравшая сторона. Но Баку ловко использует заинтересованность Запада в своей территории и энергоресурсах для того, чтобы решить нагорно-карабахский конфликт в свою пользу. То есть требует от Запада возвращения этой территории под свой суверенитет. И Запад начал на этом направлении дипломатическую игру.
На Армению было развернуто давление по двум направлениям. Первое – побудить армянское руководство занять более «гибкую» позицию по вопросу о мирном плане урегулирования нагорно-карабахского конфликта (т.н. Мадридские принципы). По существу, речь идет о том, чтобы заставить Армению принять поэтапный вариант урегулирования, причем в том виде, как это выгодно Азербайджану. Прежде всего, Еревану предлагается принять следующую формулу: возвращение семи районов Азербайджана, оккупированных армией НКР, в обмен на проведение в будущем референдума в Нагорном Карабахе о его статусе.
На первый взгляд ничего страшного для армян в этом случае нет, так как результат референдума в Нагорном Карабахе с учетом его нынешнего этнического состава кажется самоочевидным. Но не все так просто. Ведь до проведения референдума необходимо вернуть туда азербайджанских беженцев.
А сколько вернуть? Может, их уже численно больше, чем все нынешнее население НКР. Их же никто толком не считал, у них сейчас семьи, дети, внуки. Вот и результаты референдума могут оказаться прямо противоположными. Или взять правила проведения референдума. Сколько людей должно проголосовать за независимость – 50%, а может, 75%? И тут опять возможны варианты в случае возвращения беженцев. Ну, а если армяне откажутся принимать выгодные Азербайджану условия проведения референдума и возвращения беженцев, то Баку может от этого плана в любой момент отказаться. Вот и получится, что армяне отдадут семь районов, грубо говоря, забесплатно и снова окажутся в блокаде, но уже в гораздо худших военно-стратегических условиях. А если еще предположить, что на границах НКР будут размещены некие миротворческие силы, то может получиться, как в Косово, когда сербов просто выжили из региона под прикрытием войск НАТО. Так Запад и достигнет желанной цели – вернет Карабах под суверенитет Баку в обмен на вступление Азербайджана в НАТО.
Поэтому вполне можно понять президента Армении Сержа Саргсяна, который проявляет твердость и не идет на необоснованные уступки. Но Запад эта позиция не устраивает, и мы уже видим прямые попытки вмешательства во внутренние дела Армении с целью сместить Саргсяна и привести к власти более покладистого Левона Тер-Петросяна либо кого-то из его выдвиженцев. Не случайно в марте 2008 года Запад поддержал попытку «оранжевого» переворота в Армении. Тогда не получилось. Но эта политика продолжается.
В этом контексте следует рассматривать и позицию Запада по фактической поддержке воинственной риторики со стороны Азербайджана в адрес Армении и НКР. По сути, мы имеем дело с политикой угрозы силой, что противоречит Уставу ООН. Но Запад молчит, поощряя Азербайджан к дальнейшей эскалации напряженности. И в Баку прекрасно понимают, о чем идет речь. Например, 12 февраля сего года заведующий отделом администрации президента Азербайджана по внешним связям Новруз Мамедов открытым текстом заявил следующее: «Мы ждем принятия армянской стороной предложений, находящихся на столе переговоров. Нарастание военных призывов Азербайджана представляется естественным, потому что который год мы уже ведем переговоры. Ввиду безрезультатности этих переговоров президент Азербайджана заявляет о праве освобождения земель азербайджанской армией, и это естественно».
Вот и на этот раз перед самой встречей в Сочи Азербайджан демонстративно нарушил режим прекращения огня в зоне конфликта. В результате перестрелки на линии соприкосновения войск 4 марта был убит карабахский военнослужащий Григор Шахканян, а чуть ранее в ходе такого же инцидента получил ранение военнослужащий Ованнес Авдалян. МИД Армении выразил протест по поводу этих действий Азербайджана и призвал международную общественность дать на них «достойный ответ». Но никакой реакции со стороны Запада не последовало.
Вряд ли угрозы силой со стороны Азербайджана направлены на то, чтобы напугать армянских, а тем более карабахских военных. Их цель в другом – оказать давление на пораженческие круги в армянском обществе и дать дополнительные аргументы прозападной оппозиции в Ереване. Мол, «карабахский клан» своей неуступчивостью ведет дело к новой войне. Надо соглашаться на план поэтапного урегулирования. А для этого надо сменить нынешнее руководство Армении и поставить тех, кто этот план подпишет.
В этих условиях Россия, не заинтересованная в обострении ситуации как между Азербайджаном и Арменией, так и внутри Армении, вынуждена предпринимать шаги по снижению напряженности между Баку и Ереваном. Но осудить воинственные заявления Азербайджана публично Россия не может, так как в этом случае подтолкнет Баку в сторону НАТО, чего Запад и добивается. Поэтому Москва пошла по пути таких непубличных мероприятий, как трехсторонние встречи президентов в узком составе. Роль этих встреч, прежде всего, морально-психологическая. Необходимо просто утихомирить страсти, не допустить роста словесной перепалки между Азербайджаном и Арменией, вернуть стороны к языку дипломатии и переговоров. С этой точки зрения нынешнюю встречу можно считать успешной.
Показательно в этой связи принятое на ней совместное заявление по нагорно-карабахскому урегулированию. Президенты, в частности, обещали «стремиться решать все спорные вопросы мирными средствами и проводить расследование возможных инцидентов вдоль линии прекращения огня с участием сторон под эгидой сопредседателей Минской группы ОБСЕ и при содействии специального представителя действующего председателя ОБСЕ». Была также достигнута договоренность завершить в кратчайшие сроки обмен военнопленными. В заключение президенты отметили важное значение своих регулярных контактов по вопросам нагорно-карабахского урегулирования и договорились продолжить их в трехстороннем формате в дополнение к работе сопредседателей Минской группы ОБСЕ.
При этом российская сторона, как и прежде, воздержалась от навязывания Азербайджану и Армении конкретных форм урегулирования конфликта. В Кремле перед встречей специально подчеркнули, что принципиальная позиция России по вопросу нагорно-карабахского конфликта не изменилась — именно за народами Армении и Азербайджана остается последнее слово, и никто со стороны не вправе продавливать какой-либо иной вариант.
Таким образом, при кажущейся малопродуктивности прошедшего мероприятия, оно, как представляется, сыграло положительную роль: позволило лидерам Армении и Азербайджана встретиться лицом к лицу, побеседовать в спокойной обстановке и таким образом понизить градус напряженности в армяно-азербайджанских отношениях.
Михаил Александров
Оставьте свои комментарии