Армянский вопрос в Турции: первый шаг уже сделан
В Турции избран новый спикер парламента. Им стал представитель победившей на парламентских выборах Партии справедливости и развития (ПСР) Джемиль Чичек. Ранее он занимал пост вице-премьера и официального представителя правительства.
Казалось, что для победившей на парламентских выборах партии провести своего выдвиженца в главы парламента не должно было представлять особого труда. Однако осуществить эту комбинацию удалось только в третьем туре. Чичеку были противопоставлены также депутат от правящей Партии справедливости и развития (АКР) Зелкиф Каздал и Тунджа Тоскай от партии Национального движения (МНР). Это свидетельствует не только о сложном раскладе политических сил в Турции, образовавшемся после парламентских выборов, но и о положении в самой победившей партии. Это - первая особенность сложившейся ситуации. В этой связи можно предположить, что определенные проблемы могут возникнуть в парламенте и при получении вотума доверия нового однопартийного состава правительства Реджепа Тайипа Эрдогана.
Вторая особенность заключается в том, насколько нынешний состав парламента окажется способным осуществить намеченный правящей партией политический маневр - провести новые поправки в Конституцию, которые ведут к трансформации Турции в сторону президентской республики.
Правящая партия намеревалась в ходе выборов получить в парламенте 367 депутатских мандатов. Только это позволяло без проведения референдума простым голосованием в парламенте провести намеченные поправки в Конституцию и установить президентскую форму правления. Тогда и фигура спикера парламента приобретала серьезный политический вес, объективно получая часть властных исполнительных возможностей. Но сейчас у партии Эрдогана 325 мест в парламенте - на 8 мест меньше, чем было до выборов. Поэтому маневр провести поправки через парламент выглядит проблематичным, как и выход на референдум, поскольку он может преподнести правящей партии политические сюрпризы. Тем более, что идею написать новую Конституцию подхватила часть оппозиции, считающая, что в качестве одной из поправок в этот документ должен быть включен курдский вопрос. Это - уже третья особенность сложившейся ситуации, поскольку в Турции, может, впервые в новейшей истории выдвинута на публичное обсуждение проблема положения национальных меньшинств. В то же время надо отметить, что для партии Эрдогана это не является сюрпризом, поскольку в ходе избирательной кампании сам премьер заявлял, что Анкара отказывается от принципов проведения политики ассимиляции. Поэтому, когда некоторые политологи связывают с новым главой турецкого парламента Джемилем Чичеком продолжение прежнего курса Анкары в отношении Армении, это не совсем вписывается в сложившиеся турецкие реалии.
Дело в том, что армянский вопрос, как и курдская проблема, выведен в Турции из тени политики и публично обсуждается как на уровне власти, так и на уровне экспертного сообщества. В Турции понимают, что эти две проблемы имеют глубокие исторические корни, но власть пока пытается решать их на уровне решений тактического свойства.
Так, как заявил недавно госминистр, главный переговорщик Турции по вступлению в ЕС Эгемен Багыш, «как только состоится рукопожатие между Арменией и Азербайджаном, на следующий же день откроется армяно-турецкая граница». Однако этому кивку в сторону Азербайджана не стоит придавать решающее значение, поскольку Анкара пошла на подписание с Ереваном цюрихских протоколов вопреки желанию Баку. Это, как отмечала газета Zaman, было «первым шагом в намеченной долгосрочной комбинации». Так что теперь главное – удастся ли партии Эрдогана сделать на этом пути другие шаги.
Станислав Тарасов
Оставьте свои комментарии