Обороните нас, Господь и США, от революций
Уже и у нас революции из новостного хита переходят в инструментарий оппозиции. На митинге 1 марта Левон Тер-Петросян пригрозил власти маршем арабских революций на Армению, хотя здесь нет ни правящего 30 лет президента, ни братьев-мусульман, для которых, как наиболее организованной силы, скорее всего и стараются устроители революций. Итог, если революции, подобно эпидемии, распространятся по незападному миру, может получиться оригинальный: братья-мусульмане – в исламских странах, Левон Тер-Петросян – в христианской Армении.
То, что революции на Ближнем Востоке делаются именно для торжества шариата, может вызвать сомнения только у верующих либералов. Остальные же просто недоумевают, ради чего это вдруг американцы воспылали любовью к радикальному исламу. Конечно, кое-что в Египте, например, могло возникнуть и само по себе. Всякий протест, даже без внешней поддержки, может разрастись до протеста гневного. Но дальше потребуются организация и ресурсы, и на этой стадии американцы решили развеять сомнения в своей непричастности к событиям, вмешавшись в ситуацию на стороне протестующих масс, публично посоветовав Мубараку уйти в отставку. Политолог Сергей Кургинян во время передачи Максима Шевченко, на которой не скрывают своих мыслей и чувств, прогнозировал революционные взрывы в Центральной Азии в середине года. Мол, знают, что делают, и известно, к чему это приведет. Если же Америка так блестяще освоила сложный бизнес революций в исламских странах, то что для нее маленькая Армения, если это покажется ей необходимым?
На этом фоне призывы посла США в Армении Мари Йованович к студентам Ереванского государственного университета вызвали, мягко говоря, недоумение. Начав с безопасного, типа «Вы можете предпринять простые или более весомые шаги, собраться и вычистить сквер возле своего дома или провести акцию в защиту свободы СМИ. В обоих случаях
вы будете способствовать процветанию Армении» (с чем невозможно не согласиться), посол далее призвала к «сворачиванию гор»: «Порой правительства желают, чтобы эти горы оставались на своих местах, однако когда гражданское общество имеет достаточную поддержку для побуждения правительства к основополагающим преобразованиям, это является четким знаком того, что пришло время для сворачивания гор».
Специфическая терминология американского дипломата была воспринята «гражданским обществом» с определенным страхом. Известно, что Мари Йованович была послом США в Киргизии в 2005 году – в период свержения «гражданским обществом» президента этой страны Аскара Акаева, а также известно, чем это кончилось. Точнее, никак не может кончиться.
Не исключено, что именно это и называется «сворачиванием гор». Когда, свернув одну гору, «гражданское общество», вооруженное кто чем горазд, все никак не остановится, сворачивая все, что попадается на пути. Если еще учесть, что подавляющее большинство общественных и неправительственных организаций в Армении финансируется государственным департаментом США, то при правильном информационном воздействии на неокрепшие студенческие умы может прийти и наша очередь свернуть парочку гор.
Опасность эта вполне реальна, потому что западная методичность довела революционное мастерство до такой рутины, что здесь уже можно обойтись без «революционного творчества масс», под которым Ленин понимал склонность к бузе. И даже недовольство масс, когда внизу не могут, а наверху не хотят, или наоборот, тоже может быть сгенерировано. Т.е. в наиболее совершенных проявлениях революционный процесс может начаться с недовольства клиента тем, как ему починили обувь. Остается задаться целью революции, и вот тут начинаются сомнения в ее целесообразности. Если священные коровы Запада – это права человека и демократия, то зачем же подвергать исламские страны риску установления в них сектантского ислама, от которого у тех же самых США еще не раз будет болеть голова? И, вообще говоря, демократия и права человека являются результатом эволюционного, культурного развития того или иного народа, а не ценностями, которыми можно неожиданно овладеть в пылу революционного азарта.
Если Мубарак был столь плох, что ему было рекомендовано уйти в отставку, то почему это не было сделано раньше, допустим, в приватной беседе? На протяжении как минимум 15 лет, когда Мубарак уже пересидел все приличные сроки нахождения на президентском посту, у США были многочисленные возможности сделать это. Почему ему не сказали, что воровать – плохо и потому его наворованные сбережения не будут хранить в западных банках – пусть возьмет себе несколько миллионов на жизнь, а остальное вернет туда, откуда взял? И что всякий правитель, будь он даже ангел во плоти, после определенного количества лет управления тем или иным народом теряет свежесть и даже становится утомителен? И что иногда хочется сменить хорошего даже на плохого просто ради обновления чувств?
Однако в западной политике есть замечательное понятие: «сукин сын, но наш сукин сын», объясняющее отсутствие брезгливости к самому что ни на есть пещерному тоталитаризму. И потому пока тот или иной сукин сын – «наш сукин сын», он вполне устраивает тех, кто как бы борется по всему миру за демократию и прогресс. Второе замечательное понятие - «реальная политика». Что-то вроде сталинского тезиса о том, что революцию, как, впрочем, и все остальное, не делают в белых перчатках. Такая раскованность в действиях неизбежно приводит к тому, что методы превалируют над целью. Т.е. гораздо проще сотворить что-нибудь, чем воздержаться. В свое время США тщательно выпестовали в пику СССР движение «Талибан», теперь же сами с ним и борются. Это о том, что политики даже самой могущественной страны не самые прозорливые люди на земле и ошибаться могут гораздо чаще, чем водопроводчики.
Правда, могут быть и другие точки зрения. Типа: а с кем бы боролись США, не создай они этот самый «Талибан»?
Целесообразность можно найти во всем, иногда – явную, чаще – скрытую. Скрытая целесообразность – это, как принято считать, удел спецслужб. Не легкомысленные политики, мол, а серьезные спецслужбисты, рыцари плаща и кинжала и обслуживающие их мозговые центры решают, кому, что и когда делать. И все, что делают они, рассчитано с ювелирной точностью, до второго пришествия, и то, что кажется нелогичным сегодня, окажется верхом логического мышления послезавтра. Потому что спецслужбы со своими возможностями ошибиться просто не могут, даже если захотят. Зная, как поступил бы бог, они могут поступить, как дьявол, ибо все методы хороши для достижения национальных целей.
Вот только в чем эти самые национальные цели состоят – не всегда поддается четкому определению. Да и насчет соответствия спецслужб своим функциям тоже можно поспорить. Уж на что был мощной спецслужбой КГБ, а ничего, кроме дурной славы, не оставил. Казалось, что все у него под контролем, и ситуацию в стране он представляет замечательно, и сумеет отвести грозящие ее существованию опасности. Ан нет…
Поддерживая миф о своей запредельной мощи, спецслужбам легче признаться в запредельной же подлости, нежели в простой неосведомленности. И именно ЦРУ снесло башни-близнецы, а не хлопало ушами, когда их сносили другие, и КГБ развалил СССР. Признание в немощи для спецслужб – убийственно, и много чего плохого они вполне могут взять на себя, лишь бы не оказаться вне процесса. Примерно как в громком преступлении сперва признаются самозванцы, жаждущие славы Герострата, и только потом дело доходит до настоящих преступников. Если доходит, конечно.
И потому в революциях, технология которых отработана до мелочей в открытой печати и секретных инструкциях, может не быть никакого смысла, ни сиюминутного, ни покрытого мраком перспективы. Однако простота процесса манит, а начальный запас недовольства есть везде, и остается разогнать его до нужного градуса.
Однако пока устройство революций не отшлифовано до бриллиантовой огранки, информация об «объекте революции» все-таки имеет определенное значение. И тут можно не сомневаться - посольства умеют ее и добыть, и обработать. По крайней мере, сливы «Викиликса» говорят именно об этом. В частности, по некоторым криминальным событиям в Армении информация, добытая посольством США, практически со всех уровней, выдает совершенно профессиональную работу его сотрудников. И такому же профессиональному анализу подвергается и политическая, и социальная ситуация. Если к этому добавить еще и совершенно определенные ресурсы воздействия на влиятельных людей, как в виде материальных стимулов, так и компромата, то очень скоро можно дойти до ленинских признаков революционной ситуации.
Сказать, что сегодняшняя власть является предметом гордости армянских граждан - было бы огромным преувеличением. Однако даже заклятых оппозиционеров, исключая, может быть, радикальное крыло АНК, перспектива революции в Армении пугает. Потому что проблема не в том, чтобы устранить действующую власть, а в том, кто и с какими идеями придет ей на смену. Политическая же сила, способная запустить механизм модернизации страны, пока не созрела. Революция же приведет к власти не просвещенных демократов, а основателей кланово-олигархической системы, фальсификации выборов и вседозволенности, авторитет которых зиждется на том, что деяния их за давностью лет несколько потускнели. С одной стороны, власть, не умеющая обеспечить нужного темпа реформ, с другой стороны – созидатели того общественного устройства, которое тянет страну назад. Так что египетский сценарий нам противопоказан всячески. Пусть даже не эта власть, пусть следующая осуществит реформы – все лучше, чем если снова откатиться назад и искать свой путь в будущее после разрухи и потрясений.
А теперь немного позитива. Правда, условного. В блоге Wall street journal в списке стран, в которых вероятность революционных вспышек высока, нас нет. Для оптимистов это означает, что Армения пока находится вне внимания революционных технологов. Зато Азербайджану присужден рейтинг страны с высоким уровнем вероятности революционных вспышек. Но если рванет в Азербайджане – мало никому не покажется. Плюс к привычным в регионе социальным проблемам в Азербайджане высока активность радикальных религиозных организаций. Но и это не все. В течение как минимум десятилетия гражданам Азербайджана, ставшего фактически султанатом, внушается ненависть к армянам. Это означает повышение негативной энергетики, которая ищет благоприятного повода выплеснуться наружу. И то, что субъект ненависти в Азербайджане отсутствует, мало что значит - запасенная ненависть может выплеснуться по любому адресу. И если у нас революция затормозит возможность эволюционного развития, которое и есть основное завоевание, то от революционного Азербайджана нужно будет держаться по возможности дальше.
Революции со времен Французской пожирают своих детей. Это мы знаем. Но и своим спонсорам приносят не только дивиденды, как бы хорошо их ни просчитали спецслужбы, но и головную боль. Октябрьская революция, профинансированная Германией, не принесла ей ничего хорошего. И фашизм, и позорное поражение в войне – это все отложенные последствия революции. Так, может, освоив революционный жанр, не мешало бы теперь приступить к эволюционному? Добиваться не переворотов, но реформ, не крови, а благополучия? Употреблять силу во благо, а не во зло. С одной стороны. С другой – противодействие революциям должно стать популярным жанром как внутренней, так и внешней политики. Не исключено создание целого направления государственной деятельности. А вот чему оно будет способствовать – это уже как повезет.
Арен Вардапетян
Оставьте свои комментарии